Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Выкручивание невидимой руки. Государство пытается вмешаться в споры между супермаркетами и их поставщиками

27 апреля 2009, 11:08

Фокус (Алматы), № 47 (47), 23.04.2009г. /Ксения Михайлова/

Проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования торговой деятельности» сейчас разрабатывается в правительстве. Пока все на уровне совещаний рабочих групп, участники которых вносят свои предложения. При упоминании законопроекта, касающегося регулирования торговой деятельности, участники этой самой деятельности позволяют себе лишь вздохи, полные надежд. Дескать, как же давно мы его ждем. Работы над ним ведутся больше года, а сколько еще времени пройдет до создания окончательной редакции и тем более внедрения закона в жизнь, никто не решается прогнозировать. Еще в апреле 2008 года Министерство индустрии и торговли получило от премьер-министра Карима Масимова указание подготовить проект закона, с помощью которого удалось бы упорядочить деятельность торговых рынков. Тогда министр индустрии и торговли Владимир Школьник, объясняя необходимость создания законопроекта, приводил пример России, где с 1 января 2008 года вступил в силу закон «О розничных рынках».

— Учитывая ряд проблем в сфере регулирования торговых рынков, целесообразно включить в план законопроектных работ на 2009 год разработку проекта закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности», — сообщил министр. В числе проблем, которые должен решить разрабатываемый законопроект, называли следующие: организацию торговых рынков и регулирование всех отношений, связанных с этим, а также права и обязанности лиц, чья деятельность связана с рынками. Также говорилось о необходимости формирования реестра торговых предприятий, паспортизации рынков, внедрении нормативных требований к обеспечению торговыми площадями населения. В общем, все те банальные вещи, которые должны быть прописаны в законе, регулирующем торговую деятельность. Бывшая тогда министром юстиции Загипа Балиева заявила, что работа над законопроектом может начаться даже раньше 2009 года.

— Вопрос четкой и ясной торговой политики со стороны правительства — это важный сигнал, который должен быть дан и предпринимателям, и бизнесу, и акиматам. В 90-е годы вопрос выживания стоял в первую очередь, поэтому стимулировалась челночная торговля, на тот момент это было правильно, потому что решало задачи того периода. Сейчас мы находимся в совершенно другой экономической ситуации, и здесь надо нам четко и ясно упорядочить все вопросы, — сказал тогда премьер-министр Карим Масимов. Теория прежде всего Впрочем, оптимистичным прогнозам З. Балиевой не суждено было сбыться. И работа над законопроектом все еще ведется. Правда, теперь решили не ограничиваться лишь деятельностью рынков, пытаясь охватить едва ли не все аспекты торговой деятельности в Казахстане: теоретическую базу понятий, права потребителей, работу торговых представительств, ценообразование, тарифное и нетарифное регулирование и ограничения по ввозу-вывозу товаров. Всерьез озаботились участники торговой деятельностью и представители местных исполнительных органов понятийной базой законопроекта. Понятия «оптовая торговля», «розничная торговля», «оптовая партия» и прочие нуждаются в четких критериях. В существующей редакции розничная торговля обозначается как «предпринимательская деятельность по продаже товаров потребителям для их личного использования».

— Из сферы отношений розничной торговли выпадают организованные группы потребителей, которые для реализации уставных задач также приобретают товары, работы, услуги для личных нужд своих членов и не преследуют целей извлечения прибыли, так как являются некоммерческими организациями. Также отсутствует закрепленная трактовка «личного использования», что вызывает затруднения при квалификации договоров, заключаемых в специализированных магазинах, на товарных рынках с участием юридических лиц, которые не в целях перепродажи или обеспечения своего производства сырьем, оборудованием, полуфабрикатами, а для организации труда и быта собственных работников приобретают те или иные товары, — приводились аргументы в пользу изменения данной статьи. Министерство индустрии и торговли предложило другую формулировку: «розничная торговля — предпринимательская деятельность по продаже товаров физическим и юридическим лицам в целях удовлетворения их личных, семейных, домашних потребностей и использования с целью, непосредственно не связанной с предпринимательской деятельностью по удовлетворению потребительского спроса». Но и она, по мнению представителей Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Казахстана, не совсем корректна. Предлагается внести в закон и новое понятие «покупатель», которого раньше не было.

