Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

К экономическому прорыву через возрождение духовности

К экономическому прорыву через возрождение духовности

Глобальный кризис обострил многие противоречия общественной эволюции и требует переосмысления ценностей, положенных в основу цивилизационного развития. Выступая на ХII съезде партии «Нур Отан», ее лидер, Президент Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что НДП необходимо возглавить работу по формированию в обществе правильной системы ценностей, таких как трудолюбие, стремление к профессиональному росту и нравственному совершенствованию, возрождать традиции милосердия и взаимовыручки…

Цивилизационная идентичность, единство общества и преемственность поколений исторически поддерживаются культурной традицией. Однако в эпоху глобализации тенденция поглощения массовой культурой всех иных культур угрожает размыванием этнической и конфессиональной самоидентичности.

Уже сегодня мы наблюдаем поколение молодых людей, мировоззрение которых формировалось под воздействием ценностей массовой культуры, рыночных отношений, прагматической философии и культа насилия. Закономерно, современная духовно-нравственная среда не всегда создает самую лучшую ситуацию для распространения и утверждения в массовом сознании гуманистических ценностей. Интеллигентность, этичность, гуманность, дружелюбие воспринимаются сегодня как социальные рудименты, проявление слабости. Однако полагаю, что процесс выхода из глобального кризиса требует качественного изменения сознания человека, его духовного обновления.

Развитие нравственной культуры личности происходит в течение всей жизни, но ее основы закладываются в процессе первичной социализации. Главным институтом таковой наряду с семьей является образование. Задача образовательных учреждений — формировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие духовно-нравственных ценностей. Важнейшая роль в реализации этой функции возлагается на гуманитарное образование, которое сегодня занимает отнюдь не лидерские позиции. Остаточный принцип в развитии данной сферы знаний обусловил нивелирование гуманистических ценностей.

Общественно-гуманитарные науки по своей сути закладывают мировоззренческие основы, формируют нравственную культуру общества. Игнорирование этого факта способствует нравственному обнищанию и культивированию прагматических ценностей в социуме. Так, преобладание в мировоззрении современного человека абсолютизации рационально-прагматического и узкоутилитарного мышления обесценило духовность и нравственность, привело к утере личностью смысложизненных ориентиров, к ее отчуждению.

Укоренение в индивидуальном и массовом сознании технократического способа мышления, рассмотрение духовности как чего-то бессмысленного с позиции прагматического рассудка привели к потере веры в нравственность, утверждению потребительской жизненной позиции.

Духовно-нравственный кризис современного общества разразился гораздо раньше финансового и явился порождающей его причиной. И сегодня перспективы человечества напрямую зависят от того, будут ли взаимоотношения строиться на основе принципов толерантности, стремления к компромиссам, взаимного уважения, взаимопомощи, сотрудничества или руководствоваться установками на противостояние, обострение конфликтов, умножение взаимных претензий.

Как отмечает Глава нашего государства, необходимость «настойчиво культивировать ценности межэтнического согласия и патриотизма, формировать иммунитет к экстремизму и национализму, нарушениям законов и преступности» особенно назрела в молодежной среде. Выход общества из кризиса требует изменения отношения к духовности. Необходимо осознание того, что нравственность представляет собой качественное состояние общества и дальнейшее его развитие детерминируется уровнем духовных ценностей. Это актуализирует поиск путей налаживания эффективных культурных и цивилизованных контактов, установления социального диалога. Формирование взаимопонимания и согласия становится сложной проблемой, пронизывающей все сферы современного общества. И в этом процессе особую роль должен играть институт государственной службы, который, впрочем, также нуждается в переоценке тех ценностей, на которые опирается в своей деятельности.

Ценность государственной службы — необходимое условие повышения роли всего государственного управления, так как она связана с реализацией целей, задач государства. В то же время слабость современной государственной службы как духовно-культурного института снижает ее ценность. Качество государственного управления зависит от того, какой оно несет в себе смысл, какие утверждает ценности, на какой уровень культуры опирается.

Социальная сущность государственной службы отражается в нормах служебных отношений, морали, традициях, корпоративных интересах, таких ценностях, как профессиональная честь, неподкупность, добросовестность и нравственность. Ценность государственной службы — в эффективности реализации политики государства, ее соответствия ожиданиям общества. И если в 90-е годы эти ожидания в основном связывались с улучшением социально-экономических условий жизни, то сегодня они в большей мере связываются с улучшением морально-нравственной атмосферы в обществе, укреплением его духовно-культурных, идеологических устоев. То есть государственная служба должна быть духовно-культурным ориентиром в обществе. Но, к сожалению, сегодня имеют место морально-нравственные аномалии в служебном поведении чиновников, проявления формализма, коррумпированности, псевдодуховности, ярко выраженная материально-прагматическая мотивация в их отношении к службе.

