Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Доклад Министра образования и науки РК Жансеита Туймебаева на правительственном часе в Мажилисе «О ходе реализации программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы» (Астана, 30 марта 2009 года)




Уважаемые депутаты!

Сегодня в республике проживает около 5 млн. детей от 0 до 18 лет, что составляет треть населения нашей страны.

К сожалению, у нас более 148 тысяч детей с ограниченными возможностями в развитии.

Свыше 46 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Около 18 тысяч детей воспитываются в 12-ти тысячах неблагополучных семьях.

Ежегодно примерно у одной тысячи детей родители лишаются родительских прав.

И каждый из этих детей имеет право на заботу, воспитание и поддержку со стороны государства, родителей и общества в целом.

Для решения проблем детства впервые Правительством Республики Казахстан 27 декабря 2007 года утверждена программа «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы.

Цель программы - улучшение качества жизни детей путем обеспечения социальных и правовых гарантий.

Реализация программы предусматривает 2 этапа:

1-й этап - 2007-2009 годы;

2-й этап - 2010-2011 годы.

Объем расходов государственного бюджета для данной программы составляет 10,5 млрд. тенге (в т.ч. РБ- около 2,5 млрд. тенге).

Уважаемые депутаты!

Наиболее острой проблемой сегодняшнего дня является социальное сиротство. В стране около 35 тысяч социальных сирот при живых родителях.

Это - дети отказные, брошенные или дети, чьи родители находятся в заключении, на длительном лечении, пропали без вести, лишены родительских прав.

В данном случае раннее выявление семейного и детского неблагополучия является основной задачей в предупреждении социального сиротства.

Во -первых, для эффективной организации этой работы в штаты школ введены более 2,5 тысяч социальных педагогов.

В этом году мы смогли добиться введения в районные и городские отделы образования дополнительно 368 специалистов органов опеки и попечительства.

Их основная функция - выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи или детские учреждения;

назначение пособий и материальной поддержки нуждающимся детям и другое.

Во-вторых

Социальное сиротство - проблема не только государства, но всего гражданского сообщества в целом.

Поэтому Министерство совместно с 20-ю неправительственными организациями работает над созданием модели социального партнерства в оказании помощи семьям «группы риска».

Для этого на базе 15 общеобразовательных школ города Астаны работают экспериментальные площадки. Участники эксперимента - социальные педагоги и психологи разрабатывают рекомендации по выявлению неблагополучных семей, ведению учета и корректировки их проблем как можно на более ранней стадии. Ими проведены боле 10 обучающих семинаров, выпущены 4 методических пособий.

Кроме того совместно с детским фондом ЮНИСЕФ для активизации работы по раннему выявлению семейного неблагополучия в Южно-Казахстанской и Восточно-Казахстанской областях созданы 2 Службы поддержки семей по опыту Швеции. Уже сегодня мы можем говорить о первых результатах деятельности данных служб.

Благодаря своевременной работе Службы поддержки семьи Южно-Казахстанской области 11 детей остались в своих родных семьях.

В перспективе мы совместно с местными исполнительными органами развивать сеть таких служб за счет госзаказа.

Уважаемые депутаты!

Следующая задача в решении проблемы социального сиротства - определение альтернативных форм устройства детей-сирот в семьи.

Для этого мы активизировали информационно-разъяснительную работу через средства массовой информации по устройству детей-сирот в семьи наших соотечественников.

На ведущих республиканских телеканалах идут 14 социальных видеороликов. На телеканале «Ел арна» выходит серия передач «Наши дети».

В местных газетах открыты специальные рубрики «Каждому ребенку -семью», «Я ищу маму!», «Мама, найди меня», «Миру нужен я, мне нужна семья» и другие

Ежеквартально в детских домах проводятся дни открытых дверей.

В 6-ти регионах (ЮКО, ВКО, Кызылорда, Караганды, Костанай, Актобе) созданы школы приемных родителей для подготовки граждан, желающих взять детей-сирот в свои семьи.

Данные меры способствовали повышению стремления наших граждан принять участие в судьбе ребенка-сироты.

В результате за прошлый год под опеку и попечительства передано 4 870 детей-сирот, что на 1860 детей больше чем в 2006 году.

На 214 увеличилось количество детей, находящихся на патронатном воспитании. Их число сегодня составляет 2005 человек.

2773 ребенка приобрели родителей из числа наших граждан, что на 82 ребенка больше, чем в 2006 году.

На 33 % увеличилось число казахстанских граждан, желающих усыновить детей, Сегодня их число составляет 1127 человек.

