Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Великий праздник (Елена Яскевич)

Великий праздник

Наурыз мейрамы - один из самых древних праздников на земле - символ весны и обновления природы, мира, добра и любви ко всему живущему на земле.

В прекрасную весеннюю пору, 22 марта, когда день равняется ночи, а природа начинает пробуждаться от тягостного зимнего сна, на нашу землю приходит светлый народный праздник - Наурыз. Казахи называют его «Ұлыстыңұлы күні». «Великий день народа» отмечают в Иране, Афганистане, Таджикистане, Азербайджане, Грузии, Казахстане, Туркменистане, Индии, Турции и Китае.

Слово «наурыз» персидского происхождения и означает: «нау» - новый, «рыз» - день. На всех языках «наурыз» звучит по-разному: например, в Армении - «навасарли», Чувашии - «норас-ойахе», а древние цивилизации Востока называли этот день «ноусарджи». К встрече первого дня Нового года казахи всегда готовились заранее. Прежде всего, проводили тщательную уборку дома, очищали арыки и родники. Существует поверье, что Наурыз, вошедший в чистый, ухоженный дом, станет его покровителем и будет охранять его от невзгод и печалей. Когда Новый год в ночь Счастья перешагивает в дом через порог, казахи на почетном месте зажигали две свечи, приговаривая: «Одна лучина не станет светом». «Если Новый год войдет в чистейший дом, этот дом будет свободен от болезней и зла».

Возник Наурыз у народов Востока задолго до принятия мусульманства, более 3000 лет назад, почти одновременно с появлением земледелия, и распространился по всем сопредельным странам. Великий поэт и ученый Омар Хайям в XI веке создал новый календарь, названный именем султана, правившего в те годы, - летоисчисление Малики. В основу этого календаря было положено природное начало года - день, когда солнце вступает в созвездие Овна, первый день после весеннего равноденствия. Таким образом, месяцы этого летоисчисления были настоящими солнечными месяцами. Возникшие значительно позднее религии заимствовали у народа лучшие традиции и духовное богатство, присущие этому празднику, чтобы пропагандировать свою новую веру.

По народному календарю казахов до большевистского переворота 1917 года в России Наурыз праздновался как Новый год. Эта традиция существовала до 1926 года. Позже в СССР Наурыз был запрещен советской властью, которая считала его религиозным и националистическим праздником. Заново возрожден он был в 1988 году, а в 1991 году 15 марта праздник был официально признан Указом Президента «В целях утверждения общечеловеческих ценностей, укрепления дружбы и братства народов республики, возрождения исконных традиций, гармонии природы и человека, его нравственного очищения в духе подлинного гуманизма».

Статус государственного праздника он имеет и в Таджикистане, Киргизии, Азербайджане и Узбекистане. Кстати, помимо предков казахов, тюрков, Наурыз праздновали иранцы, древние греки, согдийцы, буряты, бирманцы и другие народы. Известно, что англичане отмечали очень близкую дату 26 марта как Новый год до XVIII века.

Изобилие праздничных ритуалов обычаев связано с убеждениями казахов о Наурызе.

Старинные казахские выражения «алты ай жаз бойы» (шесть месяцев лета), «алты ай қыс бойы» (шесть месяцев зимы) говорят об истинном значении праздника весны: летние месяцы олицетворяли положительный образ, а зимние - отрицательный, соответственно, они обозначали добро и зло, а Науры символизирует первый день наступления добра, вернее, его победы над злом. Именно поэтому Наурыз еще и праздник прощения, призывающий людей к любви и прощению грехов и обид. Помощь сильного слабому, богатого бедному считается особенно престижными в этот праздник. На Наурыз даже прекращались войны между враждующими. По мифологическим представлениям казахов накануне этого дня по земле ходит счастье, поэтому эта ночь называется ночью счастья. Древние тюрки, предки казахов, к началу этого праздника одевались в новы одежды, белые рубашки и платья, поправляли усы и бороду, обязательно сбривали волосы. Считалось, что, если Новый год войдет в чистейший дом, он будет свободен от болезней и зла.

Люди наполняли всю пустую посуду продуктами и водой из священного источника, веря, что, если будет обильно в доме в Новый год, так и будет до следующего года.

