Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Модернизация без бюрократизации

Модернизация без бюрократизации

На современном этапе развития казахстанского общества политические технологии имеют практическую направленность как важнейшее средство профессионализации государственного управления и государственной службы. Главная цель политических технологий состоит в постановке и выработке механизмов решения проблем государственной политики. Этот процесс непрерывен, и любое политическое решение не является абсолютным и окончательным.

Применение политических технологий отражается на эффективности государственного управления и в конечном итоге — на рейтинге страны. В глобальном рейтинговом измерении Всемирного экономического форума (Давос) за 2008—2009 годы Казахстан занимает 66-е место среди 134 рассмотренных государств.

Базой для данного измерения являются 12 слагающих дисциплин: от развития инфраструктуры до инноваций, раскрывающих и усиливающих эффективность национальной экономики. По итогам совокупного индекса первые места распределились следующим образом: США — 5,74 балла, Швейцария — 5,61, Дания — 5,58, Швеция — 5,53, Сингапур — 5,53. Далее идут: Финляндия — 5,50, Германия — 5,46, Голландия — 5,41 и другие.

Анализ рейтинговых составляющих указанных стран свидетельствует о том, что в конкурентной борьбе они побеждают благодаря новым знаниям и технологиям, в минимальные сроки воплотившимся в конечный продукт. Все перечисленные государства имеют хорошо развитую инфраструктуру, систему образования, прозрачную и качественную систему общественных институтов, в них создана благоприятная среда для развития бизнеса.

Казахстан, набрав 4,11 балла, занял вполне достойное 66-е место в центре рейтинговой таблицы, опередив все страны СНГ, за исключением России, занявшей 51-е место с суммой 4,31 балла.

В этой связи Казахстану необходима политическая и экономическая модернизация, целостный подход к реформам государственных, политических и общественных институтов.

Так, необходимо переосмыслить роль государства в области управления государственной собственностью. В настоящее время в промышленном секторе она составляет 0,8 процента, частная — 77,2, иностранная — 22 процента. Между тем промышленность производит более 30 процентов ВВП страны, и опережающий рост производства в ближайшие годы должен стать решающим фактором экономического развития.

Известно, что промышленный сектор является основным налогоплательщиком, реализует важные социальные функции, обеспечивая занятость до 25 процентов трудоспособного населения. К примеру, в Казахстане малый и средний бизнес производит до 30 процентов ВВП страны, и в перспективе планируется увеличить его долю до 50 процентов. При этом следует заметить, что в малом и среднем бизнесе трудятся более 1,5 миллиона человек из 6,5 миллиона так называемого занятого населения.

Как свидетельствует опыт многих стран, в данном контексте необходимо развивать государственное предпринимательство. В тех странах, где происходит сочетание государственного и частного предпринимательства, политика управления достигает неплохих результатов.

На современном этапе необходима решительная борьба с бюрократизацией процессов управления. К примеру, в стране для осуществления импортных поставок товаров необходимо иметь 13 разрешительных документов, для экспортных — 11. Получение каждого из них связано с определенной административно-бюрократической процедурой, требующей затрат времени. Кроме того, в ряде случаев существует дублирование документов, например, когда речь идет о разрешениях, необходимых для ввоза продукции, подлежащей государственной регистрации. Согласно данным исследования, проведенного проектом USAID, получение всех необходимых документов и прохождение всех необходимых процедур по экспорту в Казахстане в настоящее время занимает 89 дней и сопряжено с затратами порядка трех тысяч долларов США, по импорту — 76 дней, практически при той же сумме.

Требует внесения существенных коррективов баланс потребления продовольственной отечественной и зарубежной продукции. К примеру, сегодня республика завозит до 80 процентов консервированной плодоовощной продукции, половину мясопродуктов, 53 процента сухого молока, более половины куриного мяса.

При этом, по данным международных организаций, уровень даже в 15 процентов импортной продовольственной продукции представляет угрозу для национальной безопасности страны. Вот почему существующее положение вызывает вполне понятную тревогу.

В этой связи политические технологии должны служить укреплению конкурентоспособности казахстанской экономики. Нужно создавать новые рабочие места, условия для развития предпринимательской среды. Необходимо переориентировать внимание национальных интересов на современные технологии в области информатики и коммуникаций, гибкие производства, охрану окружающей среды.

Мировой экономический кризис ставит новые проблемы перед сообществом. В этих условиях многое зависит от процесса формирования нового качества исполнительной власти. Владеть ситуацией и управлять ею на основе новых технологий — главные требования, предъявляемые к деятельности правительства и государственным органам в современных условиях. Создание и развитие современных институтов, обеспечивающих функционирование рыночной экономики в условиях новых вызовов и рисков, может стать наиболее существенным вкладом Правительства Казахстана в экономическую стабилизацию страны.

Для выработки современной стратегии государственного управления в Казахстане необходимо осознать особенности геополитических и геоэкономических процессов современного этапа, в частности, господствующие интересы транснациональных корпораций (ТНК). Крупные государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают им поступление налоговых средств от международной деятельности и тем самым — распространение политического и экономического влияния.

Для Республики Казахстан интересы ТНК могут в определенной степени не совпадать с интересами национальных компаний, а порой им противоречить. Нельзя не учитывать того фактора, что они создают мощную конкуренцию местным компаниям на внутреннем рынке. Более того, резкие перемещения транснационального капитала, как свидетельствует мировой опыт, могут в определенной степени создать сложности и проблемы. Чтобы противостоять им, государство не должно устраняться от управления и регулирования их деятельностью.

В условиях мирового кризиса прослеживается тенденция, когда процесс управления мировой экономикой требует существенной модернизации. Мировая финансовая и экономическая система, существовавшая до настоящего времени, свои ресурсы исчерпала, она, безусловно, уйдет в историю. Да и кризис, который перекинулся уже с финансового сектора на «реальные» отрасли экономики, далеко вышел за рамки, когда требовалась обычная косметическая коррекция существующей модели. Между тем чем больше времени займет ее смена, тем болезненней будут последствия.

Представляется, что в качестве приоритетных направлений развития на ближайшую перспективу с учетом влияния мирового кризиса являются: повышение качества жизни народа на основе модернизации и диверсификации; повышение конкурентоспособности казахстанской экономики; сдерживание инфляции; инвестирование сферы производства; повышение качества предоставляемых услуг; сохранение системы социального обеспечения; управление вызовами и рисками; проведение разумной внешней политики; укрепление внутриполитической стабильности.

В качестве основных средств достижения поставленных целей следует иметь в виду резкое повышение инвестиций в сферу образования, обеспечивающее подготовку компетентных специалистов. В этой связи Академия государственного управления при Президенте Казахстана, являясь базовым центром по подготовке профессиональных государственных служащих, проводит большую работу по формированию новой генерации управленцев.

Академия находится на качественно новом этапе развития: существенно обновлены учебные программы, появилось много новых дисциплин, отражающих динамику современного этапа отечественного и мирового развития. Достигнуты соглашения о сотрудничестве с Лондонской Школой экономики и политических наук, занимающей четвертое место в мировом рейтинге топ-университетов, а также Седьмой рамочной программой Европейского союза по научно-техническому развитию и многими центрами Франции, Германии, Сингапура. Также в этом году планируется открытие Национальной школы государственной политики Республики Казахстан. Все эти меры, безусловно, послужат решению поставленных Главой государства задач и будут способствовать динамичному развитию страны в посткризисный период.

Марат БИЕКЕНОВ,

заведующий кафедрой «Политические технологии» Академии государственного управления при Президенте РК, доктор философских наук, профессор


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...