Таким образом, мы смогли сократить количество детей-сирот, воспитывающихся в детских домах на 1 478 человек (Если в 2006 году в детских домах воспитывалось свыше 18 тысяч детей, то в 2008 году их стало 16 тысяч).

Уважаемые депутаты!

Еще одна группа детей, требующих к себе особого внимания это:

безнадзорные, беспризорные дети;

дети, подвергающиеся насилию и эксплуатации;

дети из неблагополучных семей.

дети с девиантным поведением;

дети, злоупотребляющие психотропными средствами, алкоголем и наркотиками.

Все представители указанных категорий - жертвы невнимания, равнодушия и преступных посягательств взрослых, которые могут пополнить собой ряды асоциальных, общественно опасных групп населения.

Сегодня на учете в органах внутренних дел состоят свыше 12 тысяч неблагополучных семей и более 27 тысяч таких детей. Поэтому Министерством и другими государственными органами принимаются меры для поддержки и помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.

Во- первых, в штаты школ для социального и психолого-педагогического сопровождения этой категории детей введены: около

7-и тысяч психологов, более 1,5 тысяч полицейских инспекторов и свыше 7-и тысяч заместителей директоров школ по воспитательной работе.

В Комитете административной полиции Министерства внутренних дел действует отдел по организации деятельности участковых инспекторов по делам несовершеннолетних и ЦВИАРНов.

Во-вторых,

Правительством страны утвержден План по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, предупреждения беспризорности и безнадзорности на 2008-2009 годы. Соответствующие планы приняты во всех регионах.

В соответствии с планом разработаны методические рекомендации по учету семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также организации профилактической работы.

В-третьих

Различными неправительственными организациями созданы

14 кризисных центров для реабилитационной работы с детьми «группы риска». В центрах используются новые технологии деятельности: социальное волонтерство, социальная реабилитация, уличная социальная работа, школьные службы примирения. При этом деятельность НПО поддерживается нами в рамках госзаказа.

В-четвертых

Создана межведомственная система контроля, выявления и учета детей с девиантным поведением.

В 2008 году организована работа 11-ти межведомственных групп.

Ими изучено деятельность 35 органов и 182 организаций образования по вопросам обеспечения всеобуча и профилактики правонарушений.

В результате этих мер в сравнении с 2006 годом:

I. на 14,5% сократилось число несовершеннолетних, совершивших преступления;

II. на 3,1% сократилось число несовершеннолетних, состоящих на учете в органах внутренних дел;

III. на 2,5% уменьшилось число неблагополучных семей, состоящих на учете;

IV. на 6,8% снизилось количество родителей, лишенных родительских прав;

V. на 39% сократилось число детей, имеющих диагноз алкоголизм.

Однако, мы четко понимаем, что эти результаты не повод для самоуспокоения. Нам необходимо вовлечь в эту работу всю общественность, и в первую очередь, семью, СМИ, общественные организации. Пока общество не поймет, что это общее дело, школе одной это не под силу.

Уважаемые депутаты!

Одной из серьезных причин детского неблагополучия является снижение роли семьи в нравственно-духовном формировании личности ребенка.

К сожалению, в последние годы мы стали сталкиваться с проявлениями детского цинизма и жестокости, отсутствием привязанности даже к самым близким людям, потребительским отношением к окружающим, бездуховностью.

Поэтому сегодня весь мир находится в поиске новых образовательных программ по общечеловеческим ценностям.

В основе системы образования Японии лежит курс морали, направленный на воспитание высоконравственной личности.

Во Франции успешно реализуется концепция «воспитание через искусство».

В учебных планах школ Литвы обязательным предметом является курс по нравственному образованию.

Человеческие отношения и развитие духовности, общественные связи и гражданская этика преподаются в Финляндии.

И Казахстан - не исключение. Мы провели анкетирование детей и родителей. Выяснилось, что из числа опрошенных родителей только 74% говорят детям ласковые слова. При этом 54% отцов не считают важным показывать внешне свою любовь к детям. И нет гарантий тому, что родитель обеспечивая только физические и материальные потребности ребенка, завтра получит доброго и отзывчивого ребенка.

Как видите, очевидна необходимость возрождения добрых, сердечных семейных отношений и нравственных традиций.

Именно, поэтому с 2001 года в школах республики апробируется и внедряется программа нравственно-духовного образования «Самопознание». В результате, сегодня педагоги и родители классов «Самопознания» отмечают положительные изменения в поведении детей. Они становятся более внимательными, милосердными. Улучшились их взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, появилось чувство самоуважения.