С интересной инициативой Выступил акимат Актюбинской области, предложивший «внести государственное регулирование цен на номенклатуру продовольственных товаров, входящих в перечень минимальной потребительской корзины», которое будет в компетенции правительства РК. Поддержал идею и акимат Мангистауской области, конкретизировав, что «в перечень продукции и товаров, цены на которые на внутреннем рынке будут подлежать государственному регулированию, включить: хлеб и муку 1-го сорта, молоко, растительное масло, соль, сахар, ГСМ, электроэнергию». Правда, такой реверанс в сторону исполнительной власти не оценили представители Агентства по защите конкуренции и Агентства по регулированию естественных монополий. Но при обсуждении проектов такого уровня заявлять категоричное и безапелляционное «нет» не принято. Потому профильные ведомства не ограничились формулировкой: «считаем нецелесообразным включение в номенклатуру социально-значимых товаров работ, услуг, в отношении которых применяется регулирование государством цены», но и разъяснили причины.

— В настоящее время в условиях экономического кризиса спрос на потребительские товары уменьшается, что, как правило, влияет на снижение цен на них. Включение в номенклатуру социально-значимых товаров работ, услуг, в отношении которых применяется регулирование государством цены, предполагает регулирования цен, что может негативно отразиться на уровне конкуренции, так как число игроков сокращается ввиду наличия административного барьера, — обозначили свою позицию представители Агентства по защите конкуренции. Экспортные надежды У представителей бизнес- общественности вызывает особый интерес и вопрос нетарифного регулирования. — Нетарифное регулирование может даже больше влиять на торговые отношения, чем тарифное, — считает президент Союза производителей пищевой и перерабатывающей промышленности РК, президент АО «Рахат» Анатолий Попелюшко.

— Потому что тарифное — оно достаточно прозрачное, а нетарифное в данный момент работает на уровне соглашений стран, например, России и Казахстана, или Киргизии и Казахстана. Но эти соглашения на сегодняшний день несовершенны, особенно в части отношений, которые необходимы для нас как для экспортного продавца. По его мнению, новые правила должны быть максимально прозрачны, чтобы продавцу приходилось оформлять как можно меньше документов и не зависеть от государственного органа, который выдает разрешения. — Если покупатель из другой страны заинтересован в моей продукции, то я должен играть с ним по его правилам, а не по нашим. Это все должно быть отражено в документах, — считает А. Попелюшко. В нынешнем законодательстве порядок применения мер нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности отнесен к компетенции правительства. Новая редакция законопроекта предлагает наделить правительство вместе с уполномоченным органом еще большими полномочиями. К ведению уполномоченного органа планируют отнести и вопрос деятельности торговых представительств, существование которых также необходимо, если мы планируем развивать экспортный потенциал. По словам А. Попелюшко, о необходимости этого говорил глава государства, призывая производителей продавать за рубеж не только нефть и газ, но и другие товары.

— Одной из задач торговых представительств РК за рубежом является продвижение казахстанской продукции на российский рынок. К сожалению, их деятельность в данном направлении нельзя назвать достаточно эффективной. В условиях снижения мировых цен на основные экспортируемые товары Казахстана важной задачей является поиск экспортных ниш для казахстанской продукции. В связи с чем возникла необходимость более четко определить нормы, касающиеся торговых представительств за рубежом, — указывалось в обосновании к включению в законопроект отдельной главы, посвященной деятельности торговых представительств. Шаги в создании торговых представительств уже сделаны. Так, по данным Союза производителей пищевой и перерабатывающей промьшгленности РК, на ближайшей российской продуктовой выставке будет участвовать «Торговый дом «Казахстан», который представит казахстанскую продукцию. Открыто представительство и в Пекине.

