Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Для серьезного развития инновационной сферы стране нужно больше математиков

Запор мысли


Что только не делается у нас ради развития инновационной сферы! Создается закон о господдержке инновационной деятельности, с которым, кстати, все еще возится парламент, вот и Национальный инновационный фонд в 2009 году стал партнером в рамках 7-й рамочной программы Евросоюза в сфере развития информационно-коммуникационных технологий. Но нет самого главного - мыслей, идей, которые могли бы вывести страну из кризиса и перестать ориентироваться только лишь на нефтяные доходы. Долго мы будем топтаться на одном месте?

Берик Оспанов, экс-глава АО «КазАгроИнновация», ныне первый замакима ЮКО:

- Государство своим приоритетом ставит вопросы роста эффективности производства. Имеющийся уровень производства вроде нормальный - обеспечена продовольственная безопасность, народ не голодает. Но конкурентоспособность государства в целом и Агропрома в частности зависит от нескольких факторов. С одной стороны, это производительность труда, а с другой - качество продукции. Наука должна давать конкретные результаты. Понятно, они не всегда ощутимы и не всегда близки по срокам реализации в производстве. Некоторые проекты могут затянуться на долгие годы. Но всегда должны быть коррективы в ее целесообразности.

В связи с этим государство поменяло подходы к научным исследованиям. Раньше шло финансирование по институтам и конкретно по штату. К примеру, в прошлую трехлетку было профинансировано более 400 научных проектов. Деньги были определены под каких-то конкретных людей, чтобы им зарплату сохранить и людей не потерять. Но какое можно провести научное исследование на 2-3 млн тенге? Теперь только по линии Минсельхоза профинансированных всего около 40 проектов, что меньше в десять раз. Теперь нацеленность на сам проект, на который выделяются конкретные финансовые средства, порядка 100-150 млн тенге, и они четко ориентированы на конкретный результат. На выходе государство ждет конкретных рекомендаций по данному проекту, результаты работ, которые затем будут внедряться в производство.

Другой подход государства означает, что научные исследования должны проводиться непосредственно на производстве. Должны привлекаться госсредства и ресурсы сельхозпроизводителей, чтобы бизнес сам был заинтересован в этих научных разработках. Разработок очень много, есть те, которые готовы выстрелить, дать результат в ближайшие 1-2 года. Вопрос за финансированием с обеих сторон, чтобы процесс пошел. Для таких разработок мы создали центр по трансферту и коммерциализации агротехнологий. Планируется, что через этот центр будут финансироваться научные проекты.

Скажем, выработан препарат для ветеринарных целей, очень востребованный в стране, а мы его ежегодно завозим из-за границы и тратим на это большие деньги. Есть проект по созданию казахстанского аналога, он более эффективен, чем иностранные препараты. Есть все испытания, все патенты, но нет возможности вывести его на промышленную основу. Такие проекты мы и будем финансировать с участием частного капитала - 50 на 50. Когда проект запускается, рассматривается вопрос выкупа доли государства частным инвестором.

Все зависит от интереса бизнеса. Государство не может и не должно решать все проблемы, оно должно давать стимул. Стало заметно, что предприниматель активизировался. Они сами ищут новые идеи. Если бы вы знали, что за племенным поголовьем животных в Казахстане выстраивается очередь на несколько лет вперед! Наши предприниматели поняли, что без использования продуктов науки они никогда не смогут достичь высокой эффективности производства. В связи с этим у нас увеличилось количество совместных проектов с частным бизнесом. Наука активно интегрируется с производством. Уже в этом году будут первые результаты. Все понимают, что в таких сложных условиях нужно заниматься реальным производством, иначе в ближайшие 2-3 года может наступить сложная ситуация.

Существуют вопросы с повышением квалификации. Мы намерены обучать отечественных товаропроизводителей полностью за счет государства. В цивилизованном мире поддержка государства основывается больше не на денежных субсидиях, а на предоставлении новых знаний, новых технологий. Такого рода помощь более действенна.

Сара Алпысбаева, директор центра раннего обнаружения экономических и финансовых потрясений Института экономических исследований:

- Стратегия индустриально-инновационного развития была принята вовремя. Но не достаточно эффективно использовались выделенные для этого средства. Вообще эта проблема по развитию инновационной сферы сложная, поскольку экономика находится под давлением внешнего мира.

В целом можно сказать, что к 2009 году у нас упала производительность труда - один из основных показателей стратегии индустриально-инновационного развития. У нас не снижается энергоемкость. По некоторым данным, одной из стран с наиболее высокой энергоемкостью является Россия. На ступень выше по этому показателю стоит Казахстан. Конечно, тому есть объективные факторы, как, например, большая территория нашей страны, отчего и затраты на производство, транспортировку возрастают, также на это влияние оказывают климатические условия, когда много энергии уходит на отопление.

