Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Государство намерено усилить контроль за финансовыми потоками. Гость программы «Бетпе бет» - Серик Темирболатов, депутат Мажилиса Парламента РК

6 марта 2009, 10:33

«Бетпе бет» 04. 03. 2009.

Гость: Серик Темирболатов, депутат Мажилиса Парламента РК

Тема: «Государство намерено усилить контроль за финансовыми потоками».

Журналист: Данил Москаленко.

Ведущий:

На канале «Хабар» время программы «Бетпе бет», добрый вечер! В студии я, ведущий Данил Москаленко, сразу представлю своего собеседника: Серик Темирболатов, депутат Мажилиса Парламента РК. Добро пожаловать. Очень важный сегодня законопроект рассматривала палата, одобрила в первом чтении закон о противодействии легализации отмывания доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризма. В целом государство намерено усилить контроль за всеми финансовыми потоками, которые так или иначе связаны с банками и частными физическими лицами, юридическими лицами и т.д. Серик Абдуллаевич, первый вопрос: с чем все-таки связана необходимость принять такой закон о противодействии легализации отмывании доходов и средств, направленных на финансирование терроризма?

Гость:

Я прежде всего должен сказать, что принятие такого закона - это насущная необходимость прежде всего потому, что у нас еще значителен уровень теневой экономики в стране.

Ведущий:

Кстати, по некоторым оценкам до 30%?

Гость:

Да, можно назвать такую цифру. Но вместе с тем надо сказать, что наличие такого закона, его реализация - это практика многих стран. Т.е. во многих развитых странах такие законы действуют давно. Органы финансового мониторинга действуют достаточно эффективно, и они работают на то, чтобы обезопасить свою финансовую систему от проникновения грязных денег. А это в свою очередь работает или влияет на то, чтобы меньше средств уходило на реализацию всяких преступных замыслов, на финансирование всяких террористических актов. У нас поэтому и проект носит такое название.

Ведущий:

Вот сразу несколько цифр - я посмотрел статистику, которая сегодня прозвучала на заседании Мажилиса. Сами депутаты сказали, что цифры настораживающие, хотя данные только за 2003 год. Может быть, закон давно рассматривается, тем не менее, обналичивание на 602 млрд. тенге, это в 2003 году. Никто не сомневается, что в этом году или в прошлом сумма больше, из них 61 млрд. незаконно обналиченные деньги. Т.е. необходимость в этом законе есть?

Гость:

Бесспорно. Даже если в этом году или в прошлом году цифры были меньше чем та, которую вы назвали, это наоборот может быть увеличивает актуальность принятия этого вопроса.

Ведущий:

Но в тоже время как обычно в палате есть сторонники принятия этого закона, есть те, которые сомневаются в необходимости некоторых норм. Вот по поводу критериев, т.е. какие финансовые операции будут подпадать под контроль финансового мониторинга?

Гость:

Сказать, что все операции, которые проводятся субъектами финансового мониторинга, будут подпадать под контроль органов финансового мониторинга, это сказать не правильно. Я должен подчеркнуть прежде всего то, что в законопроекте предусматриваются определенные критерии, если операция превышает определенную сумму в зависимости от вида операции, то она может быть как бы проанализирована. Если анализ дает какое-то подозрение, то она будет проверяться.

Ведущий:

Давайте бытовую ситуацию возьмем. Человек в обменнике поменял 5 тысяч долларов, условно говоря. Это его операция будет ли взята под контроль финансовой разведки и попадет ли она дальше в правоохранительные органы?

Гость:

Во-первых, будет это просто обменник, или это будет обменник в банке, если у низ вызовет подозрение, они могут об этом сообщить. Потом если это сумма превышает тот пороговое значение, которое указано в законопроекте, тогда информация об этой операции будет передана. Но не обязательно, что эта операция является отмыванием грязных денег. Если у человека известные легальные доходы, то установив, что легальные деньги поступили, он вполне может заработать такую сумму или получить законным путем. То дальнейшая проверка этой информации не идет.

Ведущий:

Кстати, кто принимает решения, кто изучает дело человека, т.е. физического лица, меня как обывателя - законно у меня деньги или нет?

