Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Ответы Министра образования и науки РК на вопросы депутатов - правительственный час в Мажилисе «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы»

 

Астана, 30 марта, Дом Мажилиса. Сегодня в Мажилисе под председательством вице-спикера Жаныбека Карибжанова состоялся Правительственный час: «О ходе реализации программы «Дети Казахстана» на 2007-2011 годы». После докладов министра Жансеита Туймебаева и председателя Комитета Мажилиса по социально-культурному развитию Динар Нукетаевой депутаты задали вопросы члену Правительства:

 «НЕХОРОШЕВ В.А. Уважаемый Жансеит Кансеитович! Два дня в Парламенте проходит обсуждение вопросов образования, воспитания детей. Есть надежда, что мы в результате сделаем существенные подвижки.

На прошлой неделе мы были в регионах, разъясняли избирателям Послание Главы государства. Люди задавали множество вопросов, в первую очередь, конечно, их очень интересовала ситуация в вопросах воспитания и образования. Мы вышли, надо признать, на мой взгляд, на новый уровень развития, жаль, что только более низкий. Складывается впечатление, что идем вперед, не приходя в сознание. Вы сами обозначили наркоманию, преступность, поборы в школах (я имею в виду уже с учеников), то есть ситуация далеко не лучшая. Два - это семья и государство - те, кто занимается и должен заниматься воспитанием и образованием, и в программе это обозначено, но я хотел бы все-таки обратить внимание прежде всего, безусловно, на тот закон об образовании, который не позволит нам пойти вперед в этом вопросе. Потому что социальный статус учителя в этом законе отсутствует. Более того, мы знаем, что в прошлом году 49 директоров школ были осужденные за прм, чо оне он________________________________________________________________________________________________________________ коррупционные правонарушения. О каком воспитании может идти речь? Там же тысячи учащихся в этих школах, они же это все видят.

Люди правильно нам говорили, не надо врать, а мы продолжаем это делать. И имею в виду 12-летку. Вы сами сейчас сказали, что в 86-90 школах еще трехсменка, и мы говорим, что с 1 сентября перейдем на 12-летнее образование. Как Вы видите изменение социального статуса учителя? Как Вы видите, когда мы открыто скажем народу, что с 2015-2020 года мы готовы будем перейти к 12-летнему образованию?

Мне непонятна ситуация с патронатом. По Вашей информацию, которую Вы дали, более тысячи семей желают взять детей под патронат. В чем дело, почему мы не можем решить? Мы считаем, что детский дом - это лучше, что семья, которая желает это сделать, нам это сделает хуже? Неужели это настолько большие суммы, что не можем этим 1127 семьям, о которых Вы сказали, найти эти средства и дать им возможность взять детей в патронат? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Уважаемый Владимир Анфианович, спасибо за вопрос. Эти проблемы волнуют, действительно, не только нас и вас, это вопросы всего общества. Хотел бы, во-первых, сказать по статусу учителей. В принципе, впервые в Законе "Об образовании" введена глава о социальном статусе учителей. Естественно, все вопросы мы не можем охватить. Вы отметили, 49 директоров школ за коррупционные нарушения. За какие коррупционные нарушения - здесь необходимо разбираться. Многие вопросы исходят из тех моментов, наших нюансов, даже бюджетных вопросов. Например, мы хотим перейти к подушевому финансированию. Чтобы они свободно действовали, есть моменты. Естественно, я не скрываю, они виноваты. Мы распространили в пакете документов извлечения из Закона Республики Казахстан "Об образовании", регламентирующие компетенцию местных представительных и исполнительных органов в области образования. Министерство труда и социальной защиты населения, местный исполнительный орган областного значения, районного, кто за что отвечает, все расписано. Поэтому назначение руководителя облОНО, горОНО, райОНО, а также директоров школ - полномочие местных исполнительных органов. Мы как Министерство труда и социальной защиты населения, как уполномоченный орган, занимаемся, как и во всем мире, разработкой методических пособий, государственных образовательных стандартов и так далее. Эти моменты уже в руках местных исполнительных органов. Об этом, естественно, мы тоже не раз говорили. Это неприятные факты. Мы проводим работу, доводим до сведения руководства области.

В материальном, финансовом отношении по количеству они не на первом месте, и не такую огромную сумму составляют. Естественно, над этим мы работаем. У вас сейчас находится Закон "Об образовании", в который будем вносить изменения. Я думаю, что вы посодействуете в этом вопросе.

