Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Коэффициент обратного действия

Коэффициент обратного действия

В ходе недавнего пленарного заседания Мажилис во втором чтении принял проект закона о внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам деятельности торгово-промышленных палат. При всей актуальности данного документа ряд его новелл вызывали серьезные сомнения у группы депутатов палаты на предмет соответствия положениям Конституции республики. Речь, в частности, идет о законодательном закреплении передачи права удостоверения сертификата происхождения товара от государственного органа торгово-промышленным палатам.

Данный вопрос, являющийся краеугольным камнем упомянутого законопроекта, далеко не нов. В отечественной законотворческой практике соответствующие проекты законов уже дважды становились предметом рассмотрения Конституционного совета, по которым были приняты нормативные постановления о том, что в соответствии с положениями Основного закона удостоверение сертификатов происхождения товаров (СПТ) должно осуществляться уполномоченным государственным органом, а наделение негосударственных организаций таким полномочием будет противоречить Конституции республики. В частности, пункту 3 статьи 3, устанавливающему, что право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту в пределах его конституционных полномочий, а Правительство республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий.

Между тем указанные постановления Конституционного совета были отменены в связи с внесением поправок в Основной закон от 21 мая 2007 года, что формально послужило поводом к возобновлению инициативы наделения торгово-промышленных палат (ТПП) не свойственными им функциями.

Здесь необходимо отметить один важный нюанс: несмотря на то что упомянутые нормативные постановления Конституционного совета были отменены в полном объеме и утратили свою юридическую силу, нормы Конституции, на которых они основывались, не претерпели каких-либо изменений и в новой редакции Основного закона.

Кроме того, в соответствии с подпунктом 5 статьи 66 Конституции и подпунктом 14 статьи 9 Конституционного закона «О Правительстве Республики Казахстан» реализация внешнеэкономической политики, принятие мер по развитию внешней торговли относятся к компетенции Правительства. То есть свидетельствование страны происхождения товаров и удостоверения документов, связанных с осуществлением внешнеэкономической деятельности, являются одной из форм реализации указанной компетенции Правительства и других уполномоченных государственных органов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Конституции также установлено, что общественные объединения равны перед законом. Не допускается незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений и общественных объединений в дела государства, возложение на общественные объединения функций государственных органов. Данная норма Конституции прямо предусматривает недопустимость возложения на общественные объединения функций государственных органов, включая объединения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также их ассоциации, к которым относятся торгово-промышленные палаты.

Следовательно, возникает вопрос о несоответствии законопроекта и данной норме Конституции, а также положениям закона республики о конкуренции.

...На одном из расширенных заседаний Бюро политсовета НДП «Нур Отан» лидер партии Нурсултан Назарбаев привел изречение Махатмы Ганди: «Сначала тебя игнорируют, затем над тобой смеются, потом с тобой борются, наконец, ты побеждаешь». Эти слова можно с полным основанием отнести к обсуждаемому законопроекту, вернее, к позиции тех моих коллег, доводы которых в ходе пленарного заседания не были приняты во внимание.

Однако нетрудно предположить, что законопроект, принятый уже Мажилисом, в случае вступления его в силу может иметь совершенно иное действие по нескольким важным аспектам. В частности, не исключены ситуации, когда по СПТ, выданным частной организацией (в данном случае ТПП) ответственность за допущенные в этой сфере нарушения будет нести государство за счет республиканского бюджета и средств налогоплательщиков, которыми являются все казахстанцы.

Второй аспект: нормы законопроекта могут послужить сдерживающим фактором в реализации Государственной программы «Путь в Европу», разработанной по инициативе Президента и ставящей цель обеспечения стратегического партнерства с ведущими европейскими странами. Одной из приоритетных задач программы является ориентация сферы технического регулирования и метрологии на общепринятые евростандарты. А этот процесс охватывает целый комплекс мер по взаимодействию с Европейским комитетом по стандартизации, Международной организацией по аккредитации, Международной кооперации по аккредитации лабораторий, создающих «зеленый коридор» для продвижения казахстанского экспорта. Таким образом, встает вопрос о способности частной структуры (ТПП) обеспечить подобное взаимодействие, ведь для того чтобы воспользоваться автономными торговыми преференциями ЕС, любая страна должна выполнить целый ряд требований. Наиболее принципиальное из них — требование выдачи сертификатов происхождения товаров госорганами.

Кроме того, сосредоточение функций проведения экспертизы и выдачи сертификатов происхождения товаров в руках одной организации создает масштабное коррупционное поле. Ведь, закономерно, сертификат происхождения товаров будут получать в первую очередь те организации, которые пройдут экспертизу в ТПП. Иным участникам процесса монополистом в лице торгово-промышленной палаты неизбежно будут чиниться различного рода препятствия.

В подобном раскладе будут нарушаться не только интересы предпринимателей, но и базовые принципы свободной конкуренции и либерального рынка. Таким образом, благая идея децентрализации власти, заложенная в законопроект, может быть девальвирована и иметь обратный ожидаемому эффект...

