Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Производители продуктов питания считают обеспечение длинных и недорогих кредитов одним из насущных требований текущего момента

Производители продуктов питания считают обеспечение длинных и недорогих кредитов одним из насущных требований текущего момента

Недавно в Алматы в одиннадцатый раз прошли традиционные весенние выставки, посвященные развитию продуктового рынка республики. Финансовый кризис не спутал планы организаторов мероприятия, и их стремление представить новинки, оценить перспективы, рассказать о трудностях выглядело вполне логичным. Какие бы бури ни сотрясали экономику, кушать, как говорится в известной присказке, хочется всегда. Можно отказаться от покупки нового автомобиля, повременить с поисками более комфортабельного жилья, но хлеб, молоко и прочие продукты питания останутся в нашем рационе, хотя не исключено, что материальные трудности заставят казахстанцев переориентироваться в своих предпочтениях с полюбившихся относительно дорогостоящих брендов на более дешевые. Потому, несмотря на кризис, отечественные предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности продолжают работать и даже выпускают новую продукцию, но говорить о том, что потрясения не обошли отрасль стороной, было бы не совсем верно.

 

Импорт наступает

Как и в других отраслях экономики, предприятия перерабатывающей промышленности столкнулись с проблемой сокращения объемов кредитования; на развитие отрасли повлияли и такие специфические факторы, как низкое качество производимого сырья, его непригодность для производства высококачественной продукции глубокой переработки, неразвитость системы заготовок, транспортировки и хранения сырья, недозагруженность перерабатывающих мощностей. Как свидетельствуют данные Агентства РК по статистике, за прошлый год в Казахстане на 67,4% увеличилось производство сахара, на 36,3% - крупы, выпуск маргарина вырос на 13,3%, муки - на 9,6%, печенья - на 8,4%, риса - на 5,5%, макарон - на 5,3%, колбасных изделий - на 7,4%, мороженого - на 0,4%. Сократилось изготовление фруктовых консервов - на 81,1%, овощных консервов - на 55,3%, томатных консервов - на 47%, соков - на 26%, молока и сливок сгущенных - на 24%, масла сливочного - на 13,7%, консервов мясных и мясорастительных - на 12,3%, молока сухого - на 9%, сыров и творога - на 5%, молока обработанного жидкого и сливок - на 2,8%, кисломолочной продукции - на 2%.

Несмотря на то, что на первый взгляд в Казахстане существуют все условия для того, чтобы обеспечить рынок продуктов питания исключительно за счет собственных ресурсов, и правительственные чиновники, и предприниматели на протяжении последних лет часто говорили о высокой доле импорта в общем объеме присутствующих товаров как об одной из главных проблем отрасли. Согласно статданным, в прошлом году отечественным компаниям удалось увеличить экспорт маргарина на 116%, соков - на 110,3%, печенья - на 66,4%, кондитерских изделий - на 25,5%, муки - на 13,7%, круп - на 7,2%, макарон - на 3,5%. Заметно вырос по ряду позиций экспорт продукции переработки животноводческого сырья: поставки молока и сливок сгущенных отечественным предприятиям удалось поднять в 17 раз, молока обработанного жидкого и сливок - на 123%, консервов мясных и мясорастительных - на 120%, мороженого - на 100%, масла сливочного - на 28%. Практически не осуществлялись поставки за рубеж консервов томатных, колбасных изделий; более чем на 80% сократились объемы экспорта растительного масла, на 59,1% - консервов овощных, на 54,2% - сахара, на 11,2% - консервов фруктовых, на 2,3% - риса, на 99,3% - молока сухого, на 41,8% - кисломолочной продукции, на 24,5% - сыров и творога.

