Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Национальный перевозчик твердо намерен довести начатое до победного конца

В карете прошлого далеко не уедешь


По итогам проведенных в конце прошлого года в Министерстве транспорта и коммуникаций тендеров, 90 процентов всех железнодорожных маршрутов, обслуживающих пассажиров, досталось АО «Пассажирские перевозки». Частные перевозчики, пришедшие на этот рынок несколько лет назад с большими амбициями, вынуждены были довольствоваться малым. На их долю пришлось всего шесть маршрутов из ста с небольшим. Это прежде всего свидетельствует о том, что условия работы в соотношении цена-качество, сервис, оказываемый ими пассажирам, не выдержали конкуренции со стороны национального перевозчика, коим вот уже пять лет официально признана дочерняя компания АО «НК «Казахстан темир жолы». А есть ли, собственно, разница для пассажира, кто его везет от пункта А до пункта Б? И что изменится от результатов того же тендера для того же пассажира, который, так же как и покупатель, всегда прав? Об этом и многом другом, связанном с жизнью людей, собравшихся проехать по стальным магистралям, наша беседа с управляющим директором АО «Пассажирские перевозки» Ботагоз Агдарбековой.

- Пассажир, безусловно, будет прав, если он купил билет на проезд на законных основаниях и в пути следования не нарушает общественный порядок. И мы обязаны оказывать ему все услуги и виды сервиса, предусмотренные правилами перевозок. Думаю, на самом деле человеку в вагоне неважно, какая компания его везет - государственная или частная. Главное его требование - чтобы в вагоне было комфортно и доехать вовремя, без опоздания и приключений. Все! В голову нашего неприхотливого пассажира даже мысль не придет о том, что он едет в допотопном вагоне времен недоразвитого социализма, в котором негерметичные окна и двери, санузел нуждается в капитальном ремонте, а у иного нерадивого проводника не оказывается кипятка. Эти проблемы можно перечислять долго, они очевидны для всех - как для пользователей, так и для руководства. Вагонный парк давно устарел, обновляется он намного медленнее, чем хотелось бы нам. На покупку большой партии вагонов опять же не хватает средств. А потому приходится, как в народе говорят, протягивать ножки по одежке.

- Весь прошлый год, особенно во второй его половине, АО сотрясали скандалы. Искусственный дефицит билетов, создаваемый нечистыми на руку кассирами, жуликоватые проводники, превратившие вагоны чуть ли не в свою собственность, проверяющие их по своему разумению зарвавшиеся ревизоры. И, наконец, череда увольнений, в том числе и нескольких топ-менеджеров, которые тут же пустились во все тяжкие в поисках правды с истошным воплем «обижают!». Все это, согласитесь, не могло способствовать созданию положительного имиджа национального перевозчика. Ведь какую бы значительную роль в транспортной сфере ни играли, скажем, грузовые перевозчики, приносящие КТЖ основную прибыль, народ судит о нем исключительно по деятельности «Пассажирских перевозок». Это своего рода визитная карточка всей железной дороги.

- Да, имидж важен. Но куда важнее для нас «жажда» наведения порядка и наладка самой системы нашего хозяйства. А оно, думаю, не открою ни для кого секрета, давно нуждалось в основательной реконструкции. Вы понимаете, о чем я говорю.

До прихода нынешнего руководства компании все перечисленные вами проблемы вовсе не считались таковыми, это было в порядке вещей. И здесь без радикальных, хирургических мер попросту нельзя было обойтись. Тут и начались истерики и скандалы, поскольку в такой ситуации не бывает без недовольных и обиженных. Вот и пошла писать «губерния»: платные статьи в СМИ, бесконечные «обличительные» пресс-конференции, компроматы на сайт (блог) премьера и так далее. Цель одна - убрать «ненавистный режим» Б. Даримбетова, который «притесняет заслуженных специалистов, расправляется с ветеранами, жизнь посвятившими железной дороге». Ну и, разумеется, вернуть прежние времена, когда ушлые «специалисты с опытом» практически подменили собой механизм государственной машины, обрекая ее на системный кризис. И в этой шумихе трудно было понять, что крикуны на самом деле и являются паразитами на теле общества, давно и охотно «специализирующимися» на взятках и мздоимстве.

- Неужели о возврате в прошлое обиженные говорят вслух?

- Разумеется, нет. Но свое тайное желание они ловко камуфлируют в словесные потоки лжи, слухов и сплетен, за которыми плохо скрытая обида оторванных от кормушки «заслуженных железнодорожников». Они не могут поверить, что годами отработанная и заботливо вживленная в официальную структуру коррупционная схема сейчас разваливается на их же глазах. А поток черного нала, беспрепятственно журчавший столько лет, при этом сытно кормивший почти всех, кто находился на его берегах и заботливо их «укреплял», может вот так бездарно иссякнуть. И, понятное дело, сопротивляются изо всех сил.

