Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Только общими усилиями можно достигнуть сохранения водно-энергетического баланса - итоги саммита МФСА

АЛМАТЫ. 30 апреля. КАЗИНФОРМ /Даурен Жайлин/ - Только общими усилиями государств Центральной Азии, в том числе путем дальнейшего развития сотрудничества в рамках Международного фонда спасения Арала можно достигнуть сохранения водно-энергетического баланса региона. Таков один из посылов прошедшего в Алматы саммита государств-учредителей МФСА, передает корреспондент Казинформа.

В приветствии Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна участникам саммита была отмечена значимость того, что, несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, главы стран Центральной Азии согласились обсудить экологические вопросы Аральского моря. Предыдущая встреча лидеров стран региона, посвященная проблемам бассейна Аральского моря, состоялась 10 октября 2008 года в Бишкеке.

Глава ООН подчеркнул, что водные ресурсы Центральной Азии особенно уязвимы. «За последние десятилетия площадь Аральского моря, когда-то четвертого по величине озера в мире, сократилось на 70%, что ставит под угрозу местную систему жизнеобеспечения», - отмечает П. Мун. Как известно, кризис бассейна Аральского моря является весьма драматичным событием современности. В недалёком прошлом Арал был уникальным природным объектом - солоноватоводным озером-морем объёмом около 1000 куб. км. и площадью свыше 60 тыс. кв. км., обладающим высокой биологической продуктивностью и своеобразным миром живых организмов.

С 1960 по 1990 годы в бассейне Аральского моря проводилось масштабное освоение новых земель, в результате которых площадь орошаемых земель и объём забора воды удвоились. Сток воды в море резко сократился, уровень воды к 2002 году опустился ниже 21 м, а площадь водной поверхности сократилась более чем втрое. Всё это привело к ухудшению социально-экономической и экологической обстановки всего региона.

Кроме того, в связи с интенсивным забором воды из рек Амударьи и Сырдарьи на ирригационные нужды проточность к Аральскому морю резко сократилась. Эти реки являются главными трансграничными водными артериями и протекают по территории шести стран: Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Туркменистан и Афганистан. На сегодня есть ряд проблем, влияющих на устойчивость управления водными ресурсами в Центральной Азии, обусловленные следующими дестабилизирующими факторами: рост населения, в том числе городского, изменения посевной структуры сельхозкультур, климатические изменения, увеличение использования потенциала гидроэнергетики посредством строительства гидроэлектростанций в верховьях рек, возможное увеличение забора воды из рек и т.д.

По данным Евразийского банка развития (ЕАБР), к началу 2008 года уровень Аральского моря находился на отметке 28.6 м. к уровню Балтийского моря, объем воды по сравнению с 1960 годом сократился более чем в 10 раз, а акватория уменьшилась в пять раз.

Мировым сообществом принимаются конкретные меры по оздоровлению экологической обстановки в Аральском бассейне. Так, странами ЦА приняты и реализуются Программы по оказанию помощи бассейну Аральского моря - ПБАМ-1 и ПБАМ-2. Эти проекты, прежде всего, направлены на смягчение кризиса и улучшение качества жизни в Приаралье. Значительные усилия были направлены и на содействие устойчивому управлению природными ресурсами. Всего в рамках ПБАМ-1 международными организациями и донорами был выделен грант в размере 47,7 млн. долларов США и 278 млн. долларов различных займов. Однако реализованные проекты не смогли коренным образом повлиять на решение всех проблем бассейна Аральского моря и приостановление экологического кризиса в регионе.

Благодаря строительству Казахстаном дамбы-плотины, горизонт воды в Малом (Северном) море в 2008 году поднялся до 42.1 м., акватория составила 3,4 тыс. км3, объем воды - 27,4 км3 и минерализация воды снизилась до 17 г/л. В Большом (Южном) море горизонт воды продолжает снижаться и достиг 28,6 м. средней минерализации воды 90 г/л и более.