Вместе с тем прошлый год был отмечен значительным, более чем на 220%, ростом импорта муки, хотя доля зарубежных поставок занимает всего 0,1% от общего количества объема, представленного на рынке. Доля импортного растительного масла по сравнению с 2007 годом увеличилась с 23,5% до 43,2%. Импорт томатных консервов вырос на 89,3%, составив 73,6% от общего количества продукта. Завоз фруктовых консервов повысился на 26,2% (общая доля импорта в данном сегменте дошла до 99,3%), печенья - на 11,3%, риса - на 6,9%, маргарина - на 1,3%. Прошлый год был отмечен ростом импорта практически всех видов продукции переработки животноводческого сырья. Так, импорт молока обработанного жидкого и сливок увеличился на 33,2%, колбасных изделий - на 30,6%, консервов мясных и мясорастительных - на 21,6%, молока и сливок сгущенных - на 20%, молока сухого - на 19,8%, сыров и творога - на 18,3%, кисломолочной продукции - на 5%. На 18% сократился объем ввоза овощных консервов, снизились импортные поставки масла сливочного - на 19%, мороженого - на 11,8%, крупы, соков, шоколада, кондитерских изделий.

Нелегкая доля

"Присутствие импорта на казахстанском рынке на сегодняшний день оправданно, ведь наши производители и поставщики сырья не всегда могут обеспечить поставку необходимых продуктов в силу географических факторов либо ряда других причин. Например, в животноводческой отрасли о почти забытых традициях культурного содержания скота вспомнили совсем недавно, а пока, например, кондитеры не могут покупать для своего производства отечественное молоко, поскольку оно не соответствует требованиям по качеству. Земли колхозов и совхозов изначально были розданы мелким собственникам, которые в большинстве своем не могут сформировать достаточно высокий уровень культуры земледелия и животноводства. К тому же во многих отраслях, например, в той же кондитерской, темпы потребления продукции растут гораздо более высокими темпами, чем отечественное производство. Импортная продукция должна присутствовать на рынке, но не в таких количествах, чтобы посредством демпинга вступать в недобросовестную конкуренцию с продукцией наших производителей, как это происходит в кондитерской, молочной, винодельческой отраслях",- отмечает президент Союза товаропроизводителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана (СТПППК), президент АО "Рахат" Анатолий ПОПЕЛЮШКО. Действительно, трудно, например, не вспомнить, что в северных регионах на протяжении нескольких лет российские производители молочной продукции чувствуют себя более уверенно, чем их коллеги из Казахстана.

Еще более заметно доминирование импортной продукции, как утверждают участники рынка, в сегменте алкогольной, в частности винодельческой, продукции. Производство винно-водочных напитков сократилось с 1,4 млн дал в 2007 году до немногим более 1 млн дал в 2008-м. По словам генерального директора ТОО СП "Арарат" Рудика МНАЦАКАНЯНА, из всего представленного в торговых сетях многообразия горячительных напитков казахстанское происхождение имеют от силы 8-10%. Если говорить о винодельческой отрасли, то сокращение объемов производства казахстанских вин в значительной степени было обусловлено уменьшением посевных площадей, отведенных под виноград: в 1985 году казахстанские виноградники занимали площадь в 27 тыс. га, сегодня - лишь 8 тыс. га, причем порядка 40% сосредоточено в Енбекшиказахском районе Алматинской области. Государство, в последние годы неизменно относящее аграрный сектор к числу приоритетных с точки зрения оказания финансовой помощи экономике, средства действительно выделяет, однако их объем недостаточен для основательного проведения работ по реабилитации данного направления. "Стоимость обработки одного гектара виноградника, в процессе которой используется десять ручных операций, оценивается из расчета Т200 тыс. на гектар, а государство выделяет порядка Т5,5 тыс. на гектар. Этих денег хватает лишь на то, чтобы трактор прошел из одного конца поля в другой. С другой стороны, наличие государственного финансирования как такового после стольких лет забвения не может не радовать",- отмечает г-н Мнацаканян.

