Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Мировая валютная система и национальные экономики

Экономика Казахстана способна преодолеть негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, поскольку Казахстан имеет:

- значительный опыт работы в рыночных условиях;

- огромный потенциал, колоссальные материальные и финансовые ресурсы, внутренние источники для развития;

- профессиональные кадры и человеческий капитал;

- выгодное географическое месторасположение;

- сильные нефтегазовые и горно-металлургические отрасли и банки;

- конкретный План совместных действий Правительства Республики Казахстан, Национального банка и Агентства РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций на двухлетний период, содержащий системные меры по преодолению кризиса.

Вместе с тем следует иметь в виду, что казахстанский кризис, в отличие от мирового, имеет несколько иную природу и является структурным, а не монетарным. Поэтому одними финансовыми манипуляциями преодолеть этот финансово-экономический кризис невозможно, поскольку его глубинные причины кроются в отрыве «финансовой» стоимости от реальной стоимости производства. Следовательно, необходимо решать практические задачи развития реального производственного сектора экономики с тем, чтобы преодолеть имеющийся между ними разрыв. Важно сделать структурную промышленную политику основным элементом государственной экономической политики, планируя пропорции производства, межсекторные связи, параметры структурной динамики и подбирая инструменты воздействия на них, включая организационные, институциональные, правовые и экономико-мотивационные методы.

В этой связи представляется необходимым проведение следующих обязательных стратегических правительственных мероприятий:

- планирование и проведение структурной политики (эта политика должна быть в основе любых предлагаемых и разрабатываемых долгосрочных программ развития, концепций и др.) с тем, чтобы повышать рентабельность реального производства продукции конечного спроса и снижать рентабельность трансакционных видов деятельности, включая снижение рентабельности промежуточных производств;

- проведение частичной, стратегически-избирательной национализации базовых отраслей и восстановление вертикально интегрированных структур в промышленности и национальном хозяйстве;

- регулирование тарифов на грузоперевозки и электроэнергию;

- использование бюджетного механизма для наращивания государственных инвестиций в инфраструктуру, фундаментальную науку и развитие базовых технологий, подчинив эти составляющие необходимости создания высокоэффективных вертикально интегрированных структур при обеспечении такого уровня диверсификации экономики, который бы создавал и поддерживал необходимую конкуренцию;

- проектирование масштаба и форм созидательной конкуренции как равнозначной задачи структурной политики.

Необходимо изменение проводимой в стране макроэкономической политики:

- стране нужен конкретный национальный директивно-индикативный план инновационного развития экономики на среднесрочный и долгосрочный период в привязке к конкретным территориям, отраслям, центрам и ведомствам с определением объемов и источников финансирования, который должен иметь как директивный (в отношении государственных органов и исполнителей ресурсов), так и индикативный (в отношении предпринимательских субъектов) характер. При этом руководители государственных ведомств должны отвечать за ведение в срок инновационных проектов и эффективное освоение финансовых ресурсов;

- пересмотреть политику использования нефтегазовых доходов, преодолеть уклон в сторону их «стерилизации» и вывода из страны путем вложений в ценные бумаги правительств зарубежных стран и направить большую часть этих ресурсов для инновационного развития национальной экономики;

- кризис дает шанс для мобилизации сил и средств на осуществление технологического прорыва в экономике, поскольку только такой прорыв может обеспечить в перспективе стабильный и устойчивый экономический рост. Это потребует масштабного обновления всей производственной базы реального сектора экономики республики, так как она на 70—80 процентов морально и физически устарела. Без решения этой практической задачи нельзя рассчитывать на прогресс общества в XXI веке. Поэтому целесообразно сосредоточить определенную часть финансовых ресурсов государства, включая часть нефтегазовых доходов и накопленных средств пенсионных фондов, на техническое и технологическое оснащение вновь создаваемых производств в отраслях, имеющих приоритетное значение для развития национальной экономики.

Представляется важным воссоздать мощное министерство внешнеэкономической деятельности, сосредоточив при нем развитие инфраструктуры зарубежных представительств, инвестиционных банков, закупочных фирм, агентств, экспертных инженерных структур, способных осуществлять комплексные закупки и поставки в страну государственным и частным предприятиям, регионам новейших технологий и систем техники; осуществлять скоординированную работу по развитию производств с внедрением инноваций в регионах, преимущественно в средних и малых городах, и кадровому их обеспечению, созданию инфраструктурной базы для закупаемых за рубежом комплексных технологических систем, обеспечивающих инновационное развитие приоритетных отраслей и сфер экономики. Это важно сделать быстро и оперативно, так как западные производства в настоящее время испытывают недостаточный спрос на свою высокотехнологичную продукцию из-за снижения платежеспособного спроса в мире, поэтому важно использовать эту благоприятную ситуацию в свою пользу.

