Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

В условиях кризиса из всех продовольственных рынков в Казахстане наиболее существенно пострадает рынок продуктов детского питания

В условиях кризиса из всех продовольственных рынков в Казахстане наиболее существенно пострадает рынок продуктов детского питания (ПДП), так как, несмотря на свою социальную значимость, он практически на 100% зависит от импорта.

Отечественный рынок ПДП динамично развивается. За последние 3 года он особенно активизировался. Однако в целом по республике уровень потребления ПДП пока еще остается низким: в среднем на одного казахстанского ребенка в возрасте до 3 лет ежегодно приходится на 19 кг ПДП меньше, чем в России, и в 11 раз меньше, чем во Франции. Это связано с концентрацией рынка в крупных городах (прежде всего в Алматы), в то время как жители регионов очень слабо охвачены потреблением.

Одним из факторов, влияющих на объем потребления ПДП в стране, является то, что рынок представлен главным образом иностранными брендами и производителями. Детское питание - это дорогой сегмент рынка продовольственных товаров, а транспортные расходы делают его еще дороже. Особенно это касается ПДП, произведенных в странах дальнего зарубежья (они занимают примерно половину казахстанского рынка). Кроме того, производители дальнего зарубежья, как правило, продвигают на рынке премиумное питание, которое в 1,4-2,0 раза дороже ПДП из России и Молдовы.

За 3 последних года среднегодовой объем ввозимых в республику молочных смесей составил 876 т, злаковых каш - 3112,4 т, концентратов-супчиков - 280,4 т, детских консервов - 990,1 т. В стоимостном выражении средний объем импорта ПДП (без соков, напитков, воды и чая) составил $22,9 млн в год.

В структуре импорта ПДП преобладают продукты прикорма - злаковые каши и консервы. Молочные смеси составляют лишь 5% от общего объема импорта. Такая структура обусловлена спецификой рынка (молочные смеси используются в детском питании до года, а продукты прикорма - с 4-месячного возраста), а также потребительским спросом на молочные смеси, который лимитирован тем, что в Казахстане достаточно высокий процент детей (более 76%) до 6-месячного возраста вскармливается грудью.

Основной поставщик ПДП в Казахстан - Россия (39,7% от общего объема импорта), которая поставляет преимущественно злаковые каши и фруктовые консервы. На долю Нидерландов приходится 13,5%, Германии - 6,9%, Швейцарии - 2%.

В структуре импорта отдельных видов ПДП в 2008 году наиболее высокий удельный вес поставок молочных смесей пришелся на РФ, злаковых каш - на РФ, Нидерланды и Швейцарию, супчиков - на РФ и Венгрию. Мясные консервы завозятся в Казахстан преимущественно из России, овощные - из Венгрии и Польши, фруктовые - из России и Молдовы.

До 2008 года объемы импорта ПДП росли практически по всем видам продуктов. Однако в 2008 году по сравнению с 2007-м объем поставок в натуральном выражении сократился: по молочным смесям - на 808,4 т, консервам фруктовым - на 368 т, консервам мясным - на 116,9 т, супчикам - на 6,7 т. При этом в денежном выражении общий объем импорта ПДП в Казахстан увеличился на $1,2 млн. Это говорит о значительном подорожании поставляемых в республику ПДП, а также может свидетельствовать о сокращении продаж в 2007-2008 гг. Тем более что, согласно статистическим данным, в 2007 году объем оптовых продаж готовых пищевых продуктов, включая детское и диетическое питание, снизился на 9,6% относительно уровня 2006-го.

Резкое сокращение импорта сухих молочных смесей (самый дорогой сегмент рынка ПДП), скорее всего, обусловлено снижением спроса на них на фоне резкого роста поставок в 2006 и 2007 гг., когда в республику было ввезено 2,3 тыс. т смесей, что в 14,5 раза больше суммарного объема, завезенного за 3 предыдущих года (срок хранения сухих молочных смесей для детского питания достигает 3 лет).

При этом необходимо отметить, что в 2008 году во всех сегментах внутреннего рынка ПДП, за исключением овощных консервов, стала преобладать доля российских производителей, тогда как в предыдущие годы Россия лидировала только в трех сегментах - злаковые каши, мясные и фруктовые консервы. Этот факт свидетельствует о том, что потребительский спрос в Казахстане стал все больше перемещаться в средний и низкий ценовой сегмент ПДП.