Тем не менее, констатирует один из старейших работников отечественной винодельческой индустрии, варварское истребление виноградников в период памятной антиалкогольной кампании и последующее сокращение площадей, отведенных под данную сельхозкультуру, сделали свое дело: казахстанское виноделие уступило былые позиции, и сегодня отечественный потребитель поддерживает экономику Грузии, Молдавии и винодельческих держав дальнего зарубежья. На прилавках магазинов, уверяет г-н Мнацаканян, нередко можно встретить грузинские вина, произведенные, как указано на маркировке, для той или иной российской компании. Но после того, как данный продукт не смог легальным путем попасть на рынок России, он пришел в Казахстан, и не факт, что легальными маршрутами. На потребительских предпочтениях сказывается и дефицит информации об отечественной продукции. Иной возможности рассказать о себе, кроме участия в выставках, у казахстанских компаний просто нет, поскольку реклама алкогольных напитков в СМИ запрещена, а значит, большинство рядовых покупателей ничего не знает о предприятиях, выпускающих эти напитки. Вместе с тем в последние годы на рынке появились новые игроки, нередко производящие дешевую, не соответствующую стандартам продукцию. Случайное знакомство с низкокачественным напитком, не имеющим ничего общего с благородными винами, способно породить предубеждение по отношению к продукции всей отрасли в целом. Наконец, развитию отечественной индустрии по производству и выпуску продукции препятствует отсутствие единых требований ко всем участникам рынка - как к производителям, так и к импортерам. Как и во многих других сегментах перерабатывающей промышленности, в данной отрасли проще и дешевле завезти товар, чем вырастить и собрать сырье и сделать вино на местном предприятии.

Вопросы качества - на первом месте

По мнению г-на Мнацаканяна, возможное вступление в ВТО для отечественной винодельческой промышленности может иметь самые печальные последствия. Безусловно, для компаний, представляющих другие сегменты индустрии по производству продуктов питания, данный процесс тоже обернется нелегкими испытаниями, ведь он приведет не только к открытию рынка и росту конкуренции, но и к изменению взаимоотношений между казахстанскими производителями. Для многих крупных предприятий, выпускающих большой объем и широкий ассортимент продукции, имеющих собственную торговую сеть и поставляющих товар во все регионы, процесс вступления в ВТО будет менее болезненным, чем для небольших игроков, занятых в основном в первичных отраслях - производстве мяса, молока, масленичных культур, в маслоперерабатывающей и жировой промышленности.

Впрочем, полагают представители СТПППК, создание искусственных барьеров для иностранных компаний не даст желаемых результатов, ведь для выпуска многих казахстанских продуктов, скажем, того же вина, используются импортные компоненты. Тем не менее, констатируют в союзе, среди игроков отечественного продовольственного рынка наблюдается стремление к развитию собственного производства. "Это будет дешевле, надежнее и сопряжено с меньшими затратами, ведь сегодня предприятия, покупающие сырье для производства своей продукции, делают заказы на 3-4 месяца вперед, в противном случае трудно окупить транспортную составляющую", - отметил г-н Попелюшко.

По его словам, в условиях кризиса зависимость потребительского спроса на продукцию от ее качества проявится более остро, чем в период экономического благополучия: "Готовность внедрять новые разработки, оперативно реагировать на запросы рынка, снимать с производства продукцию, не оправдавшую ожидания, обеспечат продвижение на рынке. Если привести в пример нашу кондитерскую отрасль, то можно констатировать рост производства у "Рахата", у костанайской фабрики "Баян-Сулу", у таких компаний, как "Хильсан", "Хамле". У предприятий в Актюбинске и Уральске существуют проблемы, связанные с качеством продукции. Для "Рахата", например, сегодня уже не столь важно, будем мы работать в условиях ВТО или нет. Качество говорит само за себя, наша продукция намного лучше российской и украинской, хотя последняя и продается по более дешевой цене".

Между тем в период, когда многие семьи столкнулись с необходимостью экономить, приемлемая цена может стать одним из определяющих доводов в пользу выбора того или иного продукта. Несмотря на непростое время и февральскую девальвацию, казахстанским компаниям кондитерской отрасли, констатировал президент "Рахата", пока удалось удержать цены на прежнем уровне благодаря заключению меморандума между правительством, акиматами регионов, в которых сосредоточены указанные производства, и предприятиями смежных отраслей. Продление сроков действия подобных меморандумов, заключенных с целью удержания цен на ряд продуктов питания - растительное масло, сахар, рис, государство рассматривает как одну из мер сохранения поставок продовольственных товаров на внутренний рынок по стабильным ценам. Наряду с этим важная роль отводится мониторингу наличия в регионах запасов основных видов социально значимых продуктов питания.