- Пессимисты считают, что коррупция, так же как и мафия, бессмертна…

- Не надо преувеличивать ее силу. В конце концов не так страшен черт, как его малюют. Но руководство компании в противостоянии с бедой намерено бороться посредством не только одной народной мудрости. В борьбе с хитрым и изворотливым неприятелем, коим является весь этот негатив, а не отдельные личности, нужны четкие служебные инструкции и честные, способные выполнять их сотрудники. И уверяю вас, при безукоризненном исполнении своих обязанностей люди смогут заработать. Те же кассиры, проводники и ревизоры сейчас получили такую возможность. Именно заработать (!), а не доить «железку», как привыкли это делать ловкачи в течение многих лет. Этому приходит конец. Очистились от скверны, конечно, пока не на сто процентов, но не заметить позитивных перемен, произошедших в структурах «Пассажирских перевозок», думаю, нельзя. Они очевидны, об этом говорят и сами пассажиры, ставящие нам самую объективную оценку.

- В последнее время приходится слышать и такое мнение: мол, в творящихся на «железке» безобразиях не меньше виноваты и сами… пассажиры. И в пример приводят классические взаимоотношения гаишника с автомобилистом. Сами, дескать, предлагают, провоцируют - попробуй не возьми…

- Конечно, можно до бесконечности ужесточать меры наказания для работников поездных бригад и лиц, ответственных за эту работу. Но есть ведь еще и другой участник «сделки» - пассажир, который не хочет приобретать билет в кассе, а с целью экономии денег или не желая стоять в очереди упрашивает проводников довезти. И почему-то пока закон очень лояльно относится к такой категории граждан. Ведь, согласно действующему законодательству, при обнаружении инспектором транспортного контроля безбилетного пассажира пассажир и проводник понесут ответственность в виде штрафа в размере 1 МРП (1 273 тенге) в поездах дальнего сообщения и 0,5 МРП (636,5 тенге) в поездах местного сообщения. Если сравнивать величину штрафа с существующими ценами на билет, то для пассажира такой размер штрафа не является такой уж большой потерей и поэтому полностью теряет смысл. Другими словами, не бьет по карману. Поэтому руководство компании недавно вышло с инициативой в Министерство транспорта и коммуникаций об ужесточении штрафных санкций по аналогии с нарушениями правил дорожного движения, чтобы наказание было адекватным поступку. Но пока поддержки не получило. Мы продолжаем надеяться на понимание. Наведение порядка - дело не одного дня.

- А началось все летом прошлого года, кажется, с возврата железнодорожных касс, находящихся в зданиях вокзалов…

- Все помнят, какую истерику закатили тогда частники, обвиняя нас в монополизме и попрании рыночных отношений! Чем все закончилось? Мы расчистили «авгиевы конюшни» - вокзалы от разного рода присосавшихся к «железке» элементов. Именно они были рассадником безобразий, когда кассиры, наладив «дружбу» с так называемыми сайгаками или «билетерами», создавали искусственный дефицит билетов. Отсутствие же проездных документов вынуждало людей идти на поклон к проводникам, которые в тандеме с ревизорами занимались поборами, выписывая тарифы по своему усмотрению. Так создавался пресловутый «черный нал», пополнявший, как вы можете догадаться, совсем не бюджет, а карманы конкретных людей, которые сегодня ищут правды в разных инстанциях, включая судебные. При этом, естественно, изображая из себя невинных жертв, без вины виноватых. Слишком милы им царившие долгие годы порядки, и им есть что терять…

- Что же смогли приобрести, скажем, те же кассиры в новых условиях?

- Так, только со второго полугодия прошлого года АО «Пассажирские перевозки» планомерно вернуло от частных агентств 237 билетных касс, расположенных на территории вокзалов. При этом проделана колоссальная работа: завершено наружное оформление билетных касс в едином стиле; установлены камеры видеонаблюдения на вокзале ст. Караганды и ст. Алматы ІІ; ремонт касс, расположенных на внеклассных вокзалах городов Алматы, Актобе, Караганда и Астана; приобретена оргтехника и новая мебель для билетных касс. Все это - ежедневная рутинная работа, которая является частью очистительной процедуры от негатива.

Проведены мероприятия по усовершенствованию самой работы билетных касс. Чтобы не было соблазна для служебных злоупотреблений, пять внеклассных вокзалов оснастили 19-дюймовыми жидкокристаллическими мониторами для одновременного отображения информации о наличии мест для пассажиров с идентичным отражением данных на мониторе у кассира. Теперь любой человек, приобретающий билет на поезд, может легко проверить ответ кассира. Да, собственно, и не надо проверять, ибо запрошенная информация высветится на мониторе и для него.

Еще одно существенное новшество - установка современного терминального оборудования на вокзалах Астаны, Караганды, Алматы І и Алматы ІІ, которое позволяет не только повысить безопасность от потери данных, но и увеличить скорость обслуживания одного пассажира почти в 10 раз. Но полностью избавиться от пресловутого человеческого фактора пока не удалось. Ведь до сих пор добрая треть из всех трехсот с лишним билетных касс, находящихся на нашем балансе, не оснащена терминальным оборудованием АСУ «Экспресс». И там до сих пор обилечивают пассажиров старым дедовским способом.