Президент РК Нурсултан Назарбаев на саммите МФСА в Алматы сообщил, что в прошлом году в Казахстане завершилась первая очередь фазы проекта регулирования русла Сырдарьи в северной части Аральского моря стоимостью 86 млн. долларов, из них 64 млн. долларов - займ Всемирного банка. Напомним, что данный проект включил в себя строительство Кокаральской плотины, сданной в августе 2005 года.

Кроме того, на Сырдарье был построен ряд новых гидротехнических сооружений. Произведена реконструкция дамбы Шардара. Эти работы были проведены для усиления пропускной способности реки, большего обеспечения воды в Арал. «Хочу заверить, что, несмотря на мировой кризис, Казахстан не намерен сворачивать запланированные работы. Мы приступаем ко второй фазе проекта регулирования русла Сырдарьи. Будут реализованы восемь компонентов программы общей стоимостью 191 млн. долларов», - сказал Н.Назарбаев.

Очевидно, что проблемы водообеспечения многообразны, и в каждой стране они имеют свои особенности. И решению этой проблемы, безусловно, должна способствовать синхронизация национальной водной политики с программами регионального сотрудничества в области управления водными ресурсами. Так, по словам Президента Кыргызстана Курманбека Бакиева, за 16 лет с момента своего создания МФСА стала действенной площадкой, объединяющей все страны Центральной Азии, в рамках которой должен поддерживаться межгосударственный диалог в целях решения проблем не только экологического, но и водохозяйственного и энергетического характера.

Как известно, Кыргызстан расположен в зоне формирования рек, сток которых интенсивно используется странами региона для орошения, выработки электроэнергии, питьевых и промышленных нужд. В настоящее время республика столкнулась с угрозой значительного уменьшения запасов пресной воды. Так, по причине глобального потепления климата из 8200 ледников за последнее время на Тянь-Шане, Памире и Алтае растаяло более 2000 ледников. Это влияет на водность рек, растительность и в первую очередь на изменение климата в Центральной Азии. В связи с этим назрела насущная необходимость проведения экстренных мероприятий по сохранению зон формирования рек, восстановления и расширения лесного фонда с учетом их влияния на режим стока рек, что в целом требует привлечения значительных финансовых ресурсов.

По мнению Главы Кыргызстана, в этих целях необходимо выделение средств МФСА на восстановление работы в зонах формирования рек - Амударьи и Сырдарьи. Кроме того, наиболее опасной является и угроза радиоактивного загрязнения, источником которого является наследие общего прошлого региона. «Мы глубоко уверены, что проблема экологического оздоровления бассейна Арала тесно взаимосвязана с решением вопроса рационального использования водно-энергетических ресурсов. В этой связи мы предлагаем проводить на уровне Правительств стран региона консультации для обсуждения всего комплекса проблем и поиска взаимоприемлемого механизма использования водно-энергетических ресурсов. В качестве примера хочу привести работу двусторонней кыргызско-казахстанской комиссии по реке Чу-Талас», - сказал К.Бакиев.

Президент Таджикистана Эмомали Рахмон подчеркнул, что вода в Центральной Азии является не только жизненно важным фактором социально-экономического развития, но и важнейшим звеном национальной и региональной безопасности. Более того, сегодня водный вопрос превратился в важный фактор мировой экономики и мировой политики. Э.Рахмон призвал к консолидации усилий всех заинтересованных сторон для сокращения бедствий, связанных с водой, а также рассказал об активном содействии Таджикистана решению проблем бассейна Аральского моря на национальном, региональном и международном уровнях. Как известно, с 2002 по 2008 годы Таджикистан председательствовал в МСФА.

В свою очередь, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов отметил, что приоритеты долгосрочных программ, реализуемых в его стране, нацелены на обеспечение социальной защиты населения, экологического и санитарного благополучия, развития соответствующей инфраструктуры, прежде всего, системы водоснабжения. Как стало известно, в этих целях в Туркменистане ведется реконструкция существующих и строительство новых инженерно-коммуникационных объектов, широко внедряются передовые технологии и методы очистки воды и стоков.

