Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

На стороне потребителей 80 процентов судей

Сегодня в связи с кризисом у наших граждан снизилась покупательная способность. Соответственно, реже стали обращаться они и в общества по защите прав потребителей. Но это не значит, что юристы сидят сложа руки.

- Зато участились случаи покупок товара по так называемому беспроцентному кредиту в крупных супермаркетах, - говорит председатель ООЗПП "Адал" Артык Сейткалиева. - Граждане верят рекламе, а в итоге попадают в денежную кабалу. Так, к нам обратился мужчина, который по так называемому беспроцентному кредиту приобрел в супермаркете "Sulpak" музыкальный центр по цене около 87 тысяч тенге. Кредит ему оформили там же через Home credit bank. Причем договор с банком ему дали подписать в последнюю очередь, когда он уже оформил другие документы на покупку. В итоге потребитель полностью выплатил всю причитающуюся за покупку сумму, однако к нему вскоре стали приходить уведомления из банка о том, что он еще должен погасить задолженность по кредиту. Примечательно, что в самом договоре о предоставлении кредита крупным шрифтом на полях были указаны размер кредита, страховая премия, а процент по его выплате, который все-таки существовал и составлял 2.12, оказался практически нечитаемым. Все это, безусловно, вводило потребителя в заблуждение. Полюбовно договориться с банком не удалось, и мы были вынуждены обратиться в суд. Только там пришли к мировому соглашению, на основании которого договор был признан недействительным. В итоге сумма 101 тысяча тенге за кредит, которую банк начислил потребителю, была аннулирована. Хочу отметить, что на решение этого вопроса потребовалось более полугода. И далеко не каждый потребитель готов бороться за свои права так долго. Как правило, граждане, попавшие в подобную ситуацию, поддавались давлению банков, выплачивали по так называемым нулевым кредитам немалые деньги.

- А как обстоят дела с продуктами питания, промышленными товарами? Часто ли жалуются на них горожане?

- В связи с кризисом мы ожидаем, что участятся случаи фальсификации пищевых продуктов. Дело в том, что народ стал меньше покупать, а предпринимателям нужна прибыль. Самый простой, хотя и незаконный путь получить ее - фальсификация готовой продукции. Мы закупили несколько видов промышленных и продовольственных товаров, с тем чтобы сдать их на экспертизу. В их числе такие продукты первой необходимости, как соль, мука. К нам поступили жалобы даже на лавровый лист. Его вес не соответствовал норме (вместо 25 граммов оказалось всего 5). Мало того, в упаковке были не только лавровые, но и другие листья. Такая же история с семечками. Казалось бы, упаковка стоит копейки, но, помножив ее на большой объем продаваемого товара с помощью недовеса, можно неплохо заработать.

Сейчас на прилавках немало продуктов в вакуумной упаковке с уже проставленной ценой, и потребитель зачастую не проверяет вес товара. А надо бы! Вот недавно поступила жалоба на крупный супермаркет. Женщина купила там мороженую смородину, причем заплатила она не как за 400 граммов, а как за 600.

В основном мы сдаем на экспертизу только те товары, которые в состоянии купить потребитель с уровнем дохода ниже среднего. Если бы у нас были средства, можно было бы заняться и мебелью, и мобильными телефонами и проверить различные услуги.

- Поступают ли в "Адал" жалобы на мебель?

- Конечно, причем вне зависимости от ее стоимости. Так, дама приобрела гарнитур за 4 млн. 174 тыс. тенге. У стульев проваливались сиденья, на поверхности журнального столика и на кровати выступили пятна. Потребитель обратилась непосредственно в торговый центр, но там на ее жалобу не обратили никакого внимания. Согласно экспертному заключению в гарнитуре были обнаружены дефекты. Оказалось, что все предметы мебели не промаркированы, не соответствуют ГОСТу, и она не может быть использована по функциональному назначению. Имея на руках такое заключение, мы надеемся, что вопрос в суде будет решен в пользу потребителя.

- Какие виды услуг оставляют желать лучшего?

- Много жалоб поступает на отдельные автосервисные службы. Так, в сервисном центре "Астана Моторс" одному нашему клиенту за ремонт его авто выставили необоснованный счет на 900 тысяч тенге. После подачи "Адалом" искового заявления в суд эта сумма уменьшилась в два раза. Или другой случай: одна дама поставила на ремонт на СТО иномарку, после которого она даже не смогла добраться на ней до своего дома. Женщина была вынуждена обратиться на другое СТО и, соответственно, повторно оплатить услуги мастеров. Сейчас мы пытаемся урегулировать эту ситуацию.

