Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Нужны мастера своего дела

Помните сюжет из кинофильма «Москва слезам не верит», когда на пикнике друзья воздавали хвалу герою Алексея Баталова за его золотые руки? Токарь высшей квалификации, он с филигранной точностью создавал на токарном станке детали-«шедевры», без которых немыслима работа самых современных технических устройств. Именно такие специалисты требуются нашей стране, экономика ждет настоящих мастеров. Но будущих спецов нужно основательно готовить, и здесь большие надежды возлагаются на профессионально-техническое образование. О том, как оценивают его эффективность, о переменах, происходящих в этой системе, в интервью нашей газете рассказывает министр образования и науки РК Жансеит ТУЙМЕБАЕВ.

— Жансеит Кансеитович, в прошлом году Правительство приняло Государственную программу развития технического и профессионального образования на 2008—2012 годы. Напомните, пожалуйста, каковы ее цели, а главное, ожидаемые результаты.

— Важность этой программы отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев еще в 2006 году, когда заседание совета иностранных инвесторов при Президенте было посвящено основным проблемам подготовки высококвалифицированных технических работников. Тогда казахстанский лидер указал на недостатки в развитии системы подготовки кадров: слабая инфраструктура, отсутствие в районах профессионально-технических учебных заведений, слабая материально-техническая и учебно-методическая база. И, пожалуй, самый большой пробел в профтехобразовании — это нехватка педагогов-мастеров либо низкий уровень их профессиональной подготовки.

Толковые и грамотные специалисты востребованы в тех сегментах экономики, где их труд оценивается гораздо выше. Поэтому для развития профессионально-технического образования, прежде всего, необходимо повысить уровень подготовки казахстанских специалистов. С этой целью и была разработана Государственная программа развития технического и профессионального образования в РК на 2008—2012 годы.

Модернизация системы технического и профессионального образования — это основная цель образовательной программы. Мы ожидаем от ее реализации 30-процентного увеличения объема государственного образовательного заказа на подготовку кадров, будут построены 46 учебных заведений в регионах, четыре межрегиональных учебных центра профессиональной подготовки, 43 общежития. Теперь Министерство образования и науки совместно с органами занятости может определять потребность рынка труда в квалифицированных кадрах, перечень специальностей и профессий для формирования государственного образовательного заказа.

— Интересует ваша оценка ситуации в профессионально-техническом образовании…

— Два года назад в министерстве был создан департамент технического и профессионального образования, и за это время в системе произошли заметные перемены к лучшему. Стало больше качественных учебных заведений, активно действует Республиканский научно-методический центр развития технического профессионального образования и присвоения квалификации. К тому же работники повышают квалификацию в межрегиональных центрах в Астане, Алматы, Щучинске, Шымкенте, Уральске. В Каркаралинске и Кульсары построены профессиональные лицеи на 780 учебных мест. В скором времени в Атырау 700 молодых людей будут осваивать новые специальности в межрегиональном центре по подготовке и переподготовке кадров для нефтегазовой отрасли, а в столице будет открыт профессиональный лицей. Особо хотел бы отметить разработку классификатора специальностей технического, профессионального и послесреднего образования. Впервые с учетом требований современного рынка труда создана многоуровневая система квалификации. С привлечением иностранных экспертов утверждены 72 госстандарта по специальностям технического и профессионального образования, подготовлены интегрированные образовательные программы по 94 специальностям.

Одним из главных шагов по преодолению кризиса в профтехобразовании можно считать разработку национальной структуры, где учтены степени квалификации выпускников учебных заведений. Кроме того, в этом году впервые по программе «Болашак» государство будет размещать заказ на обучение за рубежом инженеров-преподавателей для работы в профессионально-технических колледжах.

— Вас считают одним из руководителей-новаторов, перенимающим передовой опыт технического и профессионального образования ведущих стран и международных организаций. Чему можно у них учиться?