«Позиция Туркменистана по водно-энергетической проблематике предельно ясна - мы должны решать этот вопрос на основе общепризнанных норм и принципов международного права с учетом интересов всех стран региона и при участии международных организаций. Особо хотел бы подчеркнуть необходимость проведения на принципах открытости и гласности независимой международно-технической, экономической и экологической экспертизы всех гидроэнергетических проектов на трансграничных реках еще на стадии их проектирования», - сказал Г.Бердымухамедов.

Глава Туркменистана отметил, что здесь важно в полной мере использовать потенциал Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии и взаимодействие со специализированными международными организациями, занимающимися проблемами водно-энергетических ресурсов. Г.Бердымухамедов подчеркнул, что Туркменистан готов поставлять соседям в необходимых количествах и объемах природный и сжиженный газ, электроэнергию. «Решив проблемы энергобезопасности, нам гораздо легче будет решать и водные вопросы», - сказал он.

Президент Узбекистана Ислам Каримов особое внимание уделил экологическим проблемам региона. И это вполне объяснимо. Как известно, Узбекистан расположен в центральной части региона, и 80% его территории занимают пустыни и полупустыни. Из всех стран региона Узбекистан, возможно, является наиболее уязвимой с точки зрения обеспеченности водными ресурсами, поскольку основная их часть поступает извне.

И.Каримов поднял одну из актуальнейших тем саммита. По его словам, дефицит водных ресурсов, снижение качества питьевой воды, деградация земель, резкое уменьшение биоразнообразия, климатические изменения в результате повышения замутненности атмосферы, уменьшение площади ледников на Памире и Тянь-Шане, где формируется значительная часть стока рек региона - это лишь краткий перечень результатов умирания Арала.

«Важнейшую свою задачу по преодолению последствий высыхания Арала и экологического оздоровления бассейна моря, мы видим, в первую очередь, в создании локальных водоемов на уже высохшем дне Аральского моря, восстановлении биоразнообразия и дельтовой экосистемы, лесопосадок, уменьшении выброса ядовитых аэрозолей и многом другом, что спасает население региона. Мы должны достигнуть баланса интересов государств Центральной Азии по этому вопросу», - сказал Глава Узбекистана.

Таким образом, деятельность фонда показывает важность совместных действий государств Центральной Азии в решении как региональных, так и глобальных проблем. «Поэтому, используя этот бесценный опыт сотрудничества, нам и дальше необходимо принимать усилия для решения насущных проблем, стоящих перед нашим регионом, в том числе по обеспечению его устойчивого развития», - подчеркнул Глава Казахстана.

Тем не менее, как отметил Н.Назарбаев, анализ текущего состояния Аральского бассейна показывает, что, несмотря на усилия стран региона, степень угрожающих экологии региона факторов опережает масштабы принимаемых мер. К этим факторам, по его мнению, можно отнести как глобальные климатические изменения, так и трудности, связанные со вступившим маловодным периодом.

«В этой связи предстоит принять принципиальные решения по повышению роли МФСА. Мы считаем необходимым восстановить статус членов Правления до уровня заместителей глав правительств. Казахстан со своей стороны назначает членом Правления первого заместителя Премьер-Министра», - сказал Н.Назарбаев. Президент РК отметил, что необходимость кардинальных финансовых, законодательных, хозяйственных мер послужит повышению эффективности деятельности фонда.

По мнению Главы Казахстана, нужно усилить работу по информированию мировой общественности о проблемах Арала, в том числе в рамках таких организаций, как ООН и ОБСЕ. «Представляется возможным более широко задействовать потенциал ОБСЕ для решения региональных экологических проблем. Предстоящее в следующем году председательство Казахстана в ОБСЕ позволяет нам обозначить важность вопросов Аральского моря, попытаться наладить диалог в масштабах этой крупнейшей региональной структуры. Одним из практических решений в рамках ОБСЕ могло бы стать выдвижение инициативы по созданию механизмов мониторинга для реагирования на экологические угрозы», - отметил Н.Назарбаев.

В заключение саммита МФСА все лидеры стран Центральной Азии были едины в необходимости межгосударственного урегулирования водно-энергетических отношений на взаимовыгодной основе. По итогам встречи принято совместное заявление.


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...