Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Отечественные производители алкогольной продукции выражают озабоченность законопроектом

24.03.2009

Председателю

НЭПК «Союз Атамекен»

гос-ну Перуашеву А. Т

 

Уважаемый Азат Турлыбекулы!

 

 Как нам известно, в эти дни в Правительстве рассматривается дальнейшая судьба проекта Закона РК «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции». Отечественные производители алкогольной продукции, многократно обращались к разработчикам данного законопроекта с обоснованными возражениями и предложениями в отношении отдельных его требований. Поскольку наши предложения ими не приняты, то в силу особой важности поднимаемых нами вопросов, мы сочли необходимым обратиться к Вам за поддержкой.

 Мы отдаем себе отчет в том, что будущий закон призван разрешить целый ряд накопившихся проблем и обеспечить усиление контроля государства за легальностью оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. И самое важное: резко сократить ее нелегальный оборот, что, как следствие, будет способствовать поступлению налогов в бюджет и снизит уровень смертности среди населения от употребления некачественной и нелегальной алкогольной продукции. Но, поставленная цель должна характеризоваться предварительной продуманностью, а способ и средства ее достижения должны обязательно учитывать текущую ситуацию. Отечественные производители алкогольной продукции находятся в очень сложной ситуации. Это связано с общим кризисным состоянием мировой экономики, снижением покупательской активности населения, неплатежами, труднодоступностью кредитных ресурсов и неконтролируемым нарастающим импортом алкогольной продукции. Значительная часть предприятий в таких условиях вынуждена приостановить свою работу, а остальные работают вполсилы.

 Без учета ситуации и в противоречие поставленным целям законопроектом предусматриваются положения, подрывающие устойчивость рыночных позиций отечественного добросовестного предпринимателя, активизирующие угрозы его экономической безопасности, но улучшающие и без того благоприятные условия для ввоза импортной продукции. Отдельные нормы предлагаемого законопроекта могут стать не только тормозом в развитии отрасли, но и дополнительным репрессивным инструментом в руках контролирующих структур.

 Приведем лишь несколько примеров. Законопроектом вводится требование о минимальном объеме производства в зависимости от номинальной производительности брагоректификационной установки для производителей этилового спирта и номинальной производительности автоматической линии розлива для производителей водок, водок особых и ликероводочных изделий. Это что, снова «план, спущенный сверху» или «госзаказ» с гарантированным сбытом?

 Нигде в мире, да и в других отраслях отечественной промышленности нет обязательной законодательно установленной минимальной нормы деятельности бизнеса в зависимости от производственной мощности технологического оборудования, с угрозой отзыва лицензии при неисполнении.

 Сегодня предприятие по выпуску алкогольной продукции представляет собой целый комплекс по производству водок, водок особых, ликероводочных изделий, вин, коньяков, бренди, сувенирной продукции. Процесс розлива происходит на одних и тех же линиях. Процент загрузки линий производством того или иного вида продукции постоянно изменяется в зависимости от сезона, праздничных дат, изменения предпочтений, платежеспособности населения - то есть, в зависимости от спроса.

 В результате введения требования о минимальном объеме производства, предприятия ради сохранения лицензии заполнят склады готовой продукцией, на производство которой отвлекут денежные средства, но при отсутствии соответствующего спроса не смогут отвечать по своим обязательствам, погашать кредиты и т.д. Это может привести к банкротству. Работники этих предприятий пополнят ряды безработных.

При этом новые конкурентные преимущества получат импортеры алкогольной продукции, не связанные никакими ограничениями по объемам продаж.

В Казахстане и без того созданы самые комфортные условия для импорта алкогольной продукции: это полный запрет рекламы продукции отечественного производства, низкая плата за лицензию на импорт, отсутствие контроля над качеством и количеством и т.д. Уполномоченный орган в лице Налогового комитета Министерства финансов РК свои полномочия ограничил лишь в виде выдачи лицензий, то есть фактически роль лицензиара поменял на роль статиста, проводя лишь официальную госрегистрацию всех желающих заниматься этим бизнесом, обращая при этом внимание только на правильное оформление представленных документов. В условиях, когда деятельность местных производителей будет периодически на срок до полугода приостанавливаться по причине отзыва лицензии из-за недостаточного использования номинальной производительности, импортная продукция очень быстро вытеснит с полок магазинов аналогичную продукцию казахстанских производителей.

 Вводимое законопроектом требование о запрете повторного использования потребительской тары также до конца не продумано, не учитывает реалии сегодняшнего дня и также приведет к ряду негативных последствий. Повторное использование потребительской тары не противоречит ни санитарным, ни технологическим требованиям действующего законодательства, но дает производителям продукции значительную экономию средств. В случае запрета на повторное использование тары возникнет серьезная экологическая проблема с ее утилизацией. Единственным вариантом утилизации стеклотары является его использование заводами-изготовителями при производстве новой тары. Однако при выработке новых бутылок используется всего лишь 10 % стеклобоя использованной тары. А куда девать остающиеся 90 % (или 120 миллионов бутылок), которые будут накапливаться ежегодно ввиду невозможности их утилизации.