Так, например, по результатам анализа, проведенного школьными психологами г. Алматы, в среднем на 20% снизились количество конфликтов, уровень тревожности в тех классах, где ведется этот предмет.

Вашему вниманию я хотел бы предложить фрагменты урока «Самопознание».

Уважаемые депутаты!

Фрагмент урока убедительно показывает, что позитивные изменения происходят лишь там, где работают не только педагоги, но и активно включаются в процесс образования и родители.

Как видите, истинные чувства, любовь и доброта укрепляют взаимопонимание родителей и детей.

Уважаемые депутаты!

Немаловажную роль в формировании чувства патриотизма и коллективизма, в подготовке детей к полноценной жизни в обществе отводится в нашем обществе детским и молодежным организациям.

Сегодня во всех областях республики действуют более 250 детских организаций, которые объединяют в своих рядах около 700 тысяч школьников от 7 до 17 лет. В сравнении с 2006 годом количество детских организаций возросло на 126 единиц или на 15%.

Уважаемые депутаты!

Сохраняет свою актуальность проблема обеспечения для всех детей равного доступа к качественным социальным, медицинским, образовательным, информационным услугам.

Для определения качества предоставляемых услуг совместно с неправительственными организациями мы провели более 20 различных социологических исследований с участием около 100 тысяч респондентов.

Результаты исследований нам позволили выявить причины непосещения детьми школ, насилия в семье, детского суицида, роста первичной детской инвалидности, проблем школьного питания и др.

Так, например, исследование проблем всеобуча показало, что из опрошенных 6,5 тысяч детей «гуппы риска» 35 % часто пропускают занятия потому что не желают учиться ; 25% - из-за финансовых проблем; 15 - по состоянию здоровья; 14% - из-за отсутствия одежды и обуви; 11% - из-за несправедливого отношения учителей; 10% - из-за скандалов в семье; 5%- из-за плохого влияния друзей и вымогательство со стороны сверстников.

Исследование проблем насилия показало, что из опрошенных 1,3 тысяч детей 6% детей были жертвами вымогательства, 26% -терпели оскорбления со стороны сверстников, а к 22% - применялись физические наказания. При этом причинами насилия детей в семье являются пьянство родителей (48%), материальные и жилищные проблемы (12%), низкий культурный уровень (23%), безраличие взрослых (22%) и др.

Анализ подросткового суцида показал, что зачастую суицид совершается из-за нестабильного морально-психологического климата в семье, конфликтов с одноклассниками, неустойчивой психики, незаслуженного наказания, неразделенных чувства. При этом из числа обследованных ребят, 36% имеют высокий уровень тревожности.

Тематика проведенных социологических исследований в 2008 году представлена на слайде.

Именно изучив итоги исследований мы организовали свыше 15 конференций, более 150 обучающих семинаров-совещаний для специалистов, работающих с детьми, 20 круглых столов, дискуссий, мастер-классов для детей и молодежи.Для поддержки и поощрения детей из многодетных и малообеспеченных семей ежегодно проводим акции «Забота», «Дети в ночном городе», «Дорога в школу».

Только в 2008 году в ходе акций оказана помощь 100 тысячам детям страны на общую сумму 405 млн. тенге, в виде обуви, одежды и школьных принадлежностей.

По итогам проведенных мероприятий изданы в помощь родителям, специалистам, работающим с детьми, свыше 56 тысяч экземпляров информационно-методических сборников, рекомендаций, аналитических материалов по вопросам защиты прав детей в общей сложности по 50 наименованиям.

Тиражирована в количестве 4-х тысяч экземпляров на электронных носителях законодательная база Республики Казахстан по правам ребёнка.

Все издания предложены вашему вниманию на выставке.

В целях выявления наиболее способных, творчески развитых и профессионально перспективных детей стало традицией проведение республиканских конкурсов детского творчества воспитанников детских домов «Тан шолпан», «Болашак жулдызы», «Сердце отдаю творчеству».

Для формирования гражданского самосознания, высокой нравственности, культуры и активной жизненной позиции ежегодно проводятся социально значимые проекты «Мы - дети твои, Казахстан! Нам жить в новом мире!», медиа- фестивали «Под счастливой звездой».

Для привлечения гражданского общества к решению вопросов развития системы образования в декабре 2007 года, в июне и октябре 2008 года были организованы торжественные церемонии награждения «Балалық шақ-досы» и «Меценат образования-2008».

Уважаемые участники заседания!

