Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

О концепции нового Таможенного кодекса Республики Казахстан (А.Перуашев, выступление на презентации в Министерстве экономики и бюджетного планирования, 30 марта 2009 г.)

О концепции нового Таможенного кодекса Республики Казахстан

(А.Перуашев, выступление на презентации в

Министерстве экономики и бюджетного планирования, 30 марта 2009 г.)

Уважаемый Ербол Турмаханович, дамы и господа.

Прежде всего разрешите выразить признательность Правительству Республики за проявляемую прозрачность и толерантность в разработке столь важных проектов. Как и в случае с Налоговым кодексом, Национальная экономическая палата Казахстана «Союз «Атамекен» с первых дней участвует в заседаниях правительственной группы по проекту Таможенного кодекса. Мы также привлекаем представителей отраслевых бизнес-ассоциаций, а также руководителей и специалистов компаний, работающих в сфере внешнеэкономической деятельности и оформления таможенных процедур.

Но именно с учетом опыта принятия и внедрения нового Налогового кодекса, я призываю коллег учесть те объективные условия, в которых сегодня оказался бизнес, и заложить в кодексе возможность гибкого реагирования на возможные ухудшения в этой сфере. Мы твердо уверены, что главной целью документа должно быть содействие национальным интересам казахстанской экономики в целом, и отечественного бизнеса в частности. И все остальные подходы должны быть подчинены этой цели.

Механизм «одного окна»

Учитывая мировые тенденции и возможности информационных технологий, считаем необходимым в кратчайшие сроки обеспечить переход к электронной форме таможенного декларирования в режиме «одного окна».

Механизм «одного окна» должен исключить хождения декларанта по многочисленным государственным органам с целью получения и согласования различных разрешительных документов. Необходимо разработать такую технологическую схему, по которой участник внешнеэкономической деятельности единожды подав декларацию и пакетов документов к ней в один государственный орган (Таможенный комитет), в короткие сроки получит из этого «окна» все сопутствующие разрешительные документы из всех других государственных учреждений.

Реализация механизма «одного окна» потребует интеграции информационных систем всех контролирующих органов (прежде всего, налоговых) в одну единую базу данных, что позволит государству прозрачно отслеживать исполнение бизнес-структурами налоговых и иных обязательств без создания препятствий для текущей деятельности предприятий.

Практическая реализация предлагаемых новшеств сократит затраты предпринимателей, исключит прямой их контакт с чиновниками, минимизирует коррупционное поле и возможности манипулирования интересами клиента.

Сокращение количества документов при таможенном оформлении

На сегодняшний день участник ВЭД должен представить таможенному органу свыше 15 документов. Правда, разработчики утверждают, что в этом году их будет 10, в дальнейшем - 5, но факт пока прежний. Сроки получения некоторых доходят до 3 месяцев.

Создание интегрированной информационной системы обмена информацией между контролирующими органами позволило бы сократить количество документов, подаваемых для таможенного оформления с 15 до 3-4 документов. Участнику ВЭД достаточно будет подать:

1. контракт;

2. счет-фактуру;

3. товаротранспортную накладную;

4. при необходимости сертификат происхождения товара.

Сведения по остальным документам таможенные органы смогут получать через интегрированную информационную систему, уже без участия самого предпринимателя.

Пост-таможенный контроль.

В этом же контексте требует пересмотра сам принцип взаимоотношения таможенных органов с участниками ВЭД. Сегодня он основывается на «презумпции виновности» декларанта. Декларант, с момента пересечения таможенной границы, «виновен» перед таможенными органами в том, что пересек таможенную границу и находится в зоне таможенного контроля, не декларирует товары по условным ценам, не поместил транспортное средство с товаром в место временного хранения и т.д.

В качестве механизма, который позволит уйти от этого принципа и создаст благоприятные условия для межгосударственного товарообмена, мы предлагаем расшить поле по функциональному применению предварительного декларирования. Во многих развитых странах механизм предварительного декларирования успешно реализован. К примеру, внедрение механизма предварительного декларирования с использованием системы управления рисками позволили таможенным органам Швеции проводить оформление 5 деклараций в секунду. При этом, транспортные средства с товаром не простаивают на пунктах временного хранения, а сразу направляются к владельцу товара. Для сравнения: в Казахстане время прохождения через таможенную границу одного грузового автомобиля составляет до 180 часов!