 Данный запрет на использование оборотной тары приведет не только к экологическому дисбалансу, но переведет теневой экспорт оборотной тары в близлежащие государства наиболее в прибыльную коммерцию.

 Использование только новой стеклотары не поможет легализации. Наше предложение - в рамках борьбы с контрафактной продукцией - УКМ следует клеить не на боку потребительской тары, как сегодня, а на пробку и на горловину, чтобы при вскрытии данная марка, безусловно, порвалась. При этом стеклотара на повторное использование без новой УКМ будет не пригодна, это и решение вопроса в нынешних условиях.

 Требование обязать предприятия по производству этилового спирта в течение 3-х лет установить оборудование по промышленной переработке жидкой барды также не учитывает текущую ситуацию. Такого переходного периода явно недостаточно. К примеру, для введения данного требования в Российской Федерации, имеющей свой завод по изготовлению данного оборудования, было отведено 10 лет переходного периода, но за это время там не смогли справиться с решением вопроса. А мы, не имея своего завода, хотим решить эту проблему за три года! А финансовая сторона? Оборудование стоит от 2-х до 6 миллионов евро в зависимости от технологии утилизации. Где взять такие средства в условиях мирового кризиса и на каких условиях? Надо понимать, что внедрение дорогостоящего, энергоемкого проекта промышленной переработки барды не будет генерировать прибыль, необходимую для выплаты долга по кредиту. Кредит нужно будет погашать за счет результатов основной деятельности, проводимой сегодня в условиях падения объемов производства и реализации.

 В законопроекте предлагаются завышенные требования к параметрам торгового зала. В большинстве случаев, торговля - это малый семейный бизнес, где всей семьей зарабатывают, чтобы погасить кредит, выплатить ипотеку, оплатить учебу детей. В случае принятия закона в городах и районных центрах большинство торговых точек будет закрыто. Это вновь приведет к потере рабочих мест, возникновению проблем невыплаты долгов, к банкротству малого бизнеса.

 В законопроекте сохранены сегодняшние благоприятные условия импортерам алкогольной продукции. Следует добиться создания равных условий производителям и импортерам алкогольной продукции.

 В целом нам следует уяснить, чего мы хотим и какую перед собою ставим цель? Если легализации, то этого мы можем добиться и без нового закона. Прежде всего, нам надо определиться какова доля теневого бизнеса в алкогольной отрасли. Голословные заявления наших оппонентов о имеющихся, якобы, у нас 80 процентов теневого алкогольного рынка - это из области фантазии и дезориентируют госорганы в момент принятия важных для отрасли решений. Если следовать их данным, то нынешний, в среднем за три года, годовой объем производства водки и ликероводочной продукции в пределах 6-6,5 миллиона дал равен оставшимся 20 процентам и объем рынка только по крепкому алкоголю должен превышать 30 - 32 млн. дал. Такой емкости рынка с 16 миллионным населением нашей страны в природе не может существовать. Если верить данной цифре, то все граждане нашей страны от пенсионера до младенца должны быть абсолютными алкоголиками. Но этого же нет и не может быть.

 Сегодня точных данных всего объема теневого алкогольного рынка Казахстана никто не имеет. Данные компании «АС Nielsen» не отражают реальную картину алкогольного рынка, так как охват исследования составляет менее 50 % торговых точек республики (ими не охвачены рынки, сельская местность, крупные супермаркеты, где идет основная торговля и сеть кафе, ресторанов, гостиниц).

 Для наиболее его реального определения используются данные еще советских времен, так как при тогдашней плановой экономике объем производства напрямую был связан с уровнем реализации. Произведенная алкогольная продукция реализовывалась практически до последней бутылки, то есть, сколько надо, столько и производилась.

 

(тыс. дал)

Годы

Спирт-сырец, этиловый

 

Водка и ликероводочные изделия

 

Винодельческая продукция

 

Коньяк

 

Пиво

 

1940

1731

2148

160

0

2138

      1980

3673

14283

29846

264

29026

1985

3235

12962

18767

192

31613

1986

2823

7917

11057

181

24228

1987

2370

7675

12599

202

27364

1988

2414

8500

13860

286

29246

1989

2767

10032

14000

281

29363

1990

2995

11368

6961

261

29803

1991

2952

10421

8081

109

31330

 

 Таким образом, самый большой объем производства водки и ликероводочной продукции в Казахстане приходится на 1980 год - 14 283 тыс. дал.

