Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Гость программы «Бетпе бет» - Оразалы Сабден, член Общественной палаты при Мажилисе, директор института экономики

«Бетпе бет» 16. 04. 2009.

Гость: Оразалы Сабден - член Общественной палаты при Мажилисе, директор института экономики.

Тема: «Общественная палата при Мажилисе обсуждает посткризисное развитие Казахстана и проблемы занятости населения».

Журналист: Данил Москаленко.

Ведущий:

На канале «Хабар» время программы «Бетпе бет», добрый вечер! В студии я, ведущий Данил Москаленко, и сразу представлю своего собеседника: Оразалы Сабден - член Общественной палаты при Мажилисе, директор института экономики Министерства образования и науки, президент Союза ученых Казахстана, академик, лауреат Государственной премии. Добро пожаловать. Завтра состоится заседание Общественной палаты, будут рассматриваться очень важные вопросы - во-первых, конечно, посткризисное развитие Казахстана, Послание Президента будет обсуждаться, проблемы занятости населения. Ну и еще ряд вопросов я предлагаю с вами сегодня обсудить, именно ту часть, которая касается нашего посткризисного развития. И проблема занятости, очень актуальная тема. Потому что сейчас вопрос безработицы у всех на устах. Если можно, я начну со слов Президента: «Все, что мы предприняли это решения текущих проблем вызванных сегодняшним кризисом. Я предлагаю не останавливаться, идти дальше. Осуществлять новый план дальнейшей модернизации экономики». Вот хотелось бы у Вас как у прежде всего директора института экономики спросить - собственно, каким может быть этот план? Основные факторы нашего посткризисного развития?

Гость:

Мне кажется, что сейчас перед правительством и в целом перед нашим государством две проблемы стоит. Первая проблема - это антикризисная программа, надо с наименьшими потерями из кризиса выйти. А второй вопрос - это проблема посткризисной экономики. В связи с этим нужно разрабатывать комплексную программу посткризисной экономики, нацеленную на новый технологический вклад. Имеется в виду на модернизацию экономики, особенно в сферах материального производства.

Ведущий:

Очень интересно. Я знаю, что Вы выпустили книгу «Инновационная экономика». Вам наверняка есть что сказать по этому поводу. Давайте об этом поговорим. Наши конкретные преимущества до сегодняшнего момента - это в основном сырье. Сейчас сырье никому не нужно, потому что спад идет полностью спроса во всем мире. Что можем предложить после?

Гость:

Если такая программа будет принята, это долгосрочная программа посткризисной экономики. Я думаю, здесь надо акцентировать внимание на новые технологии, новый технологический уклад, это первая часть. Вторая часть - все-таки у нас человеческий капитал достаточно сильный и обратить внимание на человеческий потенциал. Что имеем в виду? Как раз это инновация. Это образование, проблемы науки, здравоохранения. У нас достаточно хороший потенциал и надо его использовать. Поэтому нововведения здесь надо спустить. Теперь все-таки раз структура экономики будет меняться с сырьевой направленности на сферу материального производства, надо сейчас думать в целом даже на будущее об интеллектуальной экономике. Потому что весь мир сейчас идет по пути инноваций. В связи с этим брендом Казахстана что должно быть: Я помню бренд «Тойота» или «Сони». Вот об этом сейчас надо думать. И в эти приоритеты нам надо вложить. Мы агарное государство, брендом может быть зерно, продукция животноводства, вот надо на это нацелить экономику.

Ведущий:

Сколько денег выделяется на аграрную сферу? Огромные, я не помню - 120 млн. долларов или около того. Т.е. мы вроде хотим таким авральными темпами все быстро возродить, построить?

Гость:

Поэтому здесь тоже приоритеты. Теперь у нас горнометаллургическая отрасль сильно развита, в этом отношении казахстанский бренд должен быть. Но хотя от целевой направленности будем отходить, тем не менее нефтегазовая отрасль, энергетические проблемы для Казахстана и во всем мире очень актуальны. Вот на этих направлениях, я думаю, надо приоритеты построить.

Ведущий:

Вы в принципе здесь ничего нового не открыли. Эти приоритеты так или иначе у нас звучат уже лет 10…

Гость:

Я понимаю, теперь надо адресную программу сделать. Адресно, приоритетно, конкретно, в одну точку. И конечно - опять человеческий капитал. Сейчас в здравоохранение вложение финансирования очень низкое, 20, 5% ВВП. Образование тоже низкое - 3,8% ВВП. Вот эти сферы образования, здравоохранения, культура, наука. Наука вообще сильно не финансируется, мизерная. Европейский стандарт 2,5 не говоря о развитых государствах. Эти структуры мы должны в любом случае финансировать хорошо.