Это объективные факторы высокой энергоемкости. При этом можно сравнивать другие страны, ту же Канаду, где энергоемкость гораздо ниже. В этом отношении мы не выполняем основных установок индустриально-инновационной стратегии: снижение производительности труда и повышение энергоемкости - ключевые факторы, которые характеризуют экономику.

Следует также отметить, что резко падают темпы промышленности, еще один из показателей диверсификации экономики. Получается, что ключевые параметры стратегии, к сожалению, сейчас, в период кризиса, еще более ухудшаются. Тяжело переломить ситуацию для сырьевой экономики.

В то же время нелегко определить те секторы, куда было бы выгоднее вкладывать деньги для развития инноваций, поскольку экономика очень быстро меняется. Меняются сами направления инновационного развития. В этой ситуации сказать, в какую отрасль следует вкладывать средства и они дадут эффект, не возьмется ни один эксперт.

Есть несколько типов стран, которые я делю на три группы. В первой - страны, которые генерируют инновации - США, Япония. Во второй те, кто адаптирует инновации, совершенствуя их и на их основе генерируя новые достижения, к таким странам относятся, к примеру, страны Юго-Восточной Азии. И в третьей группе те страны, которые просто адаптируют имеющиеся в мире технологии и не генерируют новации. Мы, к сожалению, относимся к третьей группе. Перейти хотя бы во вторую - практически непреодолимая задача в силу объективных препятствий. Мы вечно догоняющая страна, потому что вокруг все очень быстро развивается.

В связи с большими темпами развития инновационных технологий, чтобы даже их просто адаптировать, нужен очень высокий уровень образования научно-технических ресурсов. Нам надо вкладывать большие средства в повышение качества человеческого капитала. Это беспроигрышный вариант. В этом отношении президентская идея по «Болашаку» является одним из решений этой проблемы.

В целом одним из показателей, характеризующих, что страна находится на стадии активного развития, является уровень обучающихся по направлениям. Если очень много гуманитариев, то эта страна обычно развивающаяся, если высок уровень физико-технических и прочих математических специалистов - эта страна стоит уже на порядок выше в своем развитии. Необходимо повышать уровень казахстанцев и стимулировать их на получение хорошего математического образования. Это и будет одним из способов по выходу из ситуации.

Михаил Ломтадзе, глава kaspi bank, независимый директор АО «Инвестиционный фонд Казахстана»:

- Согласно данным исследовательского консорциума «Глобальный мониторинг предпринимательства» (GEM), в среднем доля высокопотенциальных предпринимателей в Казахстане (тех, кто намеревается расширяться и создавать десятки рабочих мест) составляет 0,76 процента от числа взрослого населения, этот показатель в Китае составляет 4 процента, в Арабских Эмиратах - 3,3 процента.

В том же исследовании указывается, что 6-8 процентов взрослого населения Казахстана может успешно заниматься предпринимательством и только примерно каждый пятый из них способен создать высокопотенциальный бизнес.

Инновационный бизнес имеет свою специфику: должна быть сильная база, интеллектуальный капитал и системная поддержка. В данный момент приоритетами для государства являются массированная поддержка малого и среднего бизнеса, который уже существует и в котором уже работают 1,8 миллиона казахстанцев. Именно МСБ сейчас испытывает трудности в связи с влиянием мирового экономического кризиса на Казахстан.

У меня самого лично подход такой: концентрироваться на самых главных вещах, а не на всем вместе. Лучше сделать на 100 процентов работу в трех основных рисках, чем по чуть-чуть в десяти. В итоге можно увидеть результаты от своих усилий. Такой подход сейчас мы видим и у государства. Есть задача - защитить свои национальные интересы в период, когда пересматриваются основы глобальной экономики и финансового мира.

У Казахстана большие финансовые ресурсы, мы - одна из мировых держав, которые производят нефть. При этом большое количество нефти и других сырьевых запасов приходится на сравнительно маленькое количество населения. С этой точки зрения поддерживать экономику с 15 млн людей с такими ресурсами при правильной постановке задач и стратегии намного легче, чем в любой другой стране. В Казахстане 7 млн экономически активного населения, из которых 3 миллиона работает на средних и крупных предприятиях. Из 3 млн человек около половины работает в нефтедобывающем, горнорудном секторах, переработке, в госорганах. То есть порядка 30-40 процентов казахстанцев работают в фундаментальных отраслях, секторах, индустриях. В кризисной ситуации, как сейчас, такая «недиверсификация экономики» просто на руку, потому что опасностей меньше.

Перед государством и регуляторами рынка стоит задача: определить наиболее опасные для стабильности финансовой системы и развития экономики риски и сконцентрировать усилия на борьбе с ними. В то же самое время продолжать инвестировать в МСБ и инновации, которые являются фундаментально важными для долгосрочной стабильности экономики. Одним из важных факторов успеха и создания долгосрочного конкурентного преимущества в виде инновации является постоянная инвестиция и повышение уровня образования.

Асан КУАНОВ, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...