Говоря о предоставлении качественных социальных услуг детям, мы не можем обойти вопросы организации рационального сбалансированного питания школьников, подвоза учащихся к школе, обеспечения всеобуча.

Эти вопросы в декабре 2008 года обсуждались на заседании Межведомственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан.

На селекторном совещании у Премьер-Министра Республики Казахстан Масимова К.К. было дано конкретное поручение акимам регионов увеличить до трех процентов отчисления от общего бюджета образования на организацию всеобуча и питания учащихся.

Как показало изучение дел, эти меры значительно активизировали деятельность местных исполнительных органов в этом направлении.

В результате принимаемых мер по сравнению с 2006 годом:

I. В три раза увеличены расходы на организацию всеобуча и питания ( с 1,56 млрд. тенге - в 2006 году до 4,8 млрд. тенге - в 2009 году)

II. Для организации в школах горячего питания детей дополнительно привлечено 683 млн.тенге внебюджетных средств .

III. Почти в два раза увеличен процент охвата детей из малообеспеченных семей бесплатным горячим питанием за счет средств государства. ( с 33% - в 2006 году до 63% - в 2009 году ).

IV. На 10 процентов увеличился охват горячим питанием всех учащихся общеобразовательных школ ( с 52% - в 2006 году до 62% - в 2009 году)

V. На 13 процентов увеличилось число школ с горячим питанием ( с 56% - в 2006 году до 69% - в 2009 году)

VI. На 9 процентов увеличилось количество автобусов для обеспечения подвоза детей к школам и обратно домой (2007 г.- 986 автобусов, 1082 - 2009 году) . В результате организован подвоз 47,5 тысяч (68,7%) детей, нуждающихся в подвозе

Уважаемые депутаты!

Вопросам детства занимаются 9 министерств, 14 областных и двух городов республиканского значения акиматы, 211 районных и городских акиматов и 2,5 тысячи акиматов сельских округов.

Поэтому очень важно обеспечить межведомственное взаимодействие государственных органов и сотрудничество с международными и неправительственными организациями.

В связи с этим в республике созданы:

Межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан;

Комитет по охране прав детей при нашем министерстве и Департаменты по защите прав детей во всех 16 регионах республики.

Создание Комитета и его департаментов дает возможность осуществлять более действенный контроль за соблюдением прав детей на образование, качественное медицинское обслуживание, право на отдых, досуг, культурную и творческую жизнь.

Вашему вниманию, уважаемые депутаты, хотел бы предложить небольшой видеоролик о деятельности Департамента защиты прав детей Карагандинской области.

В продолжение увиденного хочу добавить нами созданы 4 web-сайта, 211 телефонов доверия и 162 детские общественные приемные. Только за февраль текущего года на телефоны доверия Комитета по охране прав детей, Департаментов по защите прав детей нашего министерства поступило около двух тысяч звонков и по каждому из них принимаются соответствующие меры.

Кроме того, совместно с Детским Фондом ООН ЮНИСЕФ в городе Алматы в качестве эксперимента начата работа по реализации пилотного проекта по внедрению Национальной телефонной линии доверия № 150.

Для обеспечения эффективной связи с населением сегодня во всех регионах работает «Почта Министра образования и науки Республики Казахстан».

В настоящее время рассмотрено более 500 писем. По итогам оказана помощь в восстановлении документов детей, устройстве детей в школу и детский сад, содействии в переводе студентов с платного обучения на грант, организации детских площадок и многое другое.

Информирование населения о наличии этих служб по защите прав детей осуществляется через показ рекламных видеороликов на четырех республиканских телеканалах «Хабар», «Казахстан», «Астана», «Еларна».

Уважаемые депутаты!

Работа по охране прав и защите законных интересов детей требует постоянного совершенствования законодательной базы в этом направлении.

И поэтому совместно с государственными органами разработаны и приняты следующие нормативные правовые документы:

1. подписаны Президентом Республики Казахстан три Указа о развитии системы ювенальной юстиции, об образовании специализированных межрайонных судов по делам несовершеннолетних, о Государственной программе развития технического и профессионального образования в Республике Казахстан;

2. приняты 11 Законов Республики Казахстан в области защиты прав детей («О жилищных отношениях», «О специальных социальных услугах», О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости и адресной социальной помощи, «О безопасности игрушек»и др.).