Производство новой продукции, несмотря на кризис, освоил один из сильных игроков рынка масложировой продукции холдинг Vita (в его состав входят четыре завода в Казахстане, Кыргызстане и России, а также ряд компаний, оказывающих транспортно-экспедиторские услуги, зерносклады, молокоприемные пункты, торговые структуры). Он начал выпуск линейки маргаринов разной жирности под торговой маркой "Славный", новых видов твердых и плавленых сыров, сливочных масел. По словам генерального директора Vita Петра ПОТАПОВА, предприятие чувствует себя уверенно, поскольку использует местное сырье, ориентируется на выпуск продуктов первой необходимости и делает ставку на развитие собственно производства. За 2008 год удалось закончить реконструкцию сахарного завода с увеличением мощности до 1000 тонн сахара в сутки. Был введен в эксплуатацию маргариновый цех производительностью 70 тонн в сутки. Объем реализации продукции в 2008 году превысил $110 млн, при этом прибыль составила около $3 млн. Активы компании равняются $350 млн. С 1999 года изготовление сливочных масел холдингом возросло в 20 раз, растительных - в 6 раз. На предприятиях работают 4000 человек, а в той или иной степени от деятельности Vita зависит работа 50 000 человек, большинство из которых - сельские жители.

По мнению представителей компании, в условиях кризиса государство могло бы пойти навстречу крупным предприятиям, создающим рабочие места и обеспечивающим продовольственную безопасность, путем введении отсрочек по кредитам и снижения процентных ставок, ведь модернизация производства потребовала от участников рынка крупных финансовых вложений. Оптимальная процентная ставка, считают представители Vita, должна составлять порядка 12-16% годовых, но еще прошлым летом кредитные ресурсы приходилось брать под 25%. Игроки отечественной масложировой индустрии в феврале-марте выражали оптимистичные ожидания, связанные с девальвацией тенге. Ведь еще в конце прошлого года практически все предприятия отрасли фиксировали снижение продаж примерно на треть, связанное с падением курса рубля и гривны по отношению к тенге. Товары российских и украинских предприятий, занимающие более половины отечественного рынка масложировой продукции, стоили примерно на 20% дешевле казахстанских аналогов, вследствие чего продажи отечественных предприятий заметно снизились, и ослабление тенге в этой ситуации дало шанс оживить торговлю и, соответственно, увеличить объемы производства. Хотя еще не так давно наши маслоделы настаивали на принятии государственных мер по защите внутреннего рынка от импорта готового растительного масла.

Трудная дорога к признанию

Несмотря на то, что говорить о больших показателях экспорта продукции казахстанского пищепрома пока преждевременно, от идеи экспансии на зарубежные рынки участники отрасли не отказываются даже в условиях непростых экономических реалий, тем более что после девальвации тенге нашим предприятиям стало выгодно работать на экспорт. По словам г-на Попелюшко, продукция кондитерской отрасли, например, сегодня экспортируется в Германию, Азербайджан, Туркменистан, Таджикистан, Афганистан, Китай, в сибирские области России. "С одной стороны, отечественная продукция пользуется спросом у зарубежных потребителей, представители этих стран приезжают в Казахстан, заключают контракты. Вместе с тем развитие экспортного потенциала позволяет и казахстанским производителям улучшить свое положение на внутреннем рынке, поскольку вырученная валюта идет в доходную часть предприятия, и мы в некоторой степени можем компенсировать свои валютные затраты, что в условиях настоящего времени очень актуально. Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы государство поддерживало отечественные компании и в плане создания благоприятных условий для производства, и в экспортно-импортных операциях, оказывало бы содействие в продвижении товаров на экспорт",- отмечает президент СТПППК. Если говорить о поддержке производства, то положение оставляет желать лучшего. Правы те, кто замечает, что в выигрыше останутся компании, не отказавшиеся от внедрения новых технологий, запуска продуктов. Однако внедрение таких технологий требует средств, а получить доступ к кредитным ресурсам сегодня непросто ни малым предприятиям, ни крупным игрокам; на отечественных производителей по-прежнему давит налоговое бремя.