Гость:

Это решают уже в органе финансового мониторинга. Информацию, что вы пришли с такой-то суммой денег обменять на доллары, обменный пункт сообщает об этом в орган финансового мониторинга. Орган финансового мониторинга имеет базу данных на всех физических лиц. Известен приблизительно ваш среднегодовой доход месячный доход. Если подтверждается, что эти деньги легально могут быть у вас, то вы дальнейшей проверке не подлежите. Когда приходит внешне неопрятный человек, с грязными купюрами, бомжеватого вида, приносит такую сумму и просит обменять - подозрение это может вызвать. Откуда у бродяги бездомного эти деньги? У вас вызывает?

Ведущий:

Конечно.

Гость:

И вот когда я прихожу с такой громадной суммой, конечно, я попадаю под подозрение, начинается проверка, откуда же у этого человека деньги - может ему кто-то дал эти деньги, эти деньги грязные, и он принес их в обменник, чтобы ввести в легальный оборот.

Ведущий:

Давайте послушаем телезрителя.

Телезритель:

Добрый вечер! Беспокоит предприниматель. Ключевой вопрос решения коррупции - это ликвидация всех посреднических структур между деньгами налогоплательщиков и народа. Только тогда мы решим коррупционный вопрос. Тогда народ заживет нормально, и весь кризис мы выиграем. Казахстан будет на первом месте.

Гость:

Должен сказать, что этот вопрос к нам не относится. Но общая постановка вопроса об устранении - конечно, да.

Ведущий:

Например, сегодня на заседании палаты ваши коллеги приводили такой пример: если аким, например, какого - нибудь уровня отсылает огромную сумму денег - там 50 тысяч долларов в месяц или квартал - за границу для обучения своего сына, он госслужащий, он получает естественно гораздо меньше. Где он взял эти деньги - это станет основанием для проверки?

Гость:

В общем-то, да. Раз вызывает подозрение и тем более сумма превышает пороговое значение - значит, этот факт будет проверен.

Ведущий:

Вот есть вопрос, который поступил по электронной почте. «Деньги будут блокироваться. Блокироваться будут на 3 дня, потом правоохранительные органы будут принимать решение, а если все будет нормально, то кто будет отвечать за задержку операции, которую проводил бизнесмен, кто будет компенсировать убытки партнеру предпринимателя? Или молча все об этом забудут, и опять пострадает только бизнесмен?»

Гость:

Я должен сказать, что в законопроекте этот вопрос решен. Да, действительно, в течение 3 дней с момента, когда клиент приходит в банк, его операция может быть не произведена, если она вызывает подозрения. Если превышает пороговую сумму, то она подлежит поверке, и субъект финансового мониторинга - банк будет, или какая-то другая организация - передает эту информацию в орган финансового мониторинга, они при возникновении подозрений направляют эту информацию в правоохранительный орган. Правоохранительный орган в течение 24 часов должен проверить и сообщить - подтвердилось, или нет. Если подтвердилось - операция не проводится, не подтвердилось - операция осуществляется и продолжается. Но в такой ситуации переходим к вопросу о размещении. Здесь орган финансового мониторинга не несет никакой материальной ответственности в этом плане. Если эти деньги законные, оно проверяется, подозрение моментально рассеется.

Ведущий:

Есть вопрос. Добрый вечер!

Телезритель:

Добрый вечер! Алматы, Анжела. Я хотела спросить: был такой закон о всеобщем декларировании доходов. К сожалению, он до сих пор остался на полках, а этот закон, который говорит о том, что необходимо сейчас взять под контроль и с борьбой с терроризмом, воплощается для народа, почему - то принят на сегодняшнем заседании за один день. А почему нельзя было о декларировании принять заранее, тогда закон этот автоматически сегодня остался бы. И вопрос этот не ставился бы на сегодняшний день.

Гость:

Во-первых, надо сказать, что резон в постановкевопроса телезрителя есть. Если бы закон о всеобщем декларировании был принят до настоящего законопроекта, который мы обсуждаем, это бы значительно облегчило работу органа финансового мониторинга, и вообще проверять все вот эти операции при превышении определенных пороговых значений было бы значительно проще.

Ведущий:

Теперь вам предлагаю послушать официальную точку зрения министра финансов РК Болата Джамишева, орган сейчас ведет работу над этим проектом совместно с депутатами. До этого была у нас Генеральная прокуратура, как мне известно.

