Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Система дала сбой

Вчера премьер-министр Карим Масимов, сославшись на критику главы государства, заявил, что правительство, акиматы, национальные компании недостаточно внимания уделяют развитию индустриализации и диверсификации экономики.

На самом деле надо посмотреть все послания президента начиная с 2000 года. В рамках посланий правительством предпринималось множество программ. Это и стратегия индустриально-инновационного развития, и программа импортозамещения, и кластерная инициатива, были созданы социально-предпринимательские корпорации. Если судить по отчетам правительства, вся работа проводилась активно и наша экономика уже давно должна была быть диверсифицированной. Тем более что когда вводили новый Бюджетный кодекс, ввели и такой показатель, как ненефтяной дефицит. Поскольку все доходы от нефтяной отрасли шли в Нацфонд, мы должны были ориентироваться на доходы от недобывающих секторов, которые должны были решать проблему построения современной экономики. Но в реальности все осталось только на словах. Ведь можно по пальцам одной руки пересчитать те предприятия, которые более-менее нормально работают в перерабатывающей отрасли. Навскидку вспоминается цементный завод. Вводились в действие даже такие предприятия, продукция которых не нужна Казахстану, к примеру завод по производству поликристаллического кремния.

В нынешней ситуации интересно сопоставить происходящее в Китае и Казахстане. Сейчас у наших соседей 20 млн. безработных, и есть тенденция к росту. То есть экономика тоже на спаде. Но их абсолютный ВВП не снижается, а, наоборот, растет. Экспорт китайских товаров снизился на 20 процентов, но получается, что внутренний спрос растет таким образом, что покрывает не только снижение экспорта, но и дает еще 4-5 процентов прироста ВВП. Сейчас у них идет перестройка экономики, чтобы производители развивались, несмотря на спад. А что произошло у нас? В ноябре была представлена первая программа, мы увидели, что из 20 млрд. долл., которые направляли на антикризисные меры, где-то 80 процентов уходят на поддержку банковского сектора и строительных организаций. Из Национального фонда также 70 процентов поступает на финансирование застройщиков и банков. То есть мы поддерживаем не реальный сектор, а тех, кто вовлек нас в этот кризис.

В свете этого надо сказать, что мы не можем обосновать, какой будет экономика страны в дальнейшем. Сколько про это ни говорят, но в Казахстане нет политики управления производственными процессами. Соответственно, у нас нет ни промышленной, ни инвестиционной, ни структурной политики. Мы, к сожалению, имеем дело с неструктурированным отбором прорывных или каких-то еще проектов - они просто лоббируются некими группами влияния. Все эти недостатки покрывались высокими доходами от нефти, а теперь опять вышли на первый план.

Еще один момент заключается в неверном понимании госуправления. Для того чтобы реализовать последнее поручение главы государства и устранить те недостатки, о которых он говорил, необходимо в первую очередь кардинально перестроить саму систему управления экономикой страны. В частности, более четко определить функции каждого министерства и ведомства. В этом случае самым главным становится пересмотр места и функций Министерства экономики и бюджетного планирования. Сейчас это ведомство лишь формирует бюджетные программы, то есть занимается тем, что не имеет никакого отношения к развитию экономики. Вероятно, бюджетное планирование должно отойти к Министерству финансов, а Минэкономики должно заняться разработкой перспективных планов развития экономики страны, в том числе конкретных планов поддержки реального сектора экономики, ее диверсификации и так далее. Тогда был бы какой-то ориентир, по которому можно было бы судить, в каком направлении мы движемся. За одну неделю такую задачу не решить. Необходимо сделать целью реорганизацию самого правительства. То есть определить конкретные задачи для каждого министерства. Особенно в свете того, что правительство самостоятельно не принимает ни одного решения, все время оглядываясь на указания президента.

Канат БЕРЕНТАЕВ, главный научный сотрудник

 Института мировой экономики и политики при Фонде первого президента РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...