Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Гость программы «Жети кун» - заместитель премьер-министра Казахстана Серик Ахметов

МИНИСТЕРСТВО ИНДУСТРИИ И ТОРГОВЛИ НА ОСНОВЕ ДАННЫХ О ПОТРЕБНОСТИ В ТОВАРАХ, РАБОТАХ И УСЛУГАХ УЖЕ К 30 АПРЕЛЯ, ДОЛЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ КАЗАХСТАНСКИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И ПОСТАВЩИКОВ, ЧТОБЫ РАЗРАБОТАТЬ ПЛАН ПО РАЗВИТИЮ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, СПОСОБНЫХ ПОСТАВЛЯТЬ ПРОДУКЦИЮ, КОТОРАЯ В ДАННОЕ ВРЕМЯ В СТРАНЕ НЕ ПРОИЗВОДИТСЯ. В РАМКАХ РАБОТЫ ПО УВЕЛИЧЕНИЮ КАЗАХСТАНСКОГО СОДЕРЖАНИЯ, В ПРОЕКТАХ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМИ КОМПАНИЯМИ ЗАКЛЮЧЕНО МЕМОРАНДУМОВ ПО ЗАКУПКАМ ТОВАРОВ И УСЛУГ НА ОБЩУЮ СУММУ, ПРЕВЫШАЮЩУЮ ТРИЛЛИОН ТЕНГЕ. ПРАВИТЕЛЬСТВОМ СОЗДАНА СПЕЦИАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ГРУППА, КОТОРАЯ В ДАННЫЙ ВЕДЕТ МОНИТОРИНГ ПО 4 НАПРАВЛЕНИЯМ - ЭТО ЗАКУП ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, НАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЙ, СИСТЕМООБРАЗУЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЗАКУП НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ. ГОСТЬ НАШЕЙ СЕГОДНЯШНЕЙ ПРОГРАММЫ - ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА СЕРИК АХМЕТОВ ОСОБО ПОДЧЕРКИВАЕТ, ЧТО ЕЩЕ СОВСЕМ НЕДАВНО В СОТНЯХ КОНТРАКТАХ С НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ ВООБЩЕ ОТСУТСТВОВАЛИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО ОТЕЧЕСТВЕННОМУ СОДЕРЖАНИЮ. ТЕПЕРЬ ЖЕ ПРИСУТСТВИЕ КАЗАХСТАНСКИХ УСЛУГ И КАДРОВ В ЭТИХ КОНТРАКТАХ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ ДО 90 ПРОЦЕНТОВ. К ПРИМЕРУ, НАШИ ПРОИЗВОДИТЕЛИ ОСВАИВАЮТ ПРОДУКЦИЮ, НЕОБХОДИМУЮ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ВСЕГО НА 8 ПРОЦЕНТОВ. А ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В ПРОДУКТАХ МАШИНОСТРОЕНИЯ СОСТАВЛЯЕТ ТРИЛЛИОН ТЕНГЕ. ЗАМЕСТИТЕЛЬ ГЛАВЫ ПРАВИТЕЛЬСТВА СЧИТАЕТ, ЧТО ЭТО - РЕЗУЛЬТАТ НЕДОСТАТОЧНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, ПРОДУКЦИЯ КОТОРЫХ ЗАЧАСТУЮ НЕ ВЫДЕРЖИВАЕТ КОНКУРЕНЦИЮ С ЗАПАДНЫМИ АНАЛОГАМИ. С СЕРИКОМ АХМЕТОВЫМ БЕСЕДОВАЛ ТИМУР МАХАМАДЕЕВ.

- Серик Ныгметович, одна из мер государственной поддержки отечественных производителей - это увеличение казахстанского содержания в закупе товаров и услуг национальными компаниями, госорганами и недропользователями. Судя по цифрам прошлого года, объёмы закупок у недропользователей услуг были достаточно высоки - в среднем 80%, а вот по товарам аналогичный показатель намного ниже - всего 10 %. Наверняка в правительстве проводился анализ этих данных, насколько достоверна эта статистика?

