Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Только свой собственный путь позволит достойно, без катаклизмов и потрясений выйти к обновлению и развитию - профессор А.Джунусов

АЛМАТЫ. 20 апреля. КАЗИНФОРМ /Сара Мустафина/ - Бушующий глобальный экономический кризис, словно огромный спрут, все больше и больше охватывает отдельные секторы жизнедеятельности людей. Государства, пострадавшие от этого бедствия, ищут пути выхода из него. Практически все правительства предложили своим согражданам антикризисные программы. И у каждой страны свое видение смягчения последствий кризиса. Об этом корреспонденту Казинформа сказал известный казахстанский ученый, заведующий кафедрой политологии и права КазЭУ им. Т.Рыскулова, доктор политических наук, профессор Адиль Джунусов.

- Взять хотя бы наших соседей. Так, у россиян - это семь принципов Путина, у китайцев - десять приоритетных мер, у киргизов - курс Президента. У нас - антикризисная программа, отраженная в Послании Главы государства «Через кризис к обновлению и развитию». Несмотря на пестроту названий, каждая программа преследует общую цель - сохранить социальное спокойствие. Это - самое главное требование в сложившихся экономических условиях.

Соблазн минимизировать последствия кризиса за счет сокращения социальных программ и проектов огромен, ведь каждая волна кризиса требует в качестве уступок секвестирование бюджетных программ. Но бесконечное применение данного инструментария экономики может повлечь социальный, этнический взрыв, который вмиг может опрокинуть политическую систему государства. Эта ситуация порождает много спекуляций на политическом рынке. Многие «умные задним числом» деятели начинают массированную атаку на Президента и Правительство с обвинениями, что, мол, нужно было развивать экономику в другом русле, расставлять приоритеты развития по-иному. Но, положа руку на сердце и анализируя имеющиеся предложения, приходишь к шокирующему выводу: кроме Главы государства никто - ни одна политическая партия, ни один амбициозный лидер-умница - не предложил обществу конкретный путь выхода из кризиса, который затем приобрел форму антикризисной программы Правительства.

Общеизвестно, кризис - такое же явление, как и плохие вирусы, которые сопровождают человечество на протяжении всего его развития. Борясь за выживание, человек придумывал новые и новые рецепты, укрепляющие иммунную систему. Так, и в мировой истории много примеров из жизни выдающихся личностей, которые успешно «вытаскивали» своих сограждан из пучины бедствий, предлагая обществу рецепты выживания и развития. Особенно изобилует такими примерами ХХ век, достаточно перечислить фамилии - это Франклин Рузвельт, Людвиг Эрхард, Дэн Сяопин, Ататюрк, Ли Куан Ю, Махатхир бин Мохамад. Словом, есть чему поучиться и чему подражать. Возможно, кто-то возразит, мол, великая депрессия, охватившая США в ХХ веке, или малазийский пример не совсем подходят к нынешней ситуации. В ответ я могу привести только один довод - какой бы кризис ни был, он, в первую очередь, бьет по интересам простых людей, а вышеназванные лидеры смогли сохранить и оправдать доверие своих наций.

Сегодня понятно, что ни могущественный заокеанский дядя Сэм, ни джентльмены из международного валютного фонда не помогут выйти из кризисной ситуации. Только глубоко просчитанный свой собственный путь - со своей ментальностью, национальной спецификой - позволит достойно, без катаклизмов и потрясений, выйти к обновлению и развитию.

Возвращаясь к нашим реалиям и анализируя казахстанскую антикризисную программу, невозможно не увидеть уникальность шагов, предпринимаемых в республике. На сохранение стабильности и социального спокойствия выделено 15% от ВВП, тогда как Россия выделила около 4%, другие соседи по центрально-азиатскому региону - менее 1%.

Предложенная сообществу антикризисная программа Правительства РК - это большой, цельный, объемный документ, который освещает самые разные стороны нашей жизни, и дает ответы на вопрос, что нужно сделать, чтобы преодолеть кризис в экономике, в ее отдельных сегментах, в социальной сфере. Немаловажная деталь этой программы заключается в ее последовательности. Более того, мы видим, антикризисный план ставит цель - изменение профиля экономики страны. Она по замыслу должна стать менее зависимой от экспорта и в гораздо большей степени зависящей от внутренних ресурсов, меньше зависеть от сырьевого сектора и гораздо больше - от развития инновационных проектов.

Общенациональный интерес предполагает консенсус, невозможность навязывания воли одного класса другим классам, невозможность решения проблем общества за счет одного социального слоя, - и этим полностью пронизана антикризисная программа. Мы не можем сказать, что антикризисная программа осуществляется за счет, скажем, пенсионеров, потому что продолжаются меры, направленные на повышение обеспечения этой категории населения; что она осуществляется за счет бизнеса, поскольку предусмотрены меры, которые облегчают деятельность предпринимателей, занятых, в первую очередь, в реальном секторе экономики. Нельзя даже сказать, что она существует за счет сырьевого сектора, потому что видим снижающие налоговые тарифы как на углеводородное сырье, так и металлы. То есть антикризисная программа пытается отвечать на вопросы, которые стоят перед всеми слоями населения.

