Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Этические аспекты разработки и реализации Антикризисного плана

Минуло полгода с начала реализации Антикризисного плана совместных действий правительства, Нацбанка и Агентства по финансовому надзору. Но этот документ не смог объединить усилия всех слоев населения, государства и бизнес-сообщества для преодоления кризиса. Между тем общественное согласие - необходимое условие для выхода из кризиса с наименьшими издержками. Реальной остается угроза, что процесс выхода может оказаться затяжным и сопровождаться обострением социально-экономической ситуации в стране.

Главным ориентиром антикризисной программы должен был стать человек, а цель должна была состоять не просто в стабилизации экономики и финансовой системы (это всего лишь средства), а в сохранении достигнутого уровня жизни населения страны и создании необходимых условий для его повышения в среднесрочной перспективе. Поэтому главным условием выхода из кризисной ситуации с наименьшими потерями является консолидация усилий всех слоёв общества, государства и бизнеса. Все граждане должны четко представлять цели и задачи антикризисных действий правительства. Должно быть достигнуто общественное согласие, чтобы частные интересы отдельных групп и лиц не превалировали над интересами страны в целом.

В Антикризисном же плане казахстанский народ как его субъект играет пассивную роль, выступая лишь как объект, на который направлены отдельные, весьма расплывчатые обещания сохранить определенные социальные блага. Во многом это связано с игнорированием моральных принципов и этических аспектов социально-экономической политики. С моей точки зрения, это является главной причиной отсутствия консолидации общества в преодолении кризиса, внутреннего неприятия Антикризисной программы правительства большей частью общества и населением страны в целом.

Приоритеты Антикризисного плана, объемы и направления использования государственных средств на их реализации, особенно средств Нацфонда, нуждаются в серьезной корректировке. На поддержку банковского сектора и фирм-застройщиков в той или иной форме направляются свыше 80% всех выделенных средств. В том числе 70% средств, заимствованных из Национального фонда.

На поддержку же сельского хозяйства, малого и среднего бизнеса, т.е. сфер, где занята большая часть населения страны, - всего два млрд долларов. На развитие производственной инфраструктуры, которая имеет общенациональное значение, - всего один млрд долларов!

Дополнительную поддержку получили предприятия добывающего сектора в виде снижения экспортных пошлин и ставок налога на добычу полезных ископаемых в обмен на обещание сохранить среднюю заработную плату наемным работникам и не сокращать рабочие места. При этом средства, которые получили добывающие компании за счет этих мер, на пару порядков выше, чем правительство выделило на реализацию программы по созданию новых рабочих мест. Но будет ли выполнено это обещание - большой вопрос, так как в Казахстане есть богатый опыт в части неисполнения заключенных меморандумов на всех уровнях.

Это дает повод задуматься о том, что в Казахстане уже практически завершился процесс сращивания власти, финансового и промышленного капитала, что защита их интересов в ущерб интересам остальных секторов экономики и населения в целом является для наших властей более приоритетной задачей.

Поэтому не вызывает удивления и поведение фирм-застройщиков, которым не нравятся условия государственной поддержки. Они требуют более выгодных условий, пытаясь максимально взвинтить цены на еще неготовое жилье, чтобы не только не обанкротиться, но и получить при этом прибыль. Если их действия еще можно понять, то непонятны действия правительства и акиматов, которые фактически согласились с этими требованиями и изыскивают дополнительные средства, чтобы их удовлетворить.

С точки зрения этических норм эти манёвры просто безнравственны. Складывается мнение, что отдельные структуры, в том числе и государство, пытаются решить свои проблемы, которые они сами же создали, за счет народа.

Общеизвестны цели, для реализации которых был создан Национальный фонд: обеспечение стабильного социально-экономического развития страны, накопление финансовых средств для будущих поколений, снижение зависимости экономики от воздействия неблагоприятных внешних факторов.

Если механизм формирования средств Нацфонда детально проработан и закреплен в Налоговом и Бюджетном кодексах, то механизм использования его средств, за исключением перечислений трансфертов в бюджет страны, отсутствует. Хотя правительство неоднократно заявляло, что предвидело возможность полномасштабного финансового кризиса, и своевременно предприняло меры по смягчению его воздействия на казахстанскую экономику.

В этой связи 10 млрд долларов из Нацфонда были выделены еще осенью 2008 года, а конкретный механизм доведения их до конкретных получателей все еще отрабатывается. Распределение этих средств через ФНБ «Самрук-Казына», его институты развития и банки второго уровня является сложной и громоздкой процедурой, процентные ставки являются высокими и неподъемными для большинства экономических субъектов, особенно для малого и среднего бизнеса.