Ведущий:

Один вопрос, который поступил по электронной почте. «Я слежу за мероприятиями, которые проводит Общественная палата при Мажилисе, она несколько похожа на ту палату, которая действует в России. Но в то же время, мне кажется, что этот институт не до конца использовал все свои механизмы, и сейчас его надо усилить. У Вас есть ответ на этот вопрос? Спасибо, с уважением Ермек».

Гость:

Общественная палата в целом работает при Мажилисе в пределах своей компетенции. Общественная палата за полтора года провела 9 заседаний и около 20 законопроектов рассмотрено. 256 предложений было, 35 из них внесены в законопроекты. Я понимаю, маловат статус Общественной палаты. Я хочу кардинальное предложение сделать в этом отношении. Общественная палата в будущем, вообще в ближайшее время должна быть одним из главных институтов развития гражданского общества. 2 вещи, мне кажется, нужно. Во-первых, специальный закон нужен, чтоб поднять статус Общественной палаты. Второе - Общественная палата должна быть при Президенте РК, как в России, сейчас в Общественной палате участвует всего 5 партий. 5 партий не участвует - почему? Потому что они считают статус Общественной палаты низкий. Если статус будет при Президенте, будет примерно такой уровень, как Национальная комиссия по демократизации общества - вот такой уровень надо провести. Тогда все партии будут участвовать; чем критиковать со стороны, лучше за круглым столом беседовать. И предложить свои идеи. Тем более в условиях кризиса именно это делать надо.

Ведущий:

Вот завтра, я так полагаю, прозвучит наверняка много рекомендаций, завтра и послушаем, что там будет. У нашего телезрителя вопрос есть.

Телезритель:

Добрый вечер! Я вашу программу постоянно смотрю. Суть моего вопроса такова: я с города Тараза, пенсионер, имею лицензию частного нотариуса. Я хочу внести в Общественную палату такой вопрос. Имеется приказ 101 министра юстиции от 31 марта 2005 года. По Казахстану нас порядка 3-5 тысяч человек имеет лицензию нотариуса. Единственное, что человека держит - этот приказ. Если Общественная палата внесет предложение министру юстиции новому, а министр отменит этот приказ …

Ведущий:

Не совсем тема нашего разговора…

Гость:

Тем не менее, в Общественной палате не только лидер общественной организации, партии участвуют там, депутаты. Ряд депутатов Сената и Мажилиса Парламента. В принципе этот вопрос можно поставить, это разрешимый вопрос, тем более законный.

Ведущий:

Давайте вернемся к теме нашего разговора, пока оставим в стороне наши экономические выводы посткризисного развития. По поводу проблемы занятости давайте поговорим. Здесь какая ситуация наблюдается, многие говорят, что кризис приведет к большой безработице. Что у нас сейчас, какие перспективы и как здесь действовать?

Гость:

Сначала безработица по статистике официально у нас 7,1%, в прошлом году было 6,3%. Но если судить, что в мире происходит - в Америке 8,1% безработица. В европейских странах в среднем 8,5, в Исландии 13%, 22% в Ирландии, даже в России 8,5%. 7% безработица в Казахстане - это не реально. Надо говорить реально. Это раз. Кроме того, здесь находится самообеспеченное население, это 35%, остается еще около 3 млн., которое высвобождаться будет в целом во всех отраслях промышленности, строительства, в сферах обслуживания и т.д. По нашим подсчетам примерно показывает безработицу где-то 18%. Поэтому надо говорить реальными цифрами. Потом вопрос о самозанятости хочу сказать. Все-таки это бесправные люди. Почему? Потому что, по-моему, 2-4 млн. человек и по закону они сейчас пенсионных начислений не имеет, страховые взносы не имеют, беременные женщины не могут уйти - таких проблем множество. Комитет статистики должен заново пересчитать. Потому что процент огромный, потому что если будет объективно оцениваться, они должны получить пособие по безработице. Теперь хочу сказать насчет переписи, очень много вопросов к нам в Союз ученых Казахстана поступает, лично моя семья не участвовала, очень многие не участвовали. Поэтому, я думаю, правительство должно провести очень жесткую оценку переписи.

Ведущий:

Если к вам не пришли, можно было бы самому пойти…

Гость:

Нет, обращались. Тем не менее очень много людей, которые за рамками остались. А выделено очень много денег на это дело. Я помню 1999 год, когда Кулекеев был председателем агентства, очень достоверная была перепись.