3. утверждены Правительством Республики Казахстан свыше 24 постановлений по вопросам улучшения качества жизни детей («Об утверждении гарантированного государственного норматива сети организаций образования», Об утверждении Программы по снижению материнской и детской смертности в Республике Казахстан на 2008 - 2010 годы», «Об утверждении Правил выплаты государственных стипендий отдельным категориям обучающихся в организациях образования»);

4. изданы 13 совместных приказов с министерствами здравоохранения, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, обороны, около 100 приказов министерств и ведомств по вопросам охраны прав детей (О ведении централизованного учета детей с ограниченными возможностями в развитии», «Об утверждении положения о наркологических постах в организациях образования», О профилактике правонарушений среди учащихся молодежи» , “Об утверждений Правил оценки и определения потребности в специальных социальных услугах”).

Принимаемые указы, законы, нормативные правовые акты нашей страны позволяют улучшить защиту прав и законных интересов детей.

В улучшении качества жизни детей все еще есть немало вопросов.

Сегодня в стране более 3,5 млн. семей. И только в 2-х процентах семей воспитываются приемные дети. Как говорили выше количество детей сирот в стране всего чуть выше 16 тысяч. И для обеспечения их права на семью нам необходимо:

Во-первых,

стимулирование усыновления и опеки за счет выплаты пособий на содержание этих детей;

развитие различных форм семейного устройства,

формирование позитивного общественного мнения и повышение гражданского сознания по участию в судьбе ребенка-сироты.

Основной задачей нашего общества должна стать воспитание ребенка в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.

Во- вторых,

На сегодня из 6 тысяч выпускников получили жилье лишь 80 человек, что составляет 1,2%.

При этом, в течении ряда лет не выдается жилье в городах Алматы, Астана, в Алматинской, Северо-Казахстанской, Кызылординской, Восточно-Казахстанской областях

В тоже время, акимат Южно-Казахстанской области обеспечил квартирами 15 выпускников. Акимат Костанайской области выделил арендное жилье 8-ми выпускникам и планирует обеспечить еще 10-рых ребят.

По закону «Об образовании» решение данного вопроса находится в компетенции местных исполнительных органов. Однако в законодательстве не предусмотрена ответственность местных государственных органов, не выполняющих свои функции.

Поэтому в целях защиты прав детей-сирот необходимо законодательно определить меру ответственности должностных лиц и госорганов за невыполнение своих обязанностей.

В- третьих, мы продолжим работу по проведению социологических исследований. В этом году в рамках госзаказа планируется 12 исследований.

По итогам этих исследований будут разработаны:

единые критерии по раннему выявлению семейного неблагополучия;

методические рекомендации по вопросам социальной и психологической адаптации различных категорий детей;

аналитический материал о состоянии обеспечения прав детей на участие в культурной жизни;

рекомендации по разработке модельной программы развития досуговой деятельности школьников.

Мы планируем также создать теле- и радиопрограммы по пропаганде ценности семьи и семейного воспитания.

В - четвертых, мы продолжим работу по совершенствованию законодательства в области охраны прав и защиты интересов детей и выявлению проблемных зон в правовом поле.

Уже сегодня на законодательном уровне требуется решить вопрос назначения и выплаты опекунам (попечителям) пособия на содержание ребенка, оставшегося без попечения родителей. Данная мера поможет снизить число детей-сирот в детских домах. Стимулирует рост опекунства.

Нужно усилить административную и уголовную ответственность родителей за уклонение от воспитания своих детей, уплаты алиментов, причинение физического и психологического вреда жизни, здоровью и безопасности ребенка (в Кодексе «Об административных правонарушениях» предусмотрен только штраф в размере от 6 до 11 МРП ( от 8 тысяч до 13 тысяч тенге);

Как я уже говорил выше, нужно ужесточить ответственность местных госорганов в предоставлении льготного жилья выпускникам детских домов и квотировании рабочих мест для их дальнейшего трудоустройства.

Необходимо также усилить административную ответственность за несоблюдение установленных требований к организациям и к лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей. Данная норма позволит защитить детей, а также повысит ответственность не только родителей, но и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Совместно с МВД мы инициировали законопроект «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросу профилактики детской безнадзорности и предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних», в котором определена норма по ограничению пребывания детей в вечернее или ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых.

Хочу поблагодарить вас, уважаемые депутаты, за поддержку в этом вопросе. Надеюсь, что данный законопроект также будет одобрен сенаторами.

Уважаемые Депутаты!

Вопросы детства многогранны и постоянны на повестке дня. Это работа, которая не может быть остановлена.

Уверен, что принятые на Правительственном часе решения и рекомендации внесут достойный вклад в решение проблем детства.

Благодарю за внимание.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...