— Мы заинтересованы в продвижении нашей продукции, чтобы те предприятия, которые занимаются там торговлей, увидели наш товар. Выстраивать эти взаимоотношения будет как раз торговое представительство, — рассказывает А. Попелюшко.

— Поднимая экспортный потенциал, мы таким образом выравниваем внутреннюю доходную часть предприятия. По кондитерской отрасли сегодня уже есть результат — это продажи в Германии, Азербайджане, Туркмении, Таджикистане, Китае, Афганистане. Впрочем, называть объемы экспорта в количественном значении глава АО «Рахат» не стал, деликатно сообщив, что пока рано «говорить о больших цифрах». Но все, дескать, еще впереди. В помощь товаропроизводителю С помощью нового законопроекта планируют решить часть своих проблем и отечественные производители, которые под эгидой кризиса и тяжелого положения просят себе все новые и новые послабления и меры поддержки. Предусмотреть разработку минимальных нормативов обеспеченности населения торговыми площадями, сформировать и довести до сведения потребителей реестр всех отечественных торговых предприятий, ввести понятие «сетевая торговля» с четким описанием условий, требований, преференций и методов работы предлагали представители НЭП Союза «Атамекен». Не обошли они стороной и меры по поддержке отечественных производителей. Предоставить преимущественное право казахстанским производителям сельскохозяйственной продукции реализовывать продукцию собственного производства в существующих и вновь образующихся отечественных торговых сетях — такое предложение выдвинули члены союза. При этом узаконить перечень услуг и льгот, которые торговые представители обязаны предоставить отечественным предприятиям агропромышленного сектора и обозначить обязанности торговых представителей по организации торговли в собственных торговых сетях продуктами отечественного производства. Введение в законопроект такой нормы поможет разрешить и конфликт отечественных товаропроизводителей с крупными торговыми сетями, о которых Ф уже писал.

— Платить за вход в супермаркет, за каждую полку дорого для наших товаропроизводителей, — говорит вице-президент Союза производителей пищевой и перерабатывающей промышленности Казахстана Нина Безрукова.

 — В итоге это все сказывается на себестоимости и валится на нашего покупателя. Она сообщила, что представители союза входят в рабочие группы и выходят со своими предложениями в Министерство индустрии и торговли, а также Министерство сельского хозяйства. Надеются местные производители и на внесение изменений в закон «О мерах защиты внутреннего рынка при импорте товаров», согласно которым все полномочия будут отданы на откуп уполномоченному органу, а не правительству, как это было ранее. Впрочем, до окончательной редакции законопроекта еще очень далеко. Так как пока на заседаниях рабочих групп на каждый аргумент «за» находится аргумент «против». Но уже сейчас понятно одно — отечественных производителей в обиду уж точно не дадут. А вот другим участникам торговой деятельности подобных преференций не обещают.

Розничный товарооборот, млрд. долларов 2007 г. 2008 г.

Всего 15,57 19,3

Торгующие предприятия 8,4 12,7

На рынках и у индивидуальных предпринимателей 7,09 7,5

Наличие торговых точек по продаже потребительских товаров в РК Год Количество Торговая площадь, кв. м

2004 45 905 1 773491

2005 46 211 1 811068

2006 45 861 1 855 094 2007 46 401 2 202452

2008 47 130 2 421282

Число торговых рынков

2003 2004 2005 2006 2007

Казахстан 954 935 975 841834

Алматы 74 73 71 52 51

Астана 14 13 23 13 24

Число торговых мест 2003 2004 2005 2006 2007

Казахстан 148574 150497 154094 157635 166990

Алматы 15582 15835 15297 15366 15687

Астана 6780 6945 9822 10847 13815

Государство пытается вмешаться в споры между супермаркетами и их поставщиками. Участники рынка полагают, что административное давление до добра не доведет