По патронатному вопросу. Мы распространили среди вас основные показатели по вопросам детства (на одном листе). Здесь 2006-2008 годы. Какие сдвиги, успехи, позитивные моменты, мы хотели бы вам показать в табличной форме.

Количество семей, которые брали детей по патронатному принципу, увеличилось. В настоящее время 2005 семей. В очереди еще стоят 1127 семей, хотят усыновить детей. Поэтому здесь никаких вопросов нет. При патронатном воспитании на одного ребенка государством выделяется определенная сумма - более 25 тысяч тенге. Заработная плата патронатного воспитателя в среднем около 14 тысяч тенге. Этот вид воспитания мы будем развивать. В настоящее время решаются процедурные вопросы. Более тысячи граждан, которые хотели бы усыновить детей, будут получать. Спасибо.

ДЫМОВ О.Г. Уважаемый Жансеит Кансеитович! Уважаемые депутаты! Я благодарю вас за столько конкретный и предметный доклад и те материалы, которые представлены нам, из которых мы видим, что динамика развития нашей, граждан Казахстана, жизни и деятельности министерства говорит о том, что многие проблемы снимаются, и по многим приоритетным направлениям, если на намечен прорыв, то, по крайней мере, такая положительная динамика наблюдается.

Я не могу согласиться со всем тем, что говорил мой коллега Нехорошев. Министерство надо критиковать, его есть за что критиковать, потому что это необычное министерство, это целая планета, которая занимается вопросами воспитания человека с момента его рождения и до того момента, когда он вступает в самостоятельную жизнь. Но мы видим, что динамика развития современной жизни каждодневно перед нами целые проблемы, которые нужно разрешать этому министерству. И вот по главным, приоритетным направлениям, а этого мы не могли не видеть и не можем не видеть, что министерство выработало какое-то свое определенное видение и в конкретных программах оно разрешает эти вопросы.

Два вопроса у меня. В 90-х годах мы в республике активно занимались созданием детских домов семейного типа и сиротских деревень. Как они прижились у нас в республике, какова перспектива их развития? Какую помощь государство оказывает родителям, усыновившим сирот? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Олег Григорьевич.

По детским домам семейного типа. В настоящее время в республике действует 21 детский дом семейного типа. Отличие данной формы - в таких домах условия максимально приближены к семейным, при которых супружеская пара берет до 10 детей на воспитание. При этом содержание детей, зарплата супругам, обеспечение жильем - все это за счет государства. Поэтому мы считаем, что данная форма воспитания детей нуждается в широком распространении. Поскольку дети-сироты приобретают опыт семейных взаимоотношений, именно поэтому в рамках этой программы "Дети Казахстана" предполагается строительство еще 15 детских домов. Достаточные суммы выделяются государством, поэтому мы поддерживаем данное направление.

Для семей, которые усыновляют детей, на сегодняшний день законодательством не предусмотрены льготы. Однако по закону о браке и семье ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на полагающиеся ему пособия, сохраняет это право и при усыновлении.

РОГАЛЕВ В.П. Құрметті Төраға! Құрметті Жансеит Кансеитулы! Из докладов мы поняли, какая работа проводится по реализации программы "Дети Казахстана". Сделано многое, но предстоит сделать еще больше, чтобы наше подрастающее поколение получило достойное воспитание и образование.

Ураганное развитие информационных технологий, доступность всего спектра услуг телевидения, Интернета и других средств массовой информации несут в себе не только положительное начало. Так, с экранов порой льется кровь, из некоторых сериалов не всегда поймешь, кто бандит, а кто полицейский, персонажи мультфильмов чаще всего напоминают каких-то пришельцев или монстров. И все это жестко внедряется в неокрепшие души наших детей. И дети начинают играть во всевозможные бригады, мафию, якудзу, но только не в положительных героев. Именно таким жестким способом насаждается культ силы, безнаказанности, безнравственности, если хотите.

Конечно, запретительными мерами трудно что-либо сделать. С другой стороны, в школе и семье необходимо предпринимать шаги, направленные на воспитание ребенка.

