Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Молодой Казахстан остро нуждается в молодых учителях

Сокровище нации


В эпоху небывалого экономического кризиса молодежь Казахстана оказалась не только социально незащищенной частью населения, но и в подавляющем большинстве невостребованным трудоспособным слоем. В связи с этим газета «Литер» начинает обзор тех профессий, которые не пользуются популярностью среди масс. И хотя учителя, врачи, спасатели, ученые, инженеры, агрономы не считаются престижными в глазах общественности, именно эти профессии являются стратегически важными и остаются востребованными в любые времена, тогда как все больше финансистов и банковских сотрудников пополняют ряды безработных. Пора прекратить погоню за мифической популярностью и всерьез задуматься о хлебе насущном.

Пожалуй, в Казахстане не найдется ни одной средней школы, полностью укомплектованной педагогами. О том, что в стране учителя средних школ считаются вымирающим видом, известно давно. И хотя из года в год государство прилагает массу усилий к тому, чтобы устранить эту проблему, педагогический кадровый голод угрожает стать проблемой национальной безопасности.

Согласно официальным данным Министерства образования и науки, на начало 2009 года в Казахстане зарегистрировано 267736 учителей средних школ, а в 2007 году было 279098 педагогов. Куда же делись 11 тысяч преподавателей? Любопытно, что потребность при этом составляет всего 2440 учителей. Судя по этим цифрам, проблемы особой нет. Ведь ежегодно вузы страны выпускают несколько тысяч молодых учителей. Так, в 2008/09 учебном году педвузы и колледжи выпустят в общей сложности более 9000 специалистов. Например, КазНПУ им. Абая готов выпустить в этом году 3089 педагогов. Только этот выпуск может с лихвой покрыть существующий дефицит.

Рассуждая так, никто не учитывает две очень важные детали. Во-первых, цифра 2440 означает, что именно столько дыр не могут закрыть престарелые учителя, работающие в две смены по 45 часов в неделю. Как можно говорить о конкурентоспособности страны, если в одной из лучших алматинских гимназий с физико-математическим уклоном работают всего два математика на всю школу, а физику преподает 67-летняя бабушка?! А ситуация в селах по-прежнему плачевная - учитель математики одновременно преподает географию и физику. Во-вторых, молодые педагоги готовы на все, лишь бы избежать каторги под названием «школа». Причины всем известны. И только единицы согласны взять на себя этот крест и нести его даже на окраинах родины.

Но так ли тяжел этот крест на самом деле? Почему, однажды став учителем, ты уже никогда не сможешь покинуть школу? У всех преподавателей один ответ.

- Потому что понимаешь, что творишь настоящее дело. Потому что точно знаешь, что именно ты, как гончар, лепишь будущее страны, ее финансистов, нефтяников, политиков и т.д. И все остальное: ежедневные планы и отчеты, постоянные комиссии из департаментов образования, обходы микроучастков, недовольные родители и прочее - все это кажется таким несерьезным, - делится преподаватель начальной школы Наталья Марсакова.

Такая позиция кому-то может показаться альтруизмом. Но любопытно то, что в период кризиса именно профессия школьного учителя стала одной из наиболее стабильных. Ведь пока разоряются банки и строительные компании, уроки продолжают идти. От звонка до звонка. Так было вчера. Так будет завтра. Это называется стабильность. И не зря надеются директора школ и чиновники от образования по всему Казахстану, что вот-вот начнется приток молодых педагогов в школы. Вчерашние студенты сегодня никому не нужны, кроме школы.

Алина БЕКИРОВА, Алматы

Амангельды ДУЙСЕКЕЕВ, ректор Алматинского института усовершенствования врачей:

- В Казахстане не хватает порядка 6 тысяч врачей. Поскольку обучение молодых кадров занимает длительное время плюс выпускникам вузов для того, чтобы стать квалифицированными работниками, требуется практика, как минимум половину дефицитных кадров мы могли бы восполнить за счет специалистов, в 90-е годы бросивших работу по специальности. Где наши бывшие медики и педагоги сейчас? В основном, на рынках. Но в кризисное время, когда продавцов стало больше, чем покупателей, ситуация заставит их вернуться назад. Если мы поможем им в кратчайшие сроки пройти переподготовку на краткосрочных курсах, а затем простимулируем их работу по специальности материально, думаю, острая нехватка кадров будет снята с повестки дня. Акимам на местах следовало бы поддерживать материально молодых специалистов, как это уже делает аким Алматинской области Серик Умбетов.

Бахытжамал БЕКТУРГАНОВА, президент Ассоциа-ции социологов и политологов РК:

- Сейчас вопрос не в том, стоит ли, ситуация давно сигнализирует, что надо. Не случайно же Запад называется цивилизацией среднего класса, где две трети общества - средний класс, куда входят врачи, учителя и другие представители профессий, обслуживающих население. Поскольку это люди, вкладывающие в человеческий капитал и открывающие перспективы наций, западные педагоги и медики имеют высокие доходы, позволяющие им ни в чем не нуждаться. В Казахстане же социальная ориентация государства выражается только в адресной помощи малоимущим. Малый и средний бизнес, который на Западе делает экономику, в Казахстане едва стоит на ногах. Если вытащить его из тени и законодательно стимулировать развитие предпринимательства, добиться верховенства закона, в стране появятся деньги на нормальное содержание бюджетников.

Дос КОШИМ, председатель ОО «Улт тагдыры»:

- Рыночная экономика сама должна расставлять акценты на рынке труда. Власть в плане кадрового обеспечения должна мониторить ситуацию на рынке, чтобы население в свою очередь делало выводы при выборе будущей профессии. Я более 20 лет проработал преподавателем в вузе, но никакой разницы в перечне специальностей с временами 20-25-летней давности не вижу. То есть рынок образования пока никак не реагирует на требования рынка труда. Разумеется, врачей и педагогов в стране не хватает не потому, что молодежь не хочет учиться этим профессиям, а потому, что их труд низкооплачиваемый. Но, с другой стороны, молодой специалист любой отрасли, только окончивший вуз, не может сразу рассчитывать на высокую зарплату. А с обретением опыта и конкурентоспособности ценным работником может быть и юрист, и врач, и педагог.

Опрашивала Александра АЛЕХОВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...