Таможенная стоимость

В начале презентации разработчики сказали о необходимости либерализации таможенного законодательства. Позволю себе не согласиться с таким подходом, поскольку таможенная сфера - весьма значительная часть государственной экономической политики. Применение тех или иных инструментов и механизмов в регулировании внешнеэкономической торговли способно оказывать решающее влияние на развитие целых отраслей экономики любой страны. Поэтому корректнее говорить об упрощении бюрократических процедур, снятии излишних административных барьеров, но никак не о «либеральничании» вне системы национальных приоритетов развития.

Важным элементом таможенного регулирования в указанном плане является вопрос определения стоимости товара. Сложившаяся практика определения таможенной стоимости нуждается в коренном пересмотре. «Условная стоимость товаров» и статистика, имеющаяся в таможенной службе, не должны иметь формального отношения к конкретно ввозимому товару. Эта информация может использоваться для целей пост-таможенного контроля в качестве мотива для изменения методологии таможенной стоимости товара.

Кроме того, необходим методологически грамотный подход к решению вопросов таможенной стоимости, с учетом задач развития казахстанской экономики. Нередко ввоз в Казахстан оборудования, сырья, материалов и комплектующих обходится дороже, чем импорт готовой продукции. В результате, выстроенная таким образом таможенная политика стимулирует импорт, а не отечественное производство.

Принципиально необходимо определиться, что при ввозе оборудования и сырья для переработки, таможенная стоимость должна определяться по цене контракта, а проверка возможна только на предмет её завышения (как и в мировой практике), поскольку завышение стоимости комплектующих изделий и оборудования серьезно сокращает налогооблагающую базу по корпоративному подоходному налогу. Занижение таможенной стоимости по импорту данной категории товаров не представляет угрозы экономическим интересам государства, и поэтому не нуждается в контроле.

Известно несколько разбирательств, когда крупные недропользователи сознательно завышали стоимость импортируемых материалов и уплачивали НДС, что позволяло выводить из-под налогообложения КПН значительные средства.

Обратная ситуация при импорте готовой продукции, а также при экспорте любых товаров, где методом ухода от налогов является занижение таможенной стоимости. Понимание указанных тенденций устраняет излишнюю зарегулированность в определении таможенной стоимости товара, упрощает и сужает сферу его контроля.

Таможенный тариф

Следует также решить вопрос о стабильности тарифов, без чего становится невозможным планирование деятельности предприятий. Изменения должны вноситься не чаще 2-х раз в год, причем их обоснованность должна подтверждаться на уровне отраслей. Сегодня уполномоченному органу в лице мининдустрии достаточно заявления от одного предприятия, чтобы начать процедуру изменения тарифов. Тем самым создается возможность лоббирования решений в интересах отдельных компаний. Мы считаем, что инициаторами таких изменений должны выступать исключительно отраслевые объединения бизнеса, владеющие ситуацией по конкретным отраслям экономики в масштабах всей страны.

Таможенные терминалы

С мая 2008 г. Министерство финансов и Комитет таможенного контроля заявили о намерении создания единых таможенных терминалов под управлением государственного предприятия. Тогда «Атамекен» принципиально выступил против попыток госорганов войти в бизнес и монополизировать коммерческую деятельность.

В дальнейшем КТК согласился с тем, что единые таможенные терминалы останутся в бизнесе, и создал рабочую группу по определению требований к потенциальным участникам. Однако вопреки решению рабочей группы о необходимости предварительного пилотного тестирования процессов таможенного контроля, КТК самостоятельно разработал проект требований по обустройству единых терминалов. Причем, по характеру внесенного проекта (со множеством второстепенных деталей и подробностей), явно прослеживается его «подгонка» под индивидуальные особенности определенной компании. Налицо игнорирование интересов прозрачности и справедливости, на чем настаивает предпринимательское сообщество, и сознательное лоббирование частных интересов.

Тогда же, в мае прошлого года, по предложению комиссии по снижению административных барьеров при Премьер-Министре К.Масимове, было принято Постановление Правительства о передаче с 1 января 2009 г. функций всех контрольных органов в пунктах таможенного пропуска Комитету таможенного контроля, по принципу «одного окна». Однако до настоящего времени вопрос не решен, в настоящее время соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе. В то же время, сегодня таможенные посты представляют собой наслоение даже не административных, а физических барьеров для бизнеса. Например:

1. За 5-7 километров до таможенного поста Коргас установлен пограничный пост, осуществляющий пограничный контроль (так называемая «колючка»). Для проезда необходимо предоставить - удостоверение личности, разрешение на въезд в зону пограничного контроля, визы или иные разрешительные документы.

2. На подъезде к таможенному посту Коргас установлен второй «пункт пропуска», контролируемый пограничниками и таможенниками. Для проезда через вторую «колючку» необходимо предоставить те же самые документы, что и в предыдущем пункте пропуска.