Болат Жамишев, министр финансов РК:

«В свою очередь комитет по финансовому мониторингу анализирует полученную информацию, в случае, если есть все основания полагать, что в результате совершения определенной операции в законный оборот увлекается незаконный доход, направляется соответствующая информация в правоохранительные органы для принятия процессуального решения. Вместе с тем в отношении субъекта финансового мониторинга за уполномоченным органом сохраняется только право приостанавливать проведение подозрительной операции сроком до 3 дней календарных. В первоначальном варианте законопроекта, разработанного Генпрокуратурой, правом по приостановлению подозрительной операции наделяли субъекты финансового мониторинга сроком до 3 дней и уполномоченными органами сроком до 5 дней. Это по нашему мнению позволит исключить риск для субъектов предпринимательства, которые могут выражаться в виде возможных судебных процессов по искам и жалобам клиентов».

Гость:

Министр правильно сказал, что по первоначальному варианту было 5 суток, сейчас в обсуждаемом законопроекте трое суток.

Ведущий:

А какие хорошие поправки вы еще внесли?

Гость:

Я должен сказать, что за время обсуждения законопроекта уже под эгидой нынешнего состава Мажилиса количество субъектов финансового мониторинга снизилось с 15 до 9. Т.е. количество субъектов, которые подпадают под финансовый мониторинг, сократилось.

Ведущий:

Т.е. вот эти у нас банки, обменные пункты, нотариусы, кстати, тоже будут попадать, да?

Гость:

Можно называть биржи страховые, перестраховочные организации, накопительные пенсионные фонды, профессиональные участники пенсионного фонда, организаторы игорного бизнеса.

Ведущий:

Понятно. Давайте вопрос послушаем.

Телезритель:

Добрый вечер! Марат Сексенбаев, Астана. Мне интересно - на начальной стадии обсуждения этого законопроекта частный сектор, те же предприниматели они очень были сильно против его принятия? На данный момент изменилась ситуация?

Гость:

Вопрос интересный. Мы на заседании своей рабочей группы приглашали и представителей предпринимательского сектора, банковского сектора, сомнений, конечно, меньше стало. Особенно в связи с тем, что орган финансового мониторинга создается, не при правоохранительной структуре, как это было раньше при Генеральной прокуратуре, а теперь этот орган создается при Министерстве финансов. Не знаю, по какой причине, но они считают что, наверное, Министерство финансов - раз это не силовой орган, оно, наверное, будет работать иным методом. Вместе с тем, некоторые мои коллеги говорят, что все равно, наверное, будет определено препятствие для развития бизнеса. Для легального бизнеса, для бизнеса, который осуществляется в правовом поле, существующем в Казахстане, этот закон не будет создавать препятствия. Он даже наоборот - создаст наилучшие условия.

Ведущий:

Позвольте под занавес я задам вам такой вопрос. Все-таки одно дело - легализация теневых доходов, отмывания денег, лжепредпринимательства, лжефирмы, который создаются на нефти у нас внутри страны. Но ни для кого не секрет - вот нет у меня цифры, к сожалению - сейчас какие потоки у нас выходят в оффшоры. Огромные деньги уходят в зоны, где нет налогообложения. Вот эти сделки мы сможем контролировать с помощью этого закона?

Гость:

Да, мы сможем это контролировать только при одном условии: когда мы примем этот закон и вступим соответствующие международные организации, и в тех странах, где находятся эти оффшорные зоны, имеются аналогичные структуры органы финансового мониторинга. С этими органами мы наладим соответствующие контакты и будем обмениваться информацией, и тогда будем знать, сколько наших денег находится вофшорах. Сейчас это цифра для нас не известна.

Ведущий:

Кстати, принятие такого закона - это обязательное требование для нас, для страны как участника международного сообщества?

Гость:

Если мы хотим, чтобы наша финансовая система была адаптирована к мировым стандартам - надо чтобы у нас действовал орган финансового надзора.

Ведущий:

Спасибо большое вам, что пришли к нам в студию, ответили на мои вопросы и телезрителей. Я напомню в конце, что сегодня депутаты в первом чтении одобрили проект закона о противодействии легализации отмывания доходов, полученных незаконным путем и финансирования терроризма. И здесь в студии прямого эфира был Серик Темирболатов депутат Мажилиса Парламента РК Спасибо большое. До встречи.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...