В 2008 году ПДП в Казахстане подорожали на 14,6% по сравнению с 2007-м, при том что в целом потребительские цены на продукты питания за этот период возросли на 26,6%. В январе 2009-го ПДП подорожали на 11,2% относительно января 2008-го, при том что в целом продукты питания выросли в цене на 9,1%. Это удорожание ПДП связано с изменением цен производителей, которое произошло в результате высокого роста мировых цен на сельскохозяйственное сырье. В ближайшем будущем на внутреннем рынке ПДП будет отмечен еще больший рост цен из-за девальвации тенге.

Учитывая, что рост цен на ПДП происходит на фоне удорожания всех видов продовольствия и снижения платежеспособности казахстанцев, спрос на ПДП будет снижаться. Население попытается снова перейти на приготовление еды для маленьких детей в домашних условиях. Однако такая еда существенно уступает детскому питанию, произведенному в промышленных условиях, по следующим факторам:

несбалансированный состав еды, приготовленной в домашних условиях, чреват проблемами с перекормом ребенка, недостатком тех или иных питательных веществ и витаминов, необходимых для развития детей соответствующей возрастной категории;

отсутствие гарантированной безопасности для детей: в домашних условиях, в отличие от промышленных, невозможно проверить используемое сырье на качество и безопасность, в связи с чем повышается риск отравлений;

в домашних условиях невозможно приготовить для детей продукты диетического (лечебно-профилактического) питания, химический состав которых соответствует особенностям метаболизма при соответствующей патологии у ребенка, в том числе при аллергических заболеваниях, которые сегодня широко распространены среди детей раннего возраста.

Кроме того, темп жизни продолжает ускоряться, а в условиях кризиса мобильность молодых родителей будет только возрастать, то есть время на приготовление еды для детей будет по-прежнему сокращаться.

В таких условиях целесообразно задуматься о необходимости развития производства ПДП в Казахстане, тем более что для этого в республике имеются соответствующие предпосылки:

1. За последние 3 года рождаемость в Казахстане составила в среднем 325,9 тыс. человек, или 108,8% в год.

2. Низкий уровень потребления ПДП от рождения по сравнению с другими странами.

3. Складывающееся недоверие у населения к известным иностранным брендам, связанное с негативными публикациями в СМИ по поводу использования генетически модифицированных продуктов в их производстве.

4. Наличие благоприятных природно-климатических условий для развития сырьевой базы.

5. Производство ПДП внесено в перечень приоритетных видов экономической деятельности в Казахстане, поэтому в республике для их производства действуют инвестиционные льготы и преференции.

Таким образом, рынок ПДП в Казахстане имеет определенные перспективы для новых инвестиций. Однако для абсолютно новых (неопытных) игроков вхождение в рынок более рискованно, чем для тех, кто уже задействован на внутреннем рынке других видов продуктов питания. Это обусловлено следующим:

1. Работа на рынке ПДП характеризуется высокими временными и материальными затратами, прежде всего на инновационные разработки (для успеха предлагаемый продукт должен быть уникальным), а также на построение эффективной логистики и дистрибуции.

2. Действующие производители молочных и мясных продуктов, продуктов переработки плодов и овощей уже имеют отработанные схемы поставок сырья (многие из них развивают собственную сырьевую базу) и реализации продукции, что существенно упрощает вхождение в рынок и позволяет быстро адаптироваться в нем.

В связи с этим для крупных отечественных предприятий производство ПДП имеет хорошую перспективу в качестве направления диверсификации деятельности, так как может повысить их доходность даже в условиях кризиса. Но для этого необходимо разработать четкую стратегию бизнеса и просчитать возможности предложить рынку два фактора конкурентоспособности - качество и доступную цену.

Наиболее перспективные для Казахстана направления - несложные производства ПДП (соки, фруктовые, овощные и мясные пюре, жидкие и пастообразные молочные продукты), минимально отличающиеся по технологии от «взрослых» продуктов питания. При этом в производстве жидких молочных продуктов самым перспективным направлением являются обогащенные детские кисломолочные продукты, что обусловлено: наличием растущего спроса на детское лечебное питание; очень слабой представленностью на отечественном рынке; наличием в республике инновационных разработок в этой области; широким форматом профилактических продуктов на кисломолочной основе.

Обзор подготовлен экспертами АО «БТА Аналитика»


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...