 В то время не существовало той палитры спиртных и, в особенности, слабоалкогольных напитков. Импортной продукции попросту не было в его относительном выражении. Численность же населения за это время в стране сильно не изменилась. Учитывая то обстоятельство, что в последнее время наблюдается тенденция роста употребления слабоалкогольных напитков, объем рынка крепкого алкоголя снизился не менее, чем на 20 %. Очевидно, что большая часть трудоспособного населения снизила потребление крепкого алкоголя, заменив на более легкие. В частности, это объясняется и тем, что люди просто дорожат своей работой, должностью. Сейчас не время советского гуманного отношения работодателя к работникам, когда, мягко говоря, за злоупотребление алкоголем, в худшем случае, получали выговор и продолжали работать. Сегодня почти все предприятия частные, и употребление алкоголя на рабочем месте расценивается как один из наиболее тяжких грехов персонала и карается сурово. Если все это учесть и минусовать даже с самого большого годового объема производства (1980 г.), то реальный объем рынка водки и ликероводочной продукции составляет не более 11 миллионов дал. Сегодня импорт крепкого алкоголя равен 1,5 - 2 миллионам дал. В результате чего отечественным производителям остается рынок в объеме около 9 миллионов дал. Из них, легально производим последние три года в среднем 6 - 6,5 миллионов дал водочной и ликероводочной продукции. Остальное - получается нелегальный рынок, что в процентном соотношении составляет 35 - 40 процентов. Теневой бизнес алкогольного рынка имеется во всех странах мира в той или иной степени, в соседней России он занимает половину рынка. Безусловно, это нас не успокаивает. Мы прекрасно понимаем, что надо продолжать работу по ее максимальной легализации.

 Однако одни жесткие, репрессивные методы, предусмотренные в законопроекте, не дадут максимальной легализации, лишь усилят коррупциогенность отрасли. Простое решение - надо создать участникам рынка такие условия, чтобы им было гораздо выгоднее работать легально, чем в «тень».

 В сегодняшних условиях, вместо принятия нового закона вносим предложения, которые позволят снизить уровень «тени» в два раза. Это, по возможности, снизить ставку акциза со 100 тенге до 50 тенге за один литр водочной продукции и исключить существующую сегодня предоплату акцизного налога.

 Мы не раз предлагали разработчикам законопроекта отменить существующую систему предоплаты акциза, которая стала основным тормозом начатой три года назад легализации алкогольного рынка. Сегодня, согласно этому требованию, производитель должен уплатить акцизный сбор заранее, еще не произведя и не реализовав продукцию - за предполагаемый (планируемый) объем производства!

 Уполномоченный орган в 2006 году ввел это требование ради облегчения своей работы, чем нанес удар по отечественным добросовестным производителям алкогольной продукции. В течение последних двух лет по причине нехватки учетно-контрольных марок многие предприятия республики простаивали по 3-4 месяца. Кто ответил за понесенные убытки, никто. Впредь, чтобы не допустить убытков, добросовестные легальные производители алкогольной продукции выбирают из двух зол меньшее: из-за сложности поставок учетно-контрольных марок закупают их в большом объеме, впрок, с запасом. При этом оплачивают в полном объеме акциз - это десятки миллионов тенге и саму стоимость учетно-контрольной марки (2,7 тенге/шт.). Для этих целей зачастую вынуждены брать кредиты в банках под высокий процент.

 Объемы продукции, соответствующие количеству закупленных впрок учетно-контрольных марок, зачастую не удается произвести. По разным обстоятельствам, в том числе из-за снижения объемов реализации, снижаются и объемы производства. Склады и даже цеха розлива заполняются готовой продукцией. Процесс реализации продукции дистрибьюторами длится от 3-х до 6 месяцев. То есть, на совершение классического кругооборота требуется время, а акциз фактически уплачен еще на начальном его этапе, деньги изъяты из обращения. Проведение актов сверки по исполнению обязательств по уплате акцизов с Налоговыми комитетами подтверждают факт переплаты данного вида налога.

Наше неоднократное обращение вернуться к прежнему (до 2006 года) порядку уплаты акцизов по фактическому объему реализованной подакцизной продукции остается без удовлетворения. Все это играет на руку «теневикам», которые не платят никаких налогов.

 

Если мы хотим усилить борьбу с алкоголизмом, то этого можно достичь путем внесения соответствующих изменений в Административный и Уголовный кодексы с ужесточением наказаний за злоупотребление алкоголем. Пьют в основном безработные и наша задача максимально сократить численность данного слоя населения. А новый законопроект на фоне мирового кризиса, с одной стороны, приведет приостановлению деятельности предприятий (банкротство), росту безработицы, снижению налоговых поступлений и обострению социальной напряженности. С другой стороны, зеленый свет импортной продукции, возрождение подпольного алкогольного бизнеса, торговля суррогатной водкой, самогоноварение. Нежелание чиновников реально просчитывать все последствия принимаемых мер может привести к плачевным результатам.

 На наш взгляд, в существующих условиях мирового финансового кризиса нет необходимости в революционных трансформациях законодательства. Считаем целесообразным, отложить разработку законопроекта на более поздний срок, и подойти к нему так, чтобы продекларированные в Концепции цели были достигнуты более продуманным путем, а пока руководствоваться действующим законодательством. В этом случае, принятый мораторий на новый законопроект и исключение существующей системы предоплаты акцизного налога создадут условия для максимальной легализации отрасли, бюджет не потеряет налоговых поступлений, а общество - рабочих мест.

 Уважаемый Азат Турлыбекулы, просим Вас поддержать наши предложения и обратиться в Правительство с соответствующим обращением.

 

 С уважением,

 Президент Ассоциации «КазАлко» (п/и) А. Калиев


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...