СЕРИК АХМЕТОВ, ВИЦЕ-ПРЕМЬЕР РК:

- Всего в 2008 году государственными компаниями, государственными органами и недропользователями было закуплено товаров, работ и услуг на 3,5 триллиона тенге. Это очень большая цифра. И она составляет порядка 22% от валового внутреннего продукта. порядка 1,5 триллионов тенге. И казахстанское содержание в закупках как центральных, так и местных органов составило порядка 60%. Если говорить о национальных компаниях, то сумма закупа товаров, работ и услуг порядка триллиона тенге. И если в работах и услугах казахстанское содержание было 80-85%, то в товарах порядка 50-52%. Отдельно в этих статистических данных стоят у нас недропользователи. Дело в том, что по их данным, недропользователей, сумма закупа товаров, работ и услуг составляет порядка триллиона тенге. Из них если работы и услуги составляют порядка 70-75%, то в товарах, как вы справедливо отметили, она составляет 10, максимум 12%. И мы, конечно же, ориентируемся на те данные, о чем я уже выше сказал, те, которые имеют учет казахстанского содержания. Это из 355 компаний мы сейчас ведем учет порядка 200. 144 компании - уже внесены изменения в их соглашения. Должен вам сказать, что одна из проблем того анализа, первого этапа работы правительства по казахстанскому содержанию, это первоочередная задача - правильный учет и иметь достоверные данные по закупу и в том числе по казахстанскому содержанию. Что в товарах, работах и услугах.

- Как известно, правительством была создана специальная рабочая группа по казахстанскому содержанию. Каковы её обязанности и полномочия?

- Должен сказать, что данная рабочая группа создана после заседания Совета иностранных инвесторов, где глава государства справедливо критиковал правительство, местные исполнительные органы по увеличению и углублению казахстанского содержания. И после поручений главы государства, в правительстве создана рабочая группа. Рабочая группа состоит из руководителей министерств и ведомств, туда входят руководители фонда «Самрук-Казына», национальных компаний, а также руководители общественных организаций. Эта рабочая группа ведет работу по двум направлениям: первое - это системные меры, второе - это оперативная работа. И в рамках первого направления совершенствуется нормативно-правовая база, принимаются те изменения в законодательство и решения правительства, которые будут способствовать развитию и углублению казахстанского содержания. Это работа очень серьезная, планомерная, системная и сегодня государственные органы работают по ряду серьезных законов, в том числе по внесению изменений в Закон «О недрах и недропользовании», в Закон «О государственных закупках». Ряд решений правительства необходимо принять. Из того блока нормативно-правовой базы и документации, сегодня уже половина принята для работы в этом году. Остальные документы, надеюсь, будут приняты уже в этом году с тем, чтобы завершить эту большую работу в 2009 году и в 2010 уже выйти на работу в системном режиме. То, что касается оперативных мер, рабочая группа посетила все регионы Казахстана, проведены были совещания во всех областях, где принимали участие как поставщики, так и потребители. И в регионах сделан рабочей группой серьезное обращение, посыл обществу, бизнесу, предприятиям и организациям по увеличению казахстанского содержания. И мы сейчас на рабочей группе конкретно контролируем ход реализации меморандумов в контракты. И я думаю, что сегодня 25-30% из меморандумов перешло в контракты. И между поставщиками и заказчиками как раз проходят процедуры по оформлению их в реальные контракты.

- Думаю, Вы согласитесь с тем, что в политике протекционизма в отношении казахстанских производителей всё же есть и свои уязвимые звенья. Скажем, одним из объективных факторов, сдерживающих увеличение доли казахстанского содержания, является низкое качество товаров. Не получится ли так, что увеличение объёмов закупок у казахстанских производителей может привести к поощрению производства низкокачественных товаров? Т.е. стоит ли вопрос так: увеличение доли казахстанского содержания должно произойти любой ценой?

- Сразу хотел бы отметить, что Казахстан себя всегда позиционировал и позиционирует, как страна с открытой рыночной экономикой, уважающий условия, порядок торговли и страна, которая определяет свою экономическую политику без излишнего протекционизма в отношении наших предприятий. Но если взять опыт других стран, особенно сейчас, в условиях финансового, экономического кризиса, вы посмотрите, какие меры принимаются правительствами и развитых, и развивающихся стран в этом направлении. Хоть и 20-ка заседала и ставила вопросы о том, что не нужен излишний протекционизм, тем не менее, все страны активно задействуют весь механизм, набор всего механизма для ручного управления экономикой. И должен вам сказать, что для Казахстана это очень актуально, особенно с точки зрения казахстанского содержания. Я приводил пример, что закуп госорганами, недропользователями, нацкомпаниями составляет порядка 3,5 триллионов тенге. Это 22%. Но я думаю, если недропользователи пойдут на сотрудничество, будут давать достоверную информацию, то сумма этого закупа составит, конечно, намного больше. И, к примеру, потребность в машиностроительной продукции в Казахстане составляет около 1 триллиона тенге или 7-8 миллиардов долларов. Представляете, какая сумма! А наши машиностроительные предприятия осваивают продукцию, которую потребляют недропользователи, всего лишь на 8%. Видите, какой потенциал.