3. Перед подъездом к административным зданиям таможни Коргас установлена третья «колючка», для проезда через которую необходимо предоставить те же документы, что и на двух предыдущих.

4. И только после прохода трех постов начинается основные действия контролирующих органов. В зоне таможенного контроля, осуществляется 1) пограничный контроль, 2) транспортный контроль, 3) ветеринарный контроль, 4) фитосанитарный контроль, 5) санитарно-карантинный контроль, 6) оформление необходимых документов брокерами, 7) таможенный контроль. Учитывая все изложенные стадии прохождения контроля, данный этап пункта пропуска в среднем занимает 180 минут, по результатам которого участнику ВЭД вручается «квиток».

5. В пятом пункте, находится пункт пропуска через государственную границу, при прохождении которой участник ВЭД вручает таможеннику «квиток». В сумме, время прохождения таможенных процедур одной фурой растягивается в те самые 180 часов, о которых было сказано выше.

Данную схему контроля участники ВЭД проходят как при выезде, так и при въезде в Казахстан, что создает огромные возможности для манипуляций. Недопущение подобной «изобретательности» должно стать важнейшей составляющей таможенного законодательства.

Гармонизация Таможенного кодекса с другими

законодательными актами

Существенной проблемой таможенного регулирования стали противоречия законодательных актов, даже внешне не имеющих отношения к Таможенному кодексу.

Один наглядный пример: противоречия между трактовкой финансового лизинга в новом Налоговом кодексе, и профильным законом «О финансовом лизинге». Ограничение нормами Налогового кодекса срока финансового лизинга не менее чем тремя годами, а также распространением условий лизинга лишь на первого покупателя, в нынешних условиях финансового кризиса подрывает инвестиционную активность предпринимателей.

В отличие от кредита, лизинговые операции не нуждаются в залоговом обеспечении, что делает их крайне привлекательными на фоне обесценивания недвижимости. В то же время, отказ Налогового кодекса распространять условия финансового лизинга (льгота по НДС) на вторичные сделки в случаях расторжения первоначального договора лизинга (что происходит повсеместно), приводит к следующим последствиям:

- на прежнюю цену оборудования б/у досчитывается ставка НДС;

- на весь срок с момента ввоза данного оборудования в Казахстан (несмотря на первоначальную продажу в лизинг, как несостоявшуюся сделку), на его стоимость начисляются штрафы и пеня.

В результате, лизинговые компании переполнены возвращаемым и непомерно подорожавшим оборудованием, из законопослушных предприятий они постепенно превращаются в злостных неплательщиков НДС. И при этом, экономике нужны инвестиции, нужно оборудование и модернизация производства.

Полагаем, что во-первых, ситуацию по финансовому лизингу необходимо срочно вынести на рассмотрение Координационного совета по налоговой политике при Премьере; и во-вторых, заложить в таможенном законодательстве инструменты по быстрому и гибкому реагированию на подобное развитие событий в форс-мажорных обстоятельствах.

Новый Таможенный кодекс или поправки в старый?

Насколько мы можем судить, при всей позитивности сегодняшней презентации, проект нового Таможенного кодекса не решает в полной мере обозначенные вопросы, а скорее, определяет дальнейший вектор развития таможенного законодательства.

Я не соглашусь также с мнением председателя Таможенного комитета, г-на К.Карбузова, что кодекс нужно рассматривать отдельно от торговой политики. Уверен, что мы должны заложить в правовой инструментарий таможенного законодательства реальные механизмы защиты интересов национальной экономики и национального производителя. Без этого кодекс не решает тех задач, которые он должен решать в первую очередь.

Кроме того, как известно, в России начата работа над проектом единого Таможенного кодекса ЕврАзЭс, который призван законодательно закрепить создание единого таможенного пространства на территории России, Казахстана и Беларуси. Насколько известно, идут переговоры о его введении уже в текущем году и существует договоренность, что Таможенный кодекс ЕврАзЭс подразумевает упразднение национальных таможенных законов наших стран. Реально оценивая торгово-экономические отношения между его участниками, можно ожидать, что российские разработчики постараются максимально закрепить и развить преимущества своей продукции на казахстанском рынке. Что это означает для целого ряда отраслей, думаю, особо объяснять не надо.

Поэтому полагаю, что на данном этапе следует определиться и рассмотреть возможность отказаться от претензий на новый Таможенный кодекс, внести позитивные изменения и дополнения в редакцию действующего, и направить все усилия на активное участие в разработке кодекса ЕврАзЭс с тем, чтобы защитить интересы нашей экономики и предприятий на более актуальном и рациональном уровне.

Спасибо за внимание.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...