Ведущий:

Смотрите, из тех мер, которые сейчас государство предпринимает, чтобы бороться с безработицей и не допустить серьезных обострений. Вот начнется в этом году реализация, по данным правительства, около 6 тысяч различных проектов с созданием порядка 350 новых рабочих мест. Вот достаточно ли таких мер для того, чтобы не допустить здесь серьезного напряжения?

Гость:

Здесь правительством разработана дорожная карта занятости. Очень хороша эта дорожная карта занятости. Там расписано, что буквально 378 тысяч работников должны готовиться - это раз. Потом даже замена иностранных специалистов, где-то тысяча специалистов готовиться будет. Поэтому дорожная карта если действенно будет работать, тем более 140 млрд. выделено на это дело, вопрос опять дохождения этих финансовых средств. Проблема в целом по антикризисной программе, в целом по этой части должна быть оперативность, прозрачность, эффективность. В первой части я вижу оперативность правительства, а прозрачности и эффективности пока результатов я не вижу.

Ведущий:

Как тогда в таком случае здесь реагировать? Наказывать что ли всех?

Гость:

В условиях кризиса правительство не только на себя должно взять, оно должно делиться с общественностью, неправительственной организацией, общественной организацией, партией и т.д. Поэтому, я думаю, пора бы по наиболее актуальным проблемам - вот мы же 10 млрд. выделяем по 5 направлениям - вот по этим проблемам нужно создать межведомственную комиссию. Не внутри правительства, а межведомственную комиссию с участием НПО, общественных организаций, партий, тогда и через СМИ мы могли бы сказать - да, адресно даются деньги, или малому бизнесу не идет. Мы тогда сказали - малому бизнесу 12% - это большая ставка. Надо хотя бы 5-7%. Я посчитал, если корпоративные взносы 20% пенсионные 10, социальные 12, потом туда 12,5% идет, потом же аренда помещения, жилье и земли - пусть попробует кто - нибудь поработать из правительственных структур на этих условиях.

Ведущий:

Выясняется проблема - знаете, какая? Сегодня вот первый заместитель партии «Нур Отан» Калетаев в Шымкенте обсуждал проблему реализации всех антикризисных мер, там выяснилось, что предприниматели не спешат брать кредиты, потому что боятся проверок. Проверок даже на банковском уровне, честно ли они работают. Вот как.

Гость:

Это же проверки для народа - поступили ли адресно эти деньги. Их не интересует - банки дают, правительство дает. Поэтому они должны в одной команде работать. А нас цепочка разрывается, правительство задание дает, банки не выполняют. Должна быть одна команда. Поэтому я говорю: оперативность, прозрачность, эффективность.

Ведущий:

Есть вопрос.

Телезритель:

Здравствуйте! Меня зовут Жумабике. Я состою третий месяц на учете в центре занятости, я регулярно каждые 10 дней ходила отмечаться, но один раз я упала в гололед и лечилась. Перерыв не большой получился, потом опять ходила, и вот последний раз опять заболела, недели 2, чуть больше может, я отмечаться не ходила. Но почти 3 месяца мне ничего не предлагали. У меня стаж большой бухгалтерский. И потом, я уже думала, что возраст не позволяет?

Ведущий:

Переучиться не пробовали?

Телезритель:

Хотела. Вот в центре занятости была объявления и более подходящие, я шить хорошо умею. С меня потребовали прописку.

Гость:

Вопрос ясен. Но в любом случае надо в этом направлении работать. Завтра заседание Общественной палаты будет. Этот вопрос я подниму.

Ведущий:

Это вот по поводу того, насколько наши поручения реализовываются, именно без прописки женщина не может устроиться на работу.

Гость:

Сейчас прописка - это не главный фактор. Сейчас занять другого человека надо. Вот проблема.

Ведущий:

«Уважаемый гость, скажите, пожалуйста, какая из стран СНГ, на Ваш взгляд, наименее подготовлена была к кризису, и каким Казахстан выйдет из кризиса?»

Гость:

Конечно, Россия и Казахстан более подготовлены были, это надо признать. Надо отдать должное правительству в этом отношении. Другой вопрос - когда выйдем - это никто сейчас не может сказать, но года 2-3 нам нужно очень сильно поработать. И поэтому, мне кажется, общественность, общественные организации различные в этом отношении должны участвовать активно.

Ведущий:

Спасибо большое, что пришли к нам в студию, ответили на мои вопросы и телезрителей. Я вас благодарю, удачи вам завтра и Общественной палате в целом продуктивной работы желаю. Завтра в Алматы состоится заседание, все проблемы, которые мы сегодня обсуждали, будут звучать и там. Так что следите за сообщением. Спасибо большое. До встречи.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...