В связи с этим у меня вопрос. Какие меры принимаются министерством по включению в учебный процесс предметов нравственно-духовного воспитания детей? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Виктор Павлович. Действительно, это век новых технологий. Казахстан по сравнению с другими странами СНГ, можно сказать, идет впереди. Мы вам распространили еще один справочник. За два года мы обеспечивали интерактивные технологии в 3000 школах, в том числе с широкополосным Интернет-соединением - 31 процента. Естественно, это налагает ответственность. Поэтому вторая форма защиты детей, особенно по Интернету, это создание Интернета, мы над этим работаем совместно с Агентством по информатизации, чтобы была определенная необходимая информация для обучения, образования. Такая практика существует в мире. Поэтому данная работа будет продолжена.

Также по нравственно-духовному образованию. Это очень важный момент. Сейчас проходит апробацию программа "Самопознание". Этот предмет воспитывает чувство патриотизма, ответственности за совершенные поступки, побуждает к саморазвитию. Также у нас в регионах внедряются другие проекты - "Служение обществу", "Город, дружественный к ребенку" и так далее. Я в своем докладе отметил, что в Японии, Финляндии, Литве и во многих странах уже практикуется, проводятся такие занятия, внедрены предметы. Мы считаем, что в век глобализации, век таких технологий необходимо введение таких же предметов. Спасибо.

ҚАДАМБАЕВ Т. Уважаемый Жансеит Кансеитович! Из Вашего доклада и содоклада председателя комитета мы убедились в том, что Министерством образования и науки проводится очень большая работа и еще предстоит очень большая работа по данному направлению. Однако мне хотелось… Говорят, цифры, это упрямая вещь. Я привожу цифры: "По результатам, по сравнению с 2007 годом сократилось на 39 процентов число детей, имеющих диагноз "Алкоголизм", на 11,8 процентов - число несовершеннолетних, совершающих преступления". Эти цифры еще раз свидетельствуют о том, какая большая работа проводится в данном направлении.

Второе. Например, в 70 процентах школ организовано горячее питание, из них 62 процента учащихся питаются горячим питанием и бесплатным питанием охвачено 63 процента.

Еще хотел бы привести такой пример, что большая работа проводится Министерством образования и науки. В Азии в 2008 году мы первое место занимали по индексу развития образования. Это во-первых. Во-вторых, наша страна занимает первое место в мире, из 129 стран, по индексу развития образования для всех в 2009 году и 14-ое место по уровню грамотности из 177 стран. Это еще раз свидетельствует о том, что Министерством образования и науки проводится большая работа. Я говорю и о том, что есть на чем и работать. Поэтому у меня два маленьких вопроса.

Вот в информации написано, что дополнительными специалистами по охране прав защиты интересов детей охвачено всего 11 регионов. Будут ли остальные регионы охвачены этим вопросом? Это первый вопрос.

Второй вопрос. Мы с вами рассматривали вопрос профессионально-технического образования. Там были очень конкретные рекомендации, поэтому у меня второй вопрос: доступность профессионального образования для детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей. Спасибо.

ПРИМ.: (Ответ на депутатский вопрос дан на государственном языке).

БАЙМАҒАМБЕТОВА Б.Б.

Жансеит Кансеитович, спасибо за такую полную и обстоятельную информацию, но у меня есть пара вопросов.

Первый вопрос. Сегодня достаточно говорили мои коллеги по усыновлению иностранными гражданами и внутри страны. Все это мне понятно, но скажите, пожалуйста, какие все-таки есть сегодня пробелы в нашем действующем законодательстве по усыновлению детей?

Второй вопрос. Вы назвали, что 148 тысяч детей сегодня у нас с ограниченными возможностями. Все ли дети охвачены сегодня обучением, достаточно ли специализированных школ-интернатов? Потому что в этих данных всего 15 реабилитационных центров у нас имеется на 148 тысяч детей. Я знаю, что недостает сегодня таких специализированных школ-интернатов для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для слабослышащих детей и так далее. При строительстве школ учитывается ли строительство таких специализированных школ-интернатов? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо. Одно время общество поднимало вопрос по усыновлению иностранными гражданами наших детей. Сейчас, хочу сказать, есть позитивная тенденция. Количество усыновленных детей нашими гражданами с каждым годом увеличивается. В принципе, до этого был вопрос. Есть процедура усыновления, требуются необходимые справки, данные, финансовые возможности семьи и так далее. Поэтому проблем в усыновлении нет, однако по соотношению процентов желающих взять в семью есть проблемы.