- Легко ли работать "Адалу" сегодня?

- Сейчас - да. Раньше, чтобы выяснить, кто является продавцом того или иного товара или услуг, мы были вынуждены работать буквально как Шерлоки Холмсы: и в налоговую инспекцию обращались, и в Министерство юстиции, и в ЦОН.

Радует, что сегодня поменялось отношение к потребителю, к общественным организациям, защищающим их права. Стало легче решать и вопросы в суде. 80 процентов судей сегодня на стороне потребителей. Но что греха таить, решение того или иного дела зачастую зависит от личного отношения судьи к нашей или какой-либо другой общественной организации. Бывает, нам открытым текстом говорят о своем негативном восприятии.

- Сейчас рассматривается проект Закона "О защите прав потребителей". Насколько он совершенен?

- 2 марта, на презентации этого документа в Астане, некоторые предприниматели говорили, что он вообще нам не нужен. Но ведь все мы, от президента до младенца, являемся потребителями. Но, к сожалению, эту простую истину не хотят понять многие бизнес-структуры, которые всячески противятся принятию Закона "О защите прав потребителей". Все свои дополнения и изменения мы отдали председателю рабочей группы, мажилисменам.

- Часто ли потребителям возмещается моральный вред?

- За рубежом - да, у нас - нет. Нам часто говорят в суде: а вы докажите, что потребителю действительно был причинен моральный вред. А как докажешь гнев, раздражение, депрессию? Например, вы купили стиральную машину, которая не работает. Ее не хочет забирать магазин, а сервисный центр - ремонтировать. Вы вынуждены стирать на руках. Или ваш мобильный телефон постоянно глючит, и вы не можете сделать важный звонок. Разве при этом вы не тратите свои нервы и здоровье? Так что, к сожалению, моральный вред возмещается лишь в 30 процентах от общих поданных исковых заявлений в суд.

- Как обстоят дела с туристическими агентствами?

- Мне бы хотелось посоветовать потребителям не спешить связываться с так называемыми таймшеровскими компаниями. Там выдаются сертификаты на 5-летний срок. А вы знаете, что будете делать через год или как долго просуществует данная туристическая компания? Дело в том, что в этих фирмах работают опытные юристы, которые наловчились составлять договора так, что к ним не подкопаешься. И если вы подписали такой документ, то расторгнуть его и получить обратно свои деньги будет очень проблематично. Наши суды, как правило, отказывают в решении таких дел в пользу потребителей. Но бывают редкие исключения. К нам обратился гражданин, который заключил с одной таймшеровской фирмой договор на 11 тысяч евро. Мы просили вернуть ему сумму за вычетом всех расходов, которые понесла компания. И хотя суд вынес решение в пользу потребителя, его принялись шантажировать сотрудники туристической компании - деньги обещали выплачивать частями, причем долгий период времени. В итоге, чтобы избежать волокиты, потребитель согласился взять у фирмы только 8 тысяч евро. Мы хотим обратиться в Верховный суд, прокуратуру с вопросом: что делать нашим потребителям, которые остаются обманутыми таймшеровскими фирмами?

- У нас в офисе стоит электропечь "Мулинекс", которая не печет. Этот товар продал нашему потребителю индивидуальный предприниматель через Всемирную сеть. При этом он не выдал ни чека, ни каких-либо других документов. Так что найти интернет-продавца оказалось непросто. Но мы своими методами вычислили этого гражданина и отправили ему претензию. Сейчас мы сделали запрос в сертификационные органы. Хотелось бы также посоветовать нашим гражданам: не спешите покупать продукцию через Интернет. У нас эта процедура пока несовершенна, и впоследствии будет очень проблематично вернуть деньги за некачественный товар. То же самое обстоит и с телемагазинами. Дело в том, что продаваемые там товары не сертифицируются и сдать их на экспертизу практически невозможно.

На заметку потребителю

Вещи, купленные на сезонной распродаже, вы в течение 14 дней можете сдать обратно в магазин, если они не подошли вам по цвету, фасону, размеру. Однако при этом товар не должен быть в употреблении. Чтобы вернуть вещи, вы должны сохранить товарный и фискальный чеки.

Наталья Вержбицкая


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...