Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

В ранние времена казахи отмечали Новый год три дня, хотя считалось, что можно его праздновать весь месяц Наурыз

Чтобы год был счастливым...

Этот праздник, восходящий истоками к древнеиранским традициям, был популярен как в Средней Азии, так и в Казахстане. В ранние времена казахи отмечали Новый год три дня, хотя считалось, что можно его праздновать весь месяц Наурыз. Об истории появления этого праздника в жизни нашего народа рассказывает ученый-этнолог, доктор исторических наук Шайзада ТОХТАБАЕВА, которая, побывав в разных регионах Казахстана, провела анализ генезиса Наурыза.

— В смысловой основе праздника лежат анимистические представления, связанные с культом природы, — говорит ученый. — Согласно мировоззрению народов Востока, в это время небесные объекты возвращаются на исходные точки, заканчивается старый год и набирает силу новый. Обновление мироздания начинается с пробуждения природы, которая извещает об этом весенним громом. На деревьях набухают почки, появляется первая зелень, которую, по поверью, нельзя срывать, чтобы не причинить боль природе. Считалось, что дети, рожденные в этом месяце, будут счастливыми, поэтому их нарекали такими именами, как Наурызбай и Наурызгуль.

Накануне праздника люди чистили хозяйственные постройки, подметали двор, делали уборку в доме, поскольку существовала примета: если встретить новый год в чистом доме, семью минуют болезни и неприятности. В Наурыз старались отдать долги, помириться с недругами, забыть все зимние тревоги и отрицательные эмоции.

А какие поверья связаны с именем легендарного старца Кызыр-ата?

— Это вымышленный персонаж. Согласно народной мифологии, с 21 на 22 марта в три часа ночи Кызыр-ата, одетый в длинную шубу, от соприкосновения с которой тает даже камень, обходит все дома. Считается, что он приносит в дом радость, счастье, согласие, исполняет мечты. Люди, ожидая его, оставляли на ночь на почетном месте две зажженные свечи.

Во всех домах старались встретить этот день как можно лучше. Хозяйки извлекали из сундуков все самое ценное из одежды и предметов прикладного искусства. Для каждой женщины было делом чести как можно наряднее одеть домочадцев и красочно оформить дом.

А еще нужно было приготовить много вкусной еды и накрыть богатый дастархан со всевозможными сладостями и деликатесами. Но как бы ни ломился стол от изобилия, без ритуальной новогодней похлебки наурыздык он неполный.

Кстати, как готовят классический наурыз-коже?

— В состав этого блюда включаются семь сакральных по численности компонентов. Вначале отваривают мясо, затем его вытаскивают и в этом бульоне кипятят пшеницу, просо, рис, лапшу. Для полной численности ингредиентов кладут муку, курт или масло, немного молока и сахара. Если не хватало какой-то из круп, их заменяли другими ингредиентами. Главное, нужно было соблюсти необходимую численность состава пищи.

Но ведь молоко и сахар не сочетаются со вкусом мясного бульона.

— Они были магическими стимуляторами для обеспечения в наступающем году светлой, как молоко, и сладкой, как сахар, жизни. Множественность лапши и круп также осмысливается в традиционном сознании как своеобразный гарант плодородия и богатства в будущем.

Чтобы в доме всегда были изобилие и сытость, наурыз-коже готовили в большом казане, наполненном доверху. А еще казахские девушки готовили в этот день для юношей специальную еду уйкы-ашар (в переводе — пробуждающий от спячки). Считалось, что это ритуальное блюдо активизирует чудодейственным образом физические и эмоциональные качества мужчины. Ответным жестом со стороны потенциальных женихов являлись небольшие подарки — украшения, зеркала, духи и прочее.

Вечером накануне Нового года по традиции хозяйки наполняли все имеющиеся в доме казаны и чаши молоком, айраном, зерном и ключевой водой. Делалось это, чтобы в будущем году было много молока, урожая и дождя.

А как в аулах узнавали о наступлении нового года?