Безусловно, программа - абсолютно социальна, в самом широком смысле этого слова, и, по сути, социальными являются все ее разделы. Когда в программе говорится об инвестициях, то речь идет в первую очередь об инвестициях в человека. Когда говорится о том, кто будет давать основные заказы нашей промышленности и каким образом вытаскивать их, то в первую очередь упоминают образование и здравоохранение. Присутствует последовательное стремление улучшить общественную жизнь, самочувствие граждан. Поставлена четкая цель - снизить дифференциации между регионами, как и снизить социальную дифференциацию между стратами.

Если сравнивать наши антикризисные меры с теми, что используются в западных странах, то у нас она совершенно различается по отношению к социальной политике: многие западные страны отказываются от целого ряда социальных обязательств, ссылаясь на кризис, а наше государство подтверждает их в полном объеме.

Существенный позитивный сдвиг запланирован и уже происходит на рынке труда. Если раньше основная часть бюджетных средств, тратившихся на занятость населения, уходила на пассивную политику занятости, то есть на выплату пособий по безработице, то теперь мы впервые выходим к исполнению рекомендаций Международной организации труда. Большая часть будет тратиться на активную политику, то есть на создание новых рабочих мест, переквалификацию, переобучение и поддержку обучения кадров.

Среди социальных категорий, особо нуждающихся в поддержке государства, выпускники высших и средних специальных учебных заведений, а также школ. В 2009 году на рынок труда выйдет 191,4 тысячи выпускников учебных заведений, 50,5 тысячи оралманов. С учетом обозначенных категорий граждан прогнозируемая потребность в их трудоустройстве составит 378,3 тысячи человек. Таким образом, летом на рынок труда поступит громадное количество молодых людей, не имеющих трудового стажа, приглашения от работодателей. Если они окажутся хроническими безработными, это будет большая трагедия, эмоции и безвыходность заставит молодых людей выйти на улицы и площади, как это произошло в странах Балтии и в Молдавии. Поэтому на содействие таким людям согласно антикризисной программе будет сориентирована реализация Дорожной карты. Совокупная сумма финансирования составит 163,9 млрд. тенге.

Отдельная государственная программа направлена на поддержку студенческой молодежи. Кстати, сама по себе эта проблема признается в программе антикризисных мер, это - увеличение количества мест в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. Конечно, они не «съедят» всего числа выпускников и здесь возможно необходимо продумать вопрос квотирования рабочих мест для выпускников, как это было в советское время. Особый вопрос - адресная помощь студентам, обучающимся на «отлично», им выделено 11 500 грантов с общей суммой три млрд. тенге. Данное действие, на наш взгляд, стабилизирует социальное самочувствие обучающейся молодежи, даст возможность, несмотря на кризис, закончить учебу.

Антикризисная программа должна была дать ответ на вопрос о том, какое соглашение общества с властью будет действовать после кризиса. Останется ли прежнее? Будет ли новое? И первый приоритет, заявленный в антикризисной программе - это выполнение публичных обязательств государства перед населением в полном объеме, что свидетельствует о том, что заключенные ранее соглашения действуют.

Более того, в рамках стабилизационных мер исполнительными органами подписано более тысячи меморандумов с крупными компаниями о гарантиях социально-трудовых прав, сохранения рабочих мест и предотвращения массового высвобождения работников, направленных на максимально возможное использование работодателями мер, предусмотренных трудовым законодательством. Действует карта занятости в разрезе регионов с предполагаемыми зонами риска и конкретными мерами по недопущению роста безработицы и повышению занятости. И очень хорошо, что эти задачи не снимаются с повестки дня, поскольку они позволяют видеть развитие социальной политики в перспективе.

И, наконец, последнее: многие задаются вопросом, как следует понимать словосочетание «через кризис к обновлению и развитию», исходя из опубликованного 6 марта т.г. документа? Обновление Казахстана с экономической точки зрения - это постепенное превращение расширенной сырьевой модели в инновационную модель. В социальной сфере развитие - превращение среднего класса в большинство населения. Политическая модернизация в документе не затрагивается, но, тем не менее, это та самая демократия участия, которая принималась и декларировалась Президентом Н.Назарбаевым ранее, (ее, кстати, никто не отменял). Она означает поэтапное, комплексное расширение участия системных политических сил и граждан в политическом процессе. Поэтому в своем Послании Глава государства призывает в трудное для страны время к социальному миру, к единению. Это понимают многие, меня очень порадовало недавнее обращение экс-премьера А.Кажегельдина с призывом объединиться вокруг Президента страны до выхода из кризиса во имя сохранения благополучия народа.

В заключение считаю уместным привести исторические примеры, когда в сложные периоды развития народ объединялся вокруг великой идеи и достойно выходил из трудной ситуации. Вспомним Махатму Ганди - первого лидера свободной Индии, который ради процветания экономики своей страны призывал отказаться от импортной продукции в пользу отечественной, тех же японцев, китайцев, сумевших в тяжелое время «затянуть пояса» ради благополучия народа в будущем. Полагаю, что лучшим девизом для Казахстана в нынешнее время может быть слоган - помоги своим. Нам, думается, необходимо увеличивать казахстанское содержание во всех сферах экономики. А в бытовых отношениях каждый из нас должен начать с себя, со своей семьи, со своего аула, предприятия. Только трудолюбие народа, помноженное на веру в себя, в своих соотечественников, позволит достойно выйти из кризиса.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...