Нельзя допустить, чтобы многомиллиардные финансовые ресурсы государства были растрачены впустую, каждый потраченный тенге должен дать высокую отдачу в перспективе, и за этим должен быть обеспечен жесточайший контроль со стороны государства. Только путем совместных целенаправленных усилий государства (включая предлагаемое специализированное министерство) и частного бизнеса, а также Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына», социально-предпринимательских корпораций (СПК) можно обеспечить ускорение модернизации и диверсификации национальной экономики на новой технологической основе, способствуя тем самым повышению конкурентоспособности товаров, работ и услуг в посткризисный период.

Что касается проведения скоординированной финансовой и денежно-кредитной политики в кризисных условиях, то здесь целесообразно, во-первых, продолжить курс на снижение налогов для развития частного предпринимательства, поскольку они более эффективно используют высвободившиеся средства на развитие собственного производства, во-вторых, важно стимулировать совокупный спрос для развития производства путем расширения государственных расходов и инвестиций, допуская некоторое увеличение бюджетного дефицита и рост инфляции.

Между тем нынешняя глобализация финансовых рынков приводит к беспрецедентным по своим масштабам потерям и становится угрозой для развития национальных экономик. Кризис, разразившийся в американской финансовой системе во второй половине 2007 и 2008 гг., отразившийся на многих странах, поставил под сомнение эффективность американской финансовой модели капитализма и ее жизнеспособность в условиях глобального рынка. Ситуация усугубляется и тем, что американский доллар по-прежнему играет роль мировой резервной валюты, поэтому «выброс» в финансовую систему США сотен миллиардов ничем не обеспеченных долларов может в дальнейшем провоцировать масштабный системный кризис на международном уровне.

В этой связи представляет практический интерес обстоятельный План радикального обновления мировой валютно-финансовой системы, представленный Президентом Нурсултаном Назарбаевым, взамен «старой дефектной системы мировых валют» в статье «Ключи от кризиса», М., Российская газета № 4839, 02.02.2009.

Это вызывает необходимость разработки механизмов государственного регулирования мировой валютной системы на международном уровне, поскольку глобальные экономические процессы не поддаются регулированию на локальном уровне.

При этом глубинными причинами кризисных явлений, происходящих в современной мировой финансовой системе, являются:

- чрезмерная либерализация финансовых рынков;

- отрыв финансовой сферы от реального сектора экономики в результате накачивания мировых рынков капитала производными финансовыми инструментами (мировой ВВП составляет 64—65 триллионов долларов, а стоимость всех обязательств, включая наличные деньги и различные финансовые инструменты, — 500 триллионов долларов);

- высокая степень спекулятивного характера фондового рынка;

- необеспеченность денег реальными активами, имеющими подлинную стоимость;

- отсутствие стандарта в валютно-кредитных отношениях;

- неэффективность современной архитектуры мировой финансовой системы, которая стала представлять собой финансовую пирамиду, построенную в мировом масштабе.

Стало очевидным и то, что существующие международные финансовые институты продемонстрировали неспособность вовремя предупреждать о приближении кризиса и тем более оценивать его возможные масштабы. Они также не располагают механизмами, которые позволили бы обеспечить адаптацию к глобальным шокам на национальном и наднациональном уровнях.

Наряду с этим международные финансовые институты (в первую очередь МВФ) оказались не способными справиться с последствиями современного мирового финансово-экономического кризиса, поскольку они не обладают достаточными финансовыми ресурсами для оказания финансовой помощи наиболее пострадавшим странам.

В этой связи мировому сообществу придется решать проблему коллективных действий глав государств на международном уровне, так как именно они способны создать системные предпосылки для преодоления столь масштабного мирового финансово-экономического кризиса.

Процессы глобализации требуют от глав государств и мирового финансового сообщества разработки единой мировой системы регулирования валютной и финансовой системы на международном уровне, которая позволит минимизировать воздействие внешних кризисных явлений на национальные экономики, поскольку они в одиночку не способны противостоять массированным внешним шокам.

В этой связи целесообразно на уровне глав 20 ведущих государств мира реализовать ряд практических мер:

- создать наднациональные органы международного регулирования процессов либерализации и интернационализации национальных банковских систем и оказания финансовой помощи национальным экономикам для смягчения негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса;

- разработать механизмы международного контроля за движением иностранных капиталов, обеспечив прозрачность банковских систем стран мира, что означает необходимость коренного реформирования всей международной валютно-финансовой системы;

- на переходном этапе допустить возможность формирования новых мировых и региональных финансово-экономических центров с использованием многовалютного стандарта;

- рассмотреть возможность разработки в перспективе наднациональной мировой валюты для обеспечения валютно-экономической безопасности в мире.

(Окончание. Начало в № от 27.02)

Нуриля КУЧУКОВА,

советник председателя Мажилиса Парламента РК, доктор экономических наук


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...