- Да уж, если вспомнить недавнее недовольство алматинских кассиров их предстоящей аттестацией: «Нас собираются оставить без работы». Опять поднялся вселенский гвалт…

- Профессионалам, не один год отдавшим этой профессии, согласитесь, нечего опасаться за свою квалификацию. Среди них есть зубры в хорошем смысле слова, назубок знающие все премудрости процесса. Но их «заряжают» слухи, распространяемые теми же «доброжелателями», которые пугают «грядущей чисткой рядов» и что на эти места «новое начальство обязательно приведет своих». Эти же источники чуть ли не ежемесячно, если не чаще, «снимают» с должности президента компании. И тут же распространяют «достоверную» информацию о том, что на прежние должности вновь возвращаются все уволенные, так сказать «пострадавшие от ненавистного режима». А значит, вновь надо собирать столь милую для души дань… Только эти господа слишком уж рьяно выдают желаемое за действительное… И никак не хотят понять, что их поезд уже зашел в тупик. Постараемся, чтобы он вообще ушел в небытие… А к «Пассажирским перевозкам» вернулись доверие и благодарность пассажиров. Только тогда можем считать, что не зря мы затеяли процесс обновления, который дается с таким трудом.

Очевидно, что вернуться из того небытия эволюционным путем невозможно. Это вчерашний день «железки», не приносивший ей славы. Об этом лучше забыть, извлекая только уроки.

- Эти уроки легче будет усвоить, если у человека будут чистыми помыслы и опрятный внешний вид…

- Не могу с вами не согласиться. На основе того, как выглядит железнодорожный сотрудник, люди также делают вывод. Этот фактор тоже играет на имидж, который за долгие годы беспредела был изрядно подпорчен. Об этом мы также задумываемся. В скором времени наши билетные кассиры будут щеголять в единой форменной одежде. Ведь, согласитесь, она не только улучшает эстетическое восприятие, но и является дисциплинирующим фактором.

Одним из главных, на мой взгляд, мероприятий в прошедшем году были разработка и утверждение принципиально нового документа - положения о работе билетной кассы. Впервые были нормативно закреплены обязанности билетных кассиров по порядку обслуживания пассажиров, вплоть до наличия улыбки на лице при диалоге с пассажиром. Также инструктивно закреплено, чего нельзя делать кассиру. Настоящие требования помогут нам добиваться от обслуживающего персонала более четкого понимания и, разумеется, выполнения круга своих обязанностей.

Что же касается упомянутых экзаменов, то они прошли для большинства, как и ожидалось, вполне успешно. Провалились единицы. Никакого массового увольнения не последовало, и напряжение само собой спало. Процедуру аттестации билетных кассиров постарались сделать максимально прозрачной. Проводилась она путем тестирования с приглашением представителей НДП «Нур Отан», прессы, ветеранов-железнодорожников.

- Ботагоз Орынбасаровна, кассы и кассиры, о которых мы много говорим сегодня, порой ютятся в малоприспособленных для этого помещениях. Хотя принято считать, что не место красит человека, а как бы наоборот…

- Понятно, к чему клоните. Это еще один наш «больной» вопрос. Если в крупных городах состояние вокзальных помещений еще более или менее сносное, то в малых населенных пунктах они порой напоминают то самое дитя без глазу при семи няньках. Дело в том, что в настоящее время не все вокзалы находятся на балансе у компаний АО «НК «КТЖ». Около сотни в свое время были переданы на баланс местных исполнительных органов и даже в частную собственность. При этом в правительственном постановлении было четко сказано, что передача должна была быть произведена только после решения вопроса их субсидирования, то есть содержания. Но гладко было только на бумаге - до сих пор ни одним акиматом этот вопрос не решен: нынешнее состояние большинства вокзалов, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Такая бесхозность очень затрудняет не только координацию работы билетных касс, но в некоторых случаях вообще ставит крест на дальнейшем их функционировании, как, впрочем, и самих вокзалов.

- Наша беседа была бы неполной, если бы мы не остановились на работе поездных бригад, непосредственно занятых оказанием услуг пассажирам.

- Работа поездных бригад всегда являлась особым имиджевым показателем. Это и понятно, уровень сервиса зависит прежде всего от умения и желания проводника создать комфорт для пассажира на всем пути следования. Уж каким он был ненавязчивым совсем еще недавно, нет смысла пересказывать. Сегодня перед «Пассажирскими перевозками», и в первую очередь перед поездными бригадами, поставлены высокие планки по обеспечению должного уровня предоставления сервисных услуг и обслуживания пассажиров в пути следования. Это не пустые слова. Спрос стал намного строже. И пассажиры это заметили.

Конечно же, невозможно в одночасье избавиться от рудиментов не такого уж далекого прошлого. Психология проводников, склонных работать на свой карман, формировалась годами. И отречься от соблазна «по-легкому срубить деньгу» получается не у всех и не сразу. От наиболее одиозных приходится освобождаться, а тех, кто оступился, пытаемся вернуть в законное поле. Верю, на этом поле произрастут хорошие плоды. Только дайте избавиться от «сорняков»…

Беседу вел Александр АТРАУСКИЙ, Астана


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...