Впрочем, государство, следует признать, по ряду направлений все же не отказывается от поддержки отечественного товаропроизводителя. В феврале нынешнего года во многом благодаря государственной поддержке казахстанский национальный стенд впервые был представлен на традиционной международной выставке "Продэкспо-2009", проходившей в Москве. Правительство оплатило транспортировку экспозиции, а также 300 квадратных метров выставочных площадей, на которых свою продукцию разместило 31 предприятие, в том числе уже упоминавшиеся "Рахат", "Арарат", "Хильсан", Vita, производители колбас и деликатесных мясных продуктов "Бижан" и "Еткон", специализирующиеся на выпуске плодоовощной продукции "Алматыконсервпром", "Коконис Жемис", изготовитель упаковки ТОО Kazopack. Молочную продукцию из Восточного Казахстана представляла "Исток-1". Группа компаний "Катон-Карагайский олений парк" из этого же региона предложила на суд посетителей московской выставки такой оригинальный товар, как пантокрин (вытяжка из пантов марала).

Как с гордостью отметили представители СТПППК, казахстанский стенд был одним из самых посещаемых на выставке. Москвичи оценили вкус шоколада "Рахат", сравнив его со швейцарским, и живо интересовались, когда возможность приобрести казахстанские сладости появится и у них, в связи с чем наши производители кондитерских изделий довольно оптимистично смотрят на перспективу освоения российского рынка. Пришлись по вкусу посетителям и казахстанские мясные продукты, в том числе деликатесы из конины, мясные продукты "халал", а экзотической продукцией из Катон-Карагая, экологически чистого региона, граничащего с Россией, Монголией и Китаем, заинтересовались компании не только из ближнего зарубежья - Украины, Белоруссии, России, но и представители Канады и Германии. Положительно оценивают участие в выставке и изготовители алкогольных напитков. "Как я уже говорил, подобные мероприятия дают нам достаточно редкую даже в формате казахстанского рынка возможность заявить о себе, а в Москве мы представили нашу продукцию коллегам из Армении, Молдавии, и было приятно услышать от них высокую оценку. Если говорить о перспективах экспорта, то, возможно, с этой точки зрения более привлекательны регионы Сибири, чем центральной части России. В любом случае, этот вопрос еще предстоит изучать, ведь зайти на российский алкогольный рынок не так просто. Во-первых, для начала следует расширить ассортимент, во-вторых, сама процедура является достаточно сложной и дорогостоящей",- говорит г-н Мнацаканян.

Казахстанские товаропроизводители получили приглашения от выставочных компаний из Санкт-Петербурга, Самары, Воронежской, Саратовской, Нижегородской областей. По словам вице-президента СТПППК Нины БЕЗРУКОВОЙ, новые контакты очень важны, поскольку участие в выставках позволяет получить информацию о веяниях продуктового рынка, наладить контакты с поставщиками сырья, упаковки, ведь именно эти составляющие производства продуктов питания в отечественной индустрии пока остаются наиболее слабым звеном.

Как отметили представители союза, свои плоды приносит сотрудничество с Корпорацией по развитию и продвижению экспорта Kaznex. В прошлом году при ее поддержке были открыты офисы представительств СТПППК в России и Китае, и казахстанские предприниматели получили возможность напрямую работать с ними. "Несмотря на то, что между Казахстаном и Россией существуют соглашения, призванные способствовать упрощению торговых операций, на практике эти документы работают довольно тяжело. На наш взгляд, продвижение товаров на зарубежные рынки будет более эффективным, если компании, заинтересовавшиеся тем или иным товаром, смогут обратиться к нам напрямую. Развитию таких отношений призвана способствовать деятельность представительств", - отметил г-н Попелюшко.

Самый затяжной кризис рано или поздно отступает, и если сегодня казахстанские предприниматели, вопреки всем сложностям момента, смогут не только удержать позиции на внутреннем рынке, но и освоить рынки других стран, этот результат, безусловно, будет заслуживать признания.

Подготовила Анна ШАТЕРНИКОВА


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...