Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Консенсус по правовому статусу Каспия близок

Наталья МАЙЕР

На этой неделе в Москве заседала специальная рабочая группа по определению правового статуса Каспия. Открывая встречу, глава российского МИД Сергей Лавров поделился оптимистичным видением ближайших перспектив переговоров. По его мнению, стороны приближаются к достижению консенсуса по спорным вопросам. Похоже, с Лавровым согласны представители других прикаспийских государств, которые также надеются на скорое разрешение затянувшихся переговоров по статусу самого большого озера в мире.

Пять прикаспийских государств (Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан) не могут поделить море (или, точнее, крупное внутриконтинентальное озеро) с его богатыми углеводородными и рыболовными ресурсами уже почти 20 лет. Споры по правовому статусу Каспия и, соответственно, по принципам его «делёжки» достались Ирану и четырем постсоветским государствам в наследие от рухнувшего Советского Союза. Если раньше статус Каспия регулировался договорами 1921 и 1940 годов между СССР и Ираном, то после распада Союза каждому государству с береговой линией на Каспии пришлось выстраивать отношения с Тегераном и соседями самостоятельно.

Переговорный процесс по установлению нового правового статуса продолжается до сих пор. Прибрежные государства в ноябре 2003 года в Тегеране подписали рамочную конвенцию по защите морской среды Каспийского моря. Однако в основном определенный прогресс был достигнут через заключение двусторонних соглашений. В июле 1998 года между Казахстаном и Россией было заключено соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование, а в мае 2002 года - протокол к данному соглашению. 29 ноября 2001 года и 27 февраля 2003 года заключены соглашение между Казахстаном и Азербайджаном о разграничении дна Каспийского моря и протокол к нему соответственно. Также между Казахстаном, Азербайджаном и Россией 14 мая 2003 года заключено соглашение о точке стыка линий разграничения сопредельных участков дна Каспийского моря.

Если позиции прикаспийских государств в целом учитывают особенности береговых линий и неравномерность территориального присутствия пяти государств на море, Иран предлагает разделить море на равные части (каждой стороне по 20 процентов). В частности, Азербайджан уже отказался от такого принципа раздела моря, так как в этом случае третья часть каспийской акватории Азербайджана переходила бы под юрисдикцию Ирана.

Позиция Казахстана по правовому статусу Каспийского моря заключается в том, чтобы применить к Каспию отдельные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, касающиеся режимов и ширины различных участков моря.В целях эффективного обеспечения политических и экономических интересов прибрежных государств Казахстан согласно положениям этой Конвенции ООН предлагает установить на Каспии территориальное море, рыболовную зону и общее водное пространство, определив при этом в этих зонах соответствующие режимы. Казахстан считает, что внешняя граница территориального моря должна являться государственной границей, в пределах которой прибрежное государство будет обладать всей полнотой суверенных прав.

Буквально недавно встречаясь с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом, Нурсултан Назарбаев вновь подчеркнул, что Казахстан остается верен своей политике обеспечения добрососедских отношений в регионе Каспийского моря и считает наиболее целесообразным установление суверенной зоны в 22-25 миль, внешняя граница которой являлась бы государственной (см. ДК № 14 (161), от 10 апреля 2009 года). Такое компромиссное, по сути, решение могло бы удовлетворить интересы всех каспийских стран и позволить успешно взаимодействовать на море. Кроме того, по словам Назарбаева, Казахстан изначально придерживался принципа демилитаризации Каспия и для обеспечения безопасности и стабильности на Каспийском море предложил взаимовыгодную формулу сотрудничества по линии пограничных, таможенных служб и правоохранительных ведомств.

Как бы то ни было, стороны все еще не пришли к общему пониманию правового статуса Каспия. Очередная попытка его выработать должна была состояться в минувший вторник в Москве. Новый правовой статус Каспийского моря планируется урегулировать в соответствующей конвенции, текст которой согласовывается на заседаниях специальной рабочей группы. Кроме того, на заседании рабочей группы в Москве в повестке дня значились вопросы развития транспортной инфраструктуры региона, экологии, особенно в области охраны осетровых пород рыбы, а также сотрудничества в сфере энергетики.

Во вступительном слове министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что прикаспийские государства приближаются к взаимопониманию в вопросах делимитации акватории Каспийского моря.

«Из контактов с нашими партнерами складывается впечатление, что участники переговоров продолжают приближаться к пониманию по остающимся вопросам, таким как делимитация акватории и разграничение дна в южной части моря», - заявил министр, открывая во вторник заседание специальной рабочей группы по статусу Каспия. Лавров высказал надежду, что сторонам «удастся в обозримом будущем согласовать окончательный текст конвенции о правовом статусе Каспийского моря».

По мнению главного российского дипломата, особое место среди достигнутых результатов принадлежит декларации, принятой президентами прикаспийских стран в Тегеране 16 октября 2007 года: «Эта декларация имеет особое значение для мира и добрососедства, для углубления делового сотрудничества в Каспийском регионе.

Декларация явилась своего рода сводом политических правил поведения, которых мы будем придерживаться до выработки и вступления в силу конвенции о правовом статусе Каспия», - считает российский министр. Как отметил Лавров, «на саммите в Тегеране были существенно раздвинуты рамки взаимодействия каспийской «пятерки», в них была включена экономическая составляющая, а также блок вопросов безопасности, которые предусматривают создание коллективного механизма борьбы».

Сергей Лавров также напомнил, что в октябре 2008 года в Астрахани состоялась межправительственная экономическая конференция прикаспийских государств на уровне вице-премьеров и с участием профильных министров. «Конференция в Астрахани продемонстрировала весомый потенциал торгово-экономического сотрудничества на Каспии. Он явно перерос двусторонние рамки. Думаю, что поставленная на саммите в Тегеране задача рассмотрения вопроса создания организации Каспийского экономического сотрудничества вполне актуальна», - считает Лавров.

Третий прикаспийский саммит намечено провести в столице Азербайджана - Баку. Среди прочих тем в рабочей повестке дня саммита стоит вопрос о создании в Каспийском регионе организации экономического сотрудничества по инициативе России. Москва готова подготовить конкретные предложения по этоу проекту уже к Бакинскому саммиту.

Азербайджан уже поддержал инициативу о создании организации. «Азербайджан положительно относится к инициативе создания организации «Каспийске экономическое сотрудничество», - сообщил журналистам пресс-секретарь МИД Азербайджана Эльхан Полухов. С нашей точки зрения, сказал Полухов, создание такой экономической организации может содействовать решению вопроса о статусе Каспийского моря и в целом, даст толчок этому процессу.

Как заявил глава МИД РФ Сергей Лавров, «вопрос создания Организации Каспийского экономического сотрудничества вполне актуален, такая организация способствовала бы активизации региональных связей». Как считает Лавров, тем более это актуально в регионе, который мировые эксперты не без оснований называют «кладовой энергетических ресурсов планеты» в XXI веке. ОКЭС, по словам Сергея Лаврова, сможет консолидировать этот потенциал «прикаспийской пятерки».

Организация также может стать основой для нового уровня развития сотрудничества в области транспорта, экологии, торговли и биоресурсов на базе многосторонних проектов. В рамках ОКЭС возможна организация взаимодействия деловых кругов, создание центра каспийских экономических и политических исследований и центра исследования биоресурсов. Кроме того, рассматривается возможность создания странами ОКЭС совместного банка, оказывающего финансовую поддержку проектам данной организации. Вполне возможно, что именно через такое тесное сотрудничество стороны смогут прийти к общему пониманию правового статуса уникального Каспийского моря.

           


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...