— Как и все люди, живущие в ногу со временем, приветствую все новое и лучшее. Если использовать в отечественной экономике опыт передовых стран, то наше экономическое и интеллектуальное будущее видится вполне достойным. Восточная Европа начала реформу технического и профессионального образования еще в экономически сложных 90-х годах. По ее стратегии по сей день действует «Фонд Европейского профессионального обучения» Европейского союза, созданный в 1995 году. К примеру, в Европе государствами финансируется бесплатное образование для получения технических специальностей, и это правильная стратегия не только в образовательной политике, но и в молодежной. Она позволяет молодым людям получить специальность, не неся финансовых затрат. Отличие профтехобразования от высшего или послевузовского образования в том, что специалист этой сферы овладевает несколькими смежными профессиями. Учитывая условия кризиса, такие специалисты технического профиля среднего звена востребованы во многих отраслях экономики. Да и обучение их обходится гораздо дешевле, тем более что сейчас в рамках реализации «дорожной карты» проводится серьезная работа в этом направлении. Так что сейчас у юношей и девушек есть реальный шанс найти свою профессию, совершенствовать мастерство. Государство поддерживает всех, кто хочет учиться, трудиться, открывать для себя новые горизонты деятельности. Молодым все по силам, все в их руках, надо только выбрать верный путь.

— Как применяется в системе подготовки профессиональных специалистов передовой зарубежный опыт?

— В этом году совместно с обществом поддержки иностранного профессионального обучения и с крупными национальными корпорациями мы смогли создать более привлекательные условия для подготовки специалистов среднего звена. Норвежский и немецкий фонды «Профессиональное обучение» и «Развитие профессионального обучения и оказание технической помощи» вместе с международным обществом оказывают нам конкретную помощь в развитии профессионального образования. К слову, 300 преподавателей и специалистов направлены в европейские страны на учебу. И мы хотим, чтобы это стало традицией. Обучаться бок о бок со специалистами мирового автомобильного, нефтедобывающего, индустриального производства — честь для наших мастеров, техников, инженеров.

— Насколько ощутима польза социального партнерства в образовательной системе?

— Развитие социального партнерства в сфере профессионального образования передано местным органам. В прошлом году в профильном департаменте открыто управление по вопросам развития социального партнерства курсов и профессионального обучения. Его взаимодействие с крупными национальными компаниями и производственными предприятиями способствует высокому уровню подготовки отечественных специалистов. Впрочем, не остается без внимания и вопрос трудоустройства молодых специалистов и выделения средств иностранных компаний для подготовки местных кадров.

С прошлого года заключено 29 меморандумов, соглашений между нашим министерством и крупными компаниями, такими как «КазМунайГаз», «Казахстан темир жолы», «Казахтелеком», «Казахмыс», «Казинжиниринг», «Казпочта», «Фонд поддержки малого предпринимательства», «Kazenergy», «Каспиан техникал ресурсес». Подключились акиматы Жамбылской, Актобинской, Западно-Казахстанской областей и Алматы. В результате тесного сотрудничества на базе предприятий только в минувшем году создано 12 учебных центров профессионального обучения, предоставлено более 3 000 рабочих мест для прохождения производственной практики, обучено 700 человек за счет средств работодателей, еще 50 преподавателей прошли стажировку на базе предприятий.

— В любой сфере деятельности многое зависит от уровня подготовки специалистов, их профессионализма. Как обстоит дело с кадрами для работы в системе технического и профессионального образования?

— На сегодня в 38 вузах страны по специальности «профессиональное обучение» занимаются 5 158 человек. В текущем учебном году принято 1 119 студентов. К сожалению, в последнее время наблюдается уменьшение численности мастеров производственного обучения. В основном это объясняется их оттоком в производственную сферу из-за низкой заработной платы. У мастера она составляет 17—24 тысячи, у преподавателя — 25—30 тысяч тенге. Для привлечения высококвалифицированных специалистов в сферу профтехобразования при Министерстве труда и социальной зашиты населения РК создана рабочая группа по совершенствованию системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Она рассматривает предложение о повышении статуса мастера производственного обучения до преподавателя колледжа. Мы делаем многое для того, чтобы вернуть рабочей профессии прежний почет, поднять ее престиж среди молодых людей, стоящих перед нелегким выбором профессии.

— В каких специальностях особенно нуждается казахстанская экономика?

— В республике 300 профессиональных лицеев и технических колледжей, которые за короткие сроки могут подготовить необходимых специалистов для любой отрасли. Правительство выделило им 140 миллиардов тенге по линии занятости и переподготовки специалистов. Такая государственная забота для казахстанцев очень важна, особенно для сельской молодежи, которая более уязвима в получении профессионального образования из-за отсутствия необходимых учебных заведений в районных центрах. Ныне, в условиях оптимизации управленческого персонала, рабочие профессии вне конкуренции.

Вадим МАКАРОВ


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...