- Но мы сможем предложить то качество, которое необходимо…

- Вот в этом-то, как раз и есть вопрос. И анализ работы рабочей группы показывает - да, у нас недостаточное стимулирование отечественных товаропроизводителей, да, у нас сегодня не все предприятия имеют конкурентоспособную продукцию, которая могла бы конкурировать с ведущими мировыми производителями. И еще один вопрос, который отражается на казахстанском содержании, это нет должного контроля и мониторинга, и законодательного регулирования. Вот тот блок вопросов, на которые сегодня необходимо обратить особое внимание рабочей группы и всем тем, кто занимается работой, связанной с увеличением казахстанского содержания.

- В некоторых регионах, особенно нефтедобывающих, на протяжении длительного времени крупные зарубежные компании - недропользователи завозили для своих производственных потребностей из-за рубежа буквально всё, от гвоздей до песка. Будет ли каким-то образом на законодательном уровне или на уровне контрактов корректироваться подобная практика? Есть ли вообще фиксированные нормативы по казахстанскому содержанию в закупках по товарам и услугам?

- Сегодня в 144 контракта внесены конкретные обязательства в виде программы, т.е. увеличение казахстанского содержания в товарах до 30-50%, по работам и услугам - порядка 90% и по казахстанским кадрам - также до 90%. Это серьезные цифры и сегодня по 69 контрактам недропользователями ведется серьезная и большая работа. Должен отметить, в рамках вашего вопроса, какие меры законодательного характера, решения правительства принимаются. Вот в частности, мы сегодня мониторинг и контроль по 4 направлениям:

- это закуп государственных органов, центральных и местных;

- закуп национальных компаний;

- закуп системообразующих предприятий;

- закуп недропользователей.

По недропользователям конкретно отвечает, по указу главы государства, Министерство энергетики и минеральных ресурсов, по нацкомпаниям - «Самрук-Казына» и Министерство индустрии и торговли, по системообразующим у нас отвечают акимы и Министерство индустрии. Госзакуп конкретно отвечает министр. Мы персонализировали ответственность государственных органов и конкретно первых руководителей. То, что касается функций, в правительстве принято по всем министерствам функции по контролю и ответственности этих министерств за данную работу. Более того, я уже говорил, из того блока нормативно-правовых документов помимо принятия изменений в законодательные акты, принимаются различные решения правительства и приказы соответствующих министерств.

- Можете ли Вы привести конкретные примеры последнего времени, когда государственные холдинги и национальные компании заключали контракты с отечественными поставщиками?

- Примеров достаточно и я вам скажу, что сегодня заключаются реальные, крупные контракты с нашими нацкомпаниями, недропользователями и те товары, они действительно конкурентоспособные. В качестве примера скажу, в 2007 году при поддержке Главы государства были запущены в Павлодаре такие предприятия, как КСП СТИЛ, которые выпускают трубы, выдерживающие высокое давление, температуры. Они сегодня имеют стандарты и качество мировых аналогов. И сегодня «Разведка Добыча КазМунайГаз» имеет с ними отношения и подписывает контракт на сумму более 7 миллиардов тенге, что они раньше закупали за рубежом такого качества трубы, это цельнотянутые трубы, которые используются в нефтегазовой отрасли. И если взять, допустим, легкую промышленность, в Шымкенте на юге Казахстана создано предприятие, имеющее продукцию самого высокого качества, которую экспортирует уже в Европу. Это компания «Меланж», которая делает ткани любого уровня. Я думаю, что по качеству они имеют мировые аналоги. И таких предприятий сегодня появляется достаточно с тем, чтобы наши заказчики, недропользователи и нацкомпании могли работать. В частности, конкретно, вчера на рабочей группе мы рассматривали вопрос подписанных меморандумов, их реализацию в контракты. И руководитель Усть-Каменогорского арматурного завода поднимал, как раз, этот вопрос - производство запорной арматуры для нефтегазовой отрасли сегодня имеет очень высокое качество, как раз-таки, производимое на этом заводе. И вот буквально 15-20 мая эти меморандумы реализуются в конкретные контракты.

- Я благодарю Вас за интервью. Спасибо!


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...