Агентство РК по защите конкуренции (АЗК) обвинило некоторые супермаркеты в недобросовестной конкуренции по отношению к поставщикам продуктов питания. «Речь идет о “Гросе”, “Астыкжане”, “Рамсторе” и “Анваре”. Есть факты, свидетельствующие о том, что <супермаркеты> заставляли поставлять себе товары по цене от 5 до 15% ниже, чем другим торговым точкам», - сообщил главный эксперт управления мониторинга и анализа Агентства Республики Казахстан по защите конкуренции Куаныш Котурсынов на совещании Министерства индустрии и торговли. По его мнению, это свидетельствует о недобросовестной конкуренции по отношению к мелким торговым сетям со стороны крупных супермаркетов. Как нам сообщили в АЗК, она проявляется, например, в том, что супермаркеты требуют поставлять товар по наилучшим ценам, которые должны быть ниже на 5-18%, чем для других организаций, настаивая при этом на своем праве расторгать договоры в одностороннем порядке, если поставщик продает товары другим сетям на более выгодных условиях. Есть и другие претензии. «Мы сейчас будем высчитывать долю доминирования крупных торговых сетей в вопросе реализации различных продовольственных товаров», - сказал г-н Котурсынов. И пояснил, что доминанты (с долей рынка более 35%) согласовывают расценку на свои услуги с контролирующим государственным органом. Наибольшие шансы попасть в этот список у компаний, обладающих распространенными торговыми сетями - по данным АЗК, это ТОО «Грос - сеть супермаркетов», ТОО «Рамстор Казахстан», ТОО «Тау-маркет», ТОО «Центр торговли “Астыкжан”», ТОО «Анвар», ТОО «Interfood».

Итоги расследования, начатого АЗК, будут известны в мае. Но уже сегодня, как нам сообщили в ведомстве, установлено, что «в типовых договорах, заключаемых с поставщиками анализируемых супермаркетов, установлены факты навязывания условий». В комитете считают, что данные действия подпадают под статью 24 закона «О конкуренции» - «Призыв к дискриминации покупателя (поставщика)».

«Не виноватые мы, они сами…»

Все представители упомянутых г-ном Котурсыновым розничных сетей были единодушны в своей реакции на заявление эксперта АЗК. Перефразируя официальные ответы, ее можно выразить одним словом - «чушь». Стоит отметить, что супермаркеты Алматы узнали об обвинениях в свой адрес из уст корреспондента «Эксперта Казахстан». Администрация «Рамстора» отказалась давать комментарии, а сотрудники «Гроса» заявили, что обвинение антимонопольного органа не имеет под собой оснований. «Это просто заявление, которое было сделано на совещании. Утверждать то, что некоторые поставщики продают нам свой товар на 10-15% дешевле, чем остальным, неправильно. При этом если даже теоретически предположить, что это так, то почему бы и нет? Наоборот, это интерес потребителя - покупать в торговой сети качественную продукцию по цене, конкурирующей с ценой на базаре», - считает юрист компании «Грос» Анатолий Копанов. Представители розничных сетей утверждают, что скидки от поставщиков на их продукцию - это не результат давления и принуждения, а следствие совместной работы и взаимных уступок. Объемы продукции, реализуемой сетевым партнером, на порядок превышают уровень продаж «магазинов у дома», что позволяет супермаркетам получать ценовые преференции. Супермаркеты в свою очередь гарантируют хорошую выкладку всего ассортимента, могут предоставить лучшие места на полках. По мнению участников рынка, партнерская работа - вот верное словосочетание, характеризующее получение скидок от некоторых поставщиков.

