Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

О древнем Рабате замолвите слово

О древнем Рабате замолвите слово

На днях мне позвонил директор историко-культурного заповедника-музея «Азрет-Султан» Альберт Сафулин. «У нас беда, - сказал он, - на месте древнего городища Рабат хотят построить туристический центр с бутиками, гостиницами и прочим кошмаром!». Для тех, кто не знает, расскажу, что Рабат - неотъемлемая часть старинного города Ясы (ныне - Туркестан). Он располагался на территории 670 гектаров вокруг крепостной стены возле Цитадели и Шахристана, и жили в нем ремесленники, крестьяне, торговцы - все те, которых принято называть «простым людом». В прошлом году южно-казахстанские археологи провели в Рабате исследовательские работы и на глубине от трех до пяти метров обнаружили так называемые культурные слои - жилые дома, цех по покраске шерсти, мастерскую керамиста, мечеть и мазарат...

Как же Рабат настоящий музей средневековой жизни оказался вне охраняемой территории? Дело в том, что еще в 1988 году Чимкентский облисполком, утверждая сегодняшние 88,7 гектара в качестве «территории охраны средневековой части г. Туркестана», взяли за основу военную карту 1875 года, где обозначена только крепость города, а уникальный Рабат оказался, что называется, бесхозным. В 70-е годы прошлого столетия на месте старого городища велось интенсивное жилое строительство, и на сегодняшний день нетронутыми остались только 40 гектаров, но и там планируется возведение туристского центра. «К нам часто приезжают иностранцы и просят показать, как люди жили в те далекие века, - рассказал далее Сафулин, - а мы можем показать только мавзолеи и «официальные здания», а не жилища простолюдинов. Это все равно как если бы специалисту, приехавшему в Казахстан для изучения быта кочевников, вы бы демонстрировали только городской акимат и трехэтажный супермаркет. Между тем на месте Рабата можно сделать настоящий музей под открытым небом, наподобие корейского Хвасона. Такой музей, где любой желающий мог бы пройти по улицам средневекового города, зайти в дом, потрогать старинную утварь».

Вот так, понимаете... Туркестан постоянно называют духовной столицей Казахстана, второй Меккой, хранилищем древней мудрости и так далее. Но как только дело доходит до денег, оказывается, что это никакое не святилище, а просто клочок земли, с которого можно снять барыш. Кощунство? Конечно, кощунство и безобразие. Вообще, охрана культурного наследия в нашей республике - это не просто проблема, а язва, и если ее немедленно не вылечить, потом будет очень стыдно.

В советский период существовала строгая система по охране исторических памятников - государственная и общественная. Любые несанкционированные работы в охранных зонах пресекались. Существовало даже такое понятие, как разрушающиеся памятники, на содержание которых выделялись немалые деньги. К сожалению, такой подход, отработанный как минимум в течение 70 лет, в наше время продолжения не получил.

Сегодня в Казахстане насчитывается более 25 тысяч недвижимых памятников истории, архитектуры и монументального искусства, 7 историко-культурных заповедников-музеев, 215 архивов. Многие из них на грани исчезновения. Вот что пишут, например, из Восточного Казахстана. «Некоторые из памятников архитектуры и истории города Зайсан на грани исчезновения. Так, в годы оптимизации за мизерную цену был продан в частные руки дом купца Абдурасыла - памятник архитектуры конца XIX века, архитектором которого являлся известный зодчий Баязит Сатбаев.

Хозяин здания не принимает никаких мер по его содержанию и ремонту, и фактически здание похоже на свалку. Так же выглядят дом владельца шахты А. Е. Собачкина и трехклассное прикладное училище. Не менее тяжелая ситуация наблюдается вокруг памятника культового зодчества - церкви села Каражал Жарминского района, являющегося одним из лучших образцов сельских православных храмов. Требует немедленной реставрации здание бывшей женской гимназии в г. Семипалатинске, сгоревшей несколько лет назад, а также Дома культуры в г.Зыряновске. На восстановление каждого из перечисленных объектов необходимы немалые финансовые средства. В связи с приватизацией объектов культуры памятники археологии и архитектуры, работы известных авторов-монументалистов пострадали от многочисленных перепланировок, а некоторые уничтожены новыми владельцами в результате хозяйственной деятельности. Практически всем монументальным памятникам требуется улучшение благоустройства, замена или ремонт мощения, озеленение, установка освещения, установка табличек с информацией об авторе произведения и о том, что произведение находится под охраной государства - охранных ордеров».

Подобных писем у меня скопилось много. Из Западного Казахстана пишут, что пропадает загадочная пещера с культовыми наскальными рисунками в устье Эмбы - там копают какой-то рудник, под Алматы частные предприниматели сровняли с землей стоянку первобытного человека Майбулак и так далее...

Что делать, как спасти памятники? Очень просто: привести в порядок современное законодательство в этом вопросе - раз, придать должный статус государственным уполномоченным органам по охране памятников - два и в вузах Казахстана открыть отделения по подготовке кадров в области археологии, этнографии и реставрации - три.

Андрей ЗУБОВ


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...