Наурыз - это также праздник единения. В этот день готовят главное угощение праздника - Наурыз-көже - специальное праздничное блюдо из семи продуктов.

Смешивают в нем свежую голову барана с вяленым мясом с прошлого года, добавляя свеженадоенное молоко. Это представляет собой символ начала Нового года и прощания со старым. Наурыз-көже должен состоять из семи ингредиентов, символизирующих семь элементов жизни: вода, мясо, соль, жир, мука, злаки (рис, кукуруза или пшеница) и молоко. Эти ингредиенты ассоциируются с радостью, удачей, мудростью, здоровьем, благосостоянием, скоростью, ростом и божественной защитой. В полдень на установленном месте у селения резали быка и варили из его мяса блюдо бель-котерер, что означает выпрямляющий стан, поскольку бык считался одним из самых сильных животных и пища из него давала людям силу и выносливость. После этого начинались игры: «айкыш-уйкыш» («навстречу друг другу»), «аударыспек», во время которой джигиты перетягивали друг друга из седла, состязания: «казахша курес», «тогуз кумалак», лошадиные скачки («кыз-куу» и байга), показывались разнообразные представления и театральные сценки, представляющие национальные традиции и ритуалы, которые учат уважать людей свою культуру и родную землю, стремиться к сохранению мира и взаимопонимания между различными национальностями Казахстана. Праздник Наурыз не обходился без спортивной борьбы, участвовать в которой могли и девушки. Девушка вызывала джигита на состязание с условием, что если он победит, то приобретет право на ее руку и сердце, а если победит она, то джигит должен повиноваться ей и выполнять любые ее желания. И в таких случаях Наурыз превращался в свадебные торжества.

По существующей традиции в этот день мудрые старейшины-аксакалы дарят обществу слова благословения.

День заканчивался представлением, где два акына в стихотворной форме состязались в песнях. Их состязания прекращались с заходом солнца, когда добро побеждает зло. Затем разжигали костер, и люди с зажженными от него факелами обходили все окрестности селения, пели и плясали, тем самым завершая праздник весеннего обновления и равноденствия.

В этот праздник единения мужчины и женщины, дети и старики, богатые и бедные - все равны друг перед другом, даже снохе и зятю позволено шутить с тестем, что обычно запрещается.

В наши дни Наурыз мейрамы стал поистине общенародным праздником. В нашей молодой столице Астане - не только театрализованные представления и богато убранные юрты, но и проведение благотворительных акций, уход за зелеными насаждениями, посадка деревьев, очистка парковых и других зон отдыха, улиц и площадей.

Таким образом, древний праздник Наурыз гармонично трансформировался в современную жизнь и стал играть большую роль в укреплении политической стабильности, дружбы и согласия.

Привлеките Наурыз в свой дом; на почетное место в доме нужно поставить свечи и открыть двери в новогоднюю ночь - «Кызыр түні». В эту ночь в специальные чаши выставляется пшено, рис или другие злаки, кефир, сметана и родниковая вода. В эту ночь девушки для своих избранников должны приготовить специальное блюдо «Үйқы-ашар», а молодые люди подарить своим невестам подарки «Селтет-кизер». Непременное условие праздника - приготовление ритуального блюда наурыз-көже, которое готовится в больших казанах и состоит обязательно из семи компонентов: мясо, молоко, айран, пшеница или рис, лук, соль, вода. Это главное блюдо праздника принято есть досыта - «чтобы год был сытным».

Встретив Новый год в три часа ночи, нужно поклониться, выйти на улицу и принять участие в песнях, танцах и играх.

Наурыз призван одаривать праздничным настроением всех, кто приобщается к прекрасному и доброму. Исчезают привычные маски будней, уходят страхи и печали. Кто с верой в Бога, кто с любовью к красоте, а кто с надеждой на лучшее ждет этот весенний праздник. Совершенно разные люди становятся братьями и сестрами. По старому поверью, в ночь с 21 на 22 марта по домам ходит Кызыр-ата и благословляет свой народ. Так пусть под нашим большим многонациональным шаныраком будет чисто и нарядно, пусть наш дастархан будет всегда — обильным, наши помыслы - чисты, а сердца открыты друг для друга.

Елена Яскевич


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...