Кризисные рыночные реалии

Представители супермаркетов пожаловались на административное давление и неблагоприятную конъюнктуру. Торговые сети ежедневно должны посылать отчеты о своей ценовой политике в местные исполнительные органы. Нет унификации отчетов - в зависимости от регионов меняется и тип запрашиваемой информации. Причины любого повышения отпускной стоимости товаров должны быть подробно объяснены государственным органам. Власти контролируют ценовую политику игроков после февральской девальвации нацвалюты. Но отметим, что необоснованное повышение цен подразумевает наличие на рынке достаточно небольшого числа сетевых игроков. О казахстанском ретейле этого не скажешь - доля супермаркетов невелика. По оценке игроков рынка, она колеблется между 20-25%, по данным АЗК - от 1% до 35% в зависимости от региона (для примера, в России у сетевиков 40% рынка). Сети доминируют лишь в «нефтяных» городах - в Актау доля супермаркетов достигает 47%, в Атырау - 83%, в Актобе - 46%.

Кроме того, сейчас сетевая розница испытывает падение объемов продаж из-за снижения покупательской способности. «Если говорить о продовольствии, то в среднем спад объемов продаж составил 10-12% по сравнению с прошлым годом. Помимо этого у нас произошла девальвация, и многие цены поднялись. С учетом повышения цен величина падения будет больше. У людей появились конкретные списки товаров, которые они покупают. Нет спонтанных покупок», - рассказывает директор центра торговли «Астыкжан» Илья Мещеряков. В этой ситуации сетевым игрокам необходимо работать над снижением стоимости товаров, предоставлять скидки потребителям, чтобы не отпустить часть своих клиентов в неорганизованную розницу.

Проблемы остаются

Все же приходится констатировать, что и политика супермаркетов в отношении поставщиков небезупречна. По словам представителя компании-поставщика, пожелавшего остаться неизвестным, существующая на рынке тенденция к росту и укрупнению сетей приводит к тому, что некоторые крупные сети начинают диктовать свои условия работы. «Посмотрите на российский рынок - там сети правят балом. У крупной сети нет договора о поставке. Там стороны уже не договариваются ни о чем. Поставщик либо принимает условия, либо он с этой сетью не работает. Мы тоже постепенно к этому приходим. Если раньше поставщик с сетью договаривался о параметрах совместной работы, то сейчас с крупной сетью уже никто ни о чем не договаривается. Сеть просто говорит: у нас вот такие условия - вы их принимаете или нет. И эти условия будут со временем лишь ужесточаться», - говорит анонимный источник. По его словам, к этим болезненным для поставщиков параметрам работы относятся вхождение в сеть, когда компания должна заплатить для того, чтобы начать реализовывать свою продукцию через сетевые магазины, отдельная плата за ввод нового продукта в ассортимент, увеличение ретробонуса - процента от объемов продаж за отчетный период, который получает сеть. Супермаркеты не признают обвинений в диктате условий работы, отмечая слишком высокую наценку отечественных производителей на товар.

В то же время, по мнению управляющего партнера компании Axis Consulting Михаила Токарева, взаимные обвинения поставщиков и супермаркетов будут существовать всегда, но рынок сам наладит эти отношения. Г-н Токарев тоже ссылается на российский опыт - правда, на другие аспекты. «В России сначала сети пытались давить поставщиков. Однако сейчас все крупные сети открыто заявляют, что нет платы “за полки”, нет платы “за вход” в магазин товаров. Почему такое происходит? Рынок сам отрегулировал взаимоотношения поставщиков и продавцов. Укрупнение сетей - это нормальное явление.

Как поставщикам с этим бороться? Создавая свои ассоциации. Но бороться все любят, а что делать, чтобы стать конкурентоспособными? Ведь если поставщик предложит более низкие цены и удобные условия по товарным кредитам, гипермаркет будет работать только с ним. Рынок есть рынок. А уже для этого надо управлять себестоимостью продукции, вести грамотный маркетинг. Качественный и недорогой товар всегда пробьет себе дорогу», - уверен г-н Токарев.

Государственные органы полагают, что часть проблем во взаимоотношениях поставщиков и супермаркетов можно решить с помощью законодательства. В этой связи АЗК предложило внести изменения и дополнения в закон РК «О торговом регулировании». Однако суть изменений пока не ясна.

Александра Цай, автор «Эксперт Казахстан»


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...