— В ночь с 21 на 22 марта молодежь, надев на теленка специальное седло, усаживала туда куклу. Далее на шею бычка подвешивали колокольчик, а на макушку привязывали птичьи перья. Затем в три часа ночи в сараях распугивали скот. От блеяния, лая и прочего шума люди просыпались. После этого бычка отпускали с привязи, он создавал шумную сутолоку. Так молодежь оповещала аул о наступлении нового года .

Первое утро Наурыза жители аула старались встретить вместе. Женщины делали поклон восходящему солнцу. Это время дня отмечалось хозяйственной работой, содержание которой символизировало заботу о природе. Чтобы освободить проходы для воды — источника жизни на земле, чистились колодцы, арыки, истоки родников. Казахи испокон веков руководствовались правилом: если спиливаешь одно дерево, взамен посади десять, поэтому каждый считал своим долгом посадить дерево.

Везде царила атмосфера радушия, всепрощения и радости. Считалось, что нужно угостить как можно больше людей своей похлебкой и самим тоже постараться отведать его в разных домах. У казахов существовала неукоснительная вера в чудодейственность этого новогоднего яства. Об этом свидетельствует пословица: «Кто не насытится новогодней похлебкой, тот и в жизни не будет сытым».

В старину это ритуальное блюдо готовили в полдень на зеленом пригорке — из мяса только что заколотого быка. Его варили целиком в специально отлитом для этих целей пиршественном чугунном казане большого размера. Считалось, что новогодняя похлебка, приготовленная на бульоне такого сильного животного, как бык, дает людям силу и выносливость. При этом трапеза начиналась и заканчивалась молитвой в честь предков. Ее читал мулла или человек почтенного возраста, который в завершение давал благословение — бата.

После столь сытного обеда проводились всевозможные массовые национальные игры, в которых принимали участие и старые, и молодые. Всюду раздавались смех, шутки, музыка, звучали обрядовые песни, проводились состязания.

Говорят, в этот день можно было нарушать этикет — молодые люди могли подтрунивать над стариками, а те не должны были на это обижаться.

— Это на самом деле так. Даже невестки, которым в обычные дни не разрешалось напрямую общаться со свекрами и старшими братьями мужа, в этот день могли с ними шутить. Но при этом молодежь старалась получить как можно больше благословений-бата от стариков.

Вечером организовывали айтыс между девушкой и юношей, что символизировало борьбу весны с зимой. После заката солнца разжигался костер, вокруг которого устанавливались качели алтыбакан. Завершался праздник пением молодых вокруг костра, от которого зажигали «факел счастья».

Интересно, а как отмечали Наурыз другие восточные народы, проживавшие бок о бок с казахами?

— Интересные обрядовые действия в этот день осуществлялись в традиционном быту уйгуров. Рано утром в центре селения разжигался ритуальный костер, от которого все разносили по домам огонь с помощью зажженного тонкого прутика — арчи. Эту горящую веточку полагалось оставить у ворот. Делалось это для очищения своего жилища от всего негативного, а с другой стороны, с целью приобщения к животворящему солнцу. Потом женщины шли к источнику умываться, это тоже было ритуальное очищение. После этого можно было брызгать друг на друга водой, приговаривая: «Чтобы новый год был полон воды, а урожай был обильным».

Следовало также для очищения дома побрызгать водой двор и чисто его подмести. Затем большую куклу наряжали как пожилую женщину в платье черного цвета. Это символический образ водяной женщины — сухатун. С куклой ходили по домам и пели обрядовые песни. В этот праздничный день на столе должны были быть семь вещей на букву «Ш»: шарап — виноградный сироп, шир — молоко, ширин — сладости, шикяр — сахар, шербет — фруктовые напитки, шам — благовонная свечка... А еще — сухофрукты, варенье и крашеные яйца. Все они символизировали различные природные явления. Например, шарап — пробуждение, шам — красоту.

Таким образом, можно сказать, что в традиционной культуре народов Казахстана и Средней Азии была разработана целая система новогодних обрядов, связанных с верой в силы природы и матери-земли. В них — сплав музыки, игр, спортивных состязаний, театрализованных действий, магических ритуалов, смысл которых направлен на обеспечение благополучия, изобилия и счастья в новом году.

Галия ШИМЫРБАЕВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...