Все это позволяет сделать вывод о недостаточной состоятельности государственной службы как духовно-культурного института. И, думаю, главная проблема совершенствования госслужбы состоит в том, что попытки реформирования с целью повысить ее ценность, до сих пор были малоуспешными, поскольку сводились к изменениям нормативно-правовой базы. При этом социально-культурные, духовные основания оставались в стороне.

Президент Н. Назарбаев неоднократно отмечал необходимость пересмотра принципов системы государственной службы. В ее основе, по словам Главы государства, должны лежать такие формирующие критерии, как меритократия, честность, эффективность. Сейчас жизненно важно решить задачу укрепления доверия и уважения к государственному служащему. Наша история богата образами самоотверженности, патриотизма и бескорыстного служения своему народу. Каждый человек на службе государства должен осознать, что он обязан на своем посту делать для своей страны, народа и честно поступать в соответствии с этим убеждением.

Нарушения профессиональной этики, некомпетентность, непрофессионализм, неэффективность кадрового корпуса, недостаточное духовное развитие приводят к подрыву доверия народа к власти, к кризису легитимности государственной службы, что обусловливает низкий уровень ее общественной ценности.

Внутрикорпоративная ценность государственной службы традиционно формируется в следующих аспектах: она оценивается как престижное место, как особый статус, гарантирующий социальную мобильность и защищенность. Приоритетность этих ценностей определяется социальным и культурным контекстом конкретного исторического периода. Противоречивость ценности государственной службы состоит в том, что чем выше внутрикорпоративная оценка, тем ниже общественная. Возможность удовлетворить на государственной службе личный интерес даже путем нарушения этики, норм и правил в условиях маргинализации общества ведет к повышению внутрикорпоративного престижа государственной службы.

Существующие исследования причин порождающих коррупцию, как правило, указывают в основном на экономические и социальные явления, на совершенствование законодательства и ужесточение наказания, однако необходимо обратить внимание на проблемы формирования правовой культуры. Чем ниже уровень правовой культуры общества, тем выше уровень коррумпированности.

Существует распространенное представление, что правовая культура представляет собой знание закона. Однако и знание закона, и понимание ответственности за его нарушения не останавливают многих чиновников от противоправных действий. Следовательно, правовая культура является неотъемлемой частью культуры общества в целом, и ее значение выходит за пределы сферы права.

В правовой культуре, представляющей собой достигнутый уровень развития регулятивных качеств права и правовых ценностей, правового прогресса и духовной культуры, реализуется правосознание общества. Ее основными элементами являются не только состояние законности, законодательства, а, прежде всего, состояние нравственности общества.

Изменение отношения к государственной службе, повышение ее ценности невозможно без изменения культуры самой госслужбы и духовно-нравственных качеств ее представителей. Ценность государственной службы динамична. Она возрастает на первых этапах и объясняется ростом ожиданий населения в связи с очередной реформой государственной службы. Но если население не видит качественных изменений в деятельности госслужбы, успехов в решении социально значимых проблем, не чувствует улучшения своей жизни и качества предоставляемых чиновниками услуг, то уровень ценности государственной службы постепенно снижается.

На формирование ценностей государственной службы влияют характеристики духовного поля госслужащих, их мировоззрение, смыслы и мотивы. В связи с этим актуализируется проблема формирования духовно-нравственной культуры государственных служащих. Мало декларировать эти ценности, остро назрела необходимость преодолеть принципы остаточности и минимализма по отношению к гуманитарному образованию в программах по подготовке государственных служащих. В решении этих задач ведущая роль должна отводиться Академии государственного управления при Президенте.

В целях выхода из состояния глубокого кризиса во всех сферах необходимо осознание духовности как условия развития и сохранения человечества. Наша история имеет немало примеров, когда беззаветная любовь к Родине и высокие нравственные ценности поднимали народ на преодоление угроз безопасности Отечества и свершения уникальных прорывных экономических преобразований. Глубокое осмысление этих примеров является важнейшим условием решения масштабных и жизнено важных задач, поставленных Главой государства на недавнем съезде партии «Нур Отан».

Бахытжамал КАБЫКЕНОВА,

доктор философских наук, заведующая кафедрой Академии государственного управления при Президенте РК


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...