На мой взгляд, это связано с тем, что никто даже не ставил вопросы использования средств фонда в интересах поддержки развития экономики. Отсюда следуют два вопроса:

Каким должен быть механизм использования средств Нацфонда в нормальных и кризисных условиях функционирования экономики? А также: на каких принципах должен формироваться механизм использования средств Национального фонда?

В правительственном варианте выделение средств из него базируется на принципах возвратности и платности. В соответствии с этим ФНБ «Самрук-Казына» выделяет средства банкам второго уровня под 8% годовых. Соответственно, для конечного заемщика стоимость кредита оказывается не менее 14%. А на практике - не менее 20%. На требования субъектов МСБ о снижении процентных ставок правительство недвусмысленно дает понять, что в рыночной экономике дешевых денег не бывает. При этом без внимания остается вопрос: насколько этичен такой подход к использованию средств Национального фонда? Ведь он создавался именно для поддержки отечественной экономики в кризисной ситуации. По сути, это страховой запас, который создавался всем народом!

В этой связи, с моей точки зрения, платность предоставления средств из Национального фонда является абсурдным требованием, которое противоречит логике. Такое впечатление, что правительство в лице ФНБ «Самрук-Казына» даже в условиях кризиса пытается извлечь прибыль.

Почему бы не оставить два режима: основной и режим функционирования в условиях кризисной ситуации. А принципы выделения средств фонда, на мой взгляд, должны сочетать принципы возвратности и платности - в зависимости от целей и направлений их использования.

На бесплатной и невозвратной основе должны финансироваться органы местного самоуправления, что позволит на деле реализовать конституционные права народа как собственника природных ресурсов. Эти средства как основа бюджета местных сообществ могут быть направлены на решение местных социальных проблем, развитие местной инфраструктуры. На этих же принципах могут быть профинансированы отдельные инвестиционные проекты в области развития человеческого капитала, а также инфраструктурные проекты, связанные с жизнеобеспечением человека, например, жилищно-коммунальное хозяйство.

На бесплатной и возвратной основе - инвестиционные проекты в рамках национальных программ, а также социальные программы (сверхбюджетных средств). На платной и возвратной основе - предоставление кредитов крупным компаниям и банкам второго уровня. Такая мера должна способствовать сокращению зависимости от внешних заимствований.

Целью Национального фонда не является поддержка отдельных экономических субъектов как крупного, так и малого бизнеса. Тем не менее в кризисной ситуации, по-моему, целесообразно выделять средства на поддержку субъектов МСБ на бесплатной, но возвратной основе. Это позволит снизить процентную ставку по кредитам до уровня банковской маржи. При этом может быть применен дифференцированный подход к распределению средств между банками второго уровня, чтобы маржа по кредитам на поддержку реального сектора экономики была выше, чем по кредитам на торгово-посреднические операции.

С моей точки зрения, давно настало время пересмотреть саму концепцию Национального фонда, придать ему инвестиционные функции. В этой связи Национальный фонд мог бы состоять из трех частей:

1. Стабилизационной, которая должна способствовать сохранению макроэкономической стабильности и использоваться при необходимости для частичного финансирования дефицита государственного бюджета.

2. Накопительной, которая должна не только сберегать часть средств, полученных от деятельности добывающего сектора экономики страны, но и дополнительно финансировать при необходимости пенсии и социальные пособия. Чтобы при ухудшении макроэкономической ситуации уровень жизни состоявшихся пенсионеров не снижался.

3. Инвестиционной, средства которой должны быть направлены на финансирование развития экономики и социальной сферы.

Поэтому в практическую плоскость нужно вынести решение ряда проблем: национализации природной ренты, пересмотра концепции Национального фонда и придания ему инвестиционной функции, принятия закона «О местном самоуправлении», пересмотра Бюджетного и Налогового кодексов, перехода от принципов налогообложения прибыли и доходов от экономической деятельности к рентным принципам налогообложения. Это в принципе системная работа, связанная с пересмотром модели социально-экономического развития страны и создания институциональных условий для ее реализации.

К сожалению, работа правительства состоит только в частичном решении отдельных проблем без их увязки между собой, а системной работой ни один государственный орган или подведомственные им научно-исследовательские институты не занимается. А время уходит, и запас прочности казахстанской экономики неуклонно снижается…

Канат БЕРЕНТАЕВ, главный научный сотрудник института мировой экономики и политики


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...