Я отметил в своем докладе, всего 2 процента от 3,5 миллиона семей в Казахстане усыновили, взяли в свои семьи детей-сирот. Хотелось бы, чтобы оставшихся 16 тысяч детей тоже усыновили. Здесь есть проблемы - материальное стимулирование. Например, когда они берут на патронатное воспитание, государством оказывается материальная помощь, во-первых, в виде зарплаты (14 тысяч тенге), во-вторых, деньги на сироту, а когда они берут по опеке и попечительству, такого нет. Здесь мы хотели бы попросить, чтобы в дальнейшем при разработке данного законодательства такие моменты были учтены. Я считаю, что тогда количество желающих увеличилось бы.

По вопросу о воспитании детей с ограниченными возможностями. Действительно, у нас количество детей увеличилось по сравнению с 2003 годом, из них примерно 80 процентов детей школьного возраста, остальные - дошкольного, раннего возраста. Они охвачены обучением. Инфраструктура разная - логопедические пункты, реабилитационные центры, специальные группы в детских садах. Для них выделяется квота 0,5 процента в рамках государственного образовательного заказа. Они пользуются преимущественным правом при поступлении. Однако по полному охвату я не сказал бы, что этого достаточно. Поэтому здесь есть вопросы, которые нужно развивать. Спасибо.

КАППЕЛЬ Е.Я. Уважаемый министр, наверное, я выражу мнение родителей, дети которых не знают государственного языка. Почему нет комплексной государственной программы обучения государственному языку детей: детский сад - школа - колледж - вуз? На каждом этапе обучения начинают с алфавита, устарелыми формами. Дети хотят современного обучения государственному языку.

Я был недавно на местах. Я хочу сказать, что доходит до абсурда. Родители задают такой вопрос, может быть, с разрешения родителей детей, не знающих государственного языка (пусть это будут казахи, русскоязычные), отдавать в детские сады без очереди. Какое тогда будет отношение к тем детям, которые сегодня стоят на очереди. Как быть? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Егор Яковлевич. По преподаванию, изучению государственного казахского языка проделана большая работа. Несколько депутатов даже участвовали, посетили нашу выставку. Мы организовали в свое время в "Конгресс-Холле" специализированную выставку по казахскому языку. Хочу сказать, что уже имеется около 600 учебников, 46 электронных учебников. Сам Премьер-Министр участвовал.

К сожалению, у нас проблема тиражирования, потому что уже по международным требованиям, системе ТОЕFL, IELTC трех-четырехуровневое изучение казахского языка, программы, электронные учебники нами созданы, апробированы. Создана система "Казтест" для определения уровня знания казахского языка. Поэтому данный вопрос в Комиссии по государственному языку в Правительстве я поднимал. Одним из главных вопросов является тиражирование книг и конкретная работа на местах. Поэтому наши ученые, преподаватели уже разработали достаточное количество учебников.

Что касается детских садов, то уже во многих ведутся, и специальные программы по изучению казахского языка по воскресеньям.., даже есть телепередача. Спасибо.

СОЛОВЬЕВА А.С. Большое спасибо за предоставленный материал. Я хотела бы по этому поводу присоединиться к своим коллегам депутатам, потому что он информативный, сравнительный и дает достаточно объективную картину по положению дел в образовании и вообще по положению детей. У меня два вопроса.

Сегодня говорили о детях с ограниченными возможностями, но у нас есть дети с тяжелыми заболеваниями, которые находятся дома. Их около 10 тысяч. Скажите, пожалуйста, насколько они имеют доступ к образованию, ходят ли к ним домой, занимаются ли ими?

Этот вопрос связан со вторым вопросом, поскольку здесь идет разговор о соблюдении фундаментальных прав человека. Мы знаем, что ситуация сегодня в школе такова, что зачастую в школе осуществление прав человека как раз и нарушается или ему препятствуют. Есть ли в школьных образованиях такие учебные программы, что ли, по атмосфере создания или соблюдения прав человека для того, чтобы дети с этого возраста привыкали к тому, что это фундаментальное право, которое они должны соблюдать, и могли бы в дальнейшем приводить нас к тому, чтобы мы двигались по цивилизованному пути развития? Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Айгуль Сагадибековна. По обучению детей с ограниченными возможностями, в частности, в лицеях и колледжах существует квота, предусмотрено 0,5 процента для детей-инвалидов, инвалидов с детства и так далее. Они в основном обучаются по профессиям - повар-кондитер, мастер сельскохозяйственного производства, специалисты предприятий питания, швеи, экономки и так далее.

По обучению в нормальных школах. Это называется инклюзивным образованием. С учетом международного опыта в республике данный вид образования получает развитие. Это создает равные возможности для всех граждан, в том числе и для детей с ограниченными возможностями в развитии.

У нас запланировано открытие определенного количества кабинетов. Сейчас открыто для коррекции и инклюзивного образования уже 90 кабинетов. В наших общеобразовательных школах обучаются дети с ограниченными возможностями. Их количество достигает 11 тысяч. Данная работа будет продолжена.

Также они обучаются на дому по индивидуальной программе. Таких детей 9 тысяч 400. Также обучаются дети по коррекционной программе, их более 16 тысяч. Спасибо.

ПОЛИЩУК Р.И. Спасибо, Жанибек Салимович. Уважаемый Жансеит Кансеитович, у меня два вопроса по обсуждаемой теме.

Первый вопрос. Возможно ли в полном объеме реализовать обсуждаемую программу, если по ее важным положениям прописано, что расходы не требуются? Расходы местного бюджета должны быть просчитаны, так как при постоянной его нехватке появились еще дополнительные расходы, связанные с реализацией данной программы.

Например, в части реализации Закона Республики Казахстан "О специальных социальных услугах" есть услуги по образованию, где определен бюджет на эти цели в 2009 году. Или, например, социологические исследования, финансирование отсутствует. Почему? Или это все делается на энтузиазме? Но тогда ведь это не исследование. То же самое можно сказать по школам для детей с девиантным поведением, альтернативным формам семейного воспитания и так далее. Это первый вопрос.

Второй вопрос. Есть ли положение по органам опеки и попечительству, и на основании каких расчетов появилось соотношение "1 специалист на 5 тысяч детей"? Это опять-таки касается вопроса отсутствия финансовой стороны на организацию и введение специалистов по опеке и попечительству, так как это вновь местный бюджет, которого просто не хватает. Спасибо.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Раиса Ивановна. Программа была принята в 2007 году. Если сказать, то многие моменты там были сокращены. Первоначально хотелось бы охватить все вопросы, выделить большую сумму. Из этой суммы основная часть выполнения приходит на местные бюджеты, также, как Вы сказали, на социологические исследования, выпуск научно-методических изданий тоже суммы выделены. Поэтому это в рабочем порядке будет рассматриваться. Есть свои определенные требования. По этим требованиям и расходам было запланировано. Здесь есть моменты для коррекции. Поэтому мы готовы принять данные предложения, совместно проработать, но самое главное, что в сравнении с 2006 годом у нас есть позитивные моменты.

Почему мы определили на 5000 одного специалиста? Естественно, хотелось бы, чтобы на 3000 или 2000. Во многих зарубежных государствах, международной практике даже меньше. Исходя из наших обстоятельств, мы сочли нужным, чтобы на 5000 детей один специалист, чтобы могли, по крайней мере, охватить. Спасибо.

ТУРЕЦКИЙ Н.Н. Уважаемый министр, вопрос касается взаимодействия Вашего министерства с неправительственными организациями. Как известно, есть международные гранты, которые выделяют средства для НПО по вопросам правозащитной деятельности малолетних лиц, по поводу предупреждения наркомании. Очень хорошо работает такой фонд, как ЮНИСЕФ ООН, есть другие фонды. Вашему министерству выделили бюджетные деньги для НПО, а также акиматы выделяют средства для неправительственного сектора. Как вы мониторите, определяете программы, гранты, по которым необходимо выделять средства, кто принимает окончательное решение? Потому что часто бывает так, что международный фонд выделил деньги, по этому же самому вопросу выделяют республиканский вопрос и местный, в итоге одни проблемы освещаются очень хорошо, а другие проблемы вообще выпадают из поля зрения взаимодействия вашего министерства с гражданским сектором. Пожалуйста, прокомментируйте, как этот вопрос решается.

ТҮЙМЕБАЕВ Ж.Қ. Спасибо, Николай Николаевич.

Данные вопросы очень актуальные. Как я отмечал, глава представительства ЮНЕСКО в Казахстане участвует, мы с ними очень тесно работаем, подписали несколько меморандумов. Что касается таких тем, в Комитете по охране прав детей или Департаменте по воспитательной работе занимаются. Кому дается - это уже на основе тендера, у кого хорошие предложения, хорошие данные, актуальные вопросы они охватывают. Кто больше имеет практики, опыта работы, вот тем даются».

 

Жигер Байтелесов - 74-63-04. Пресс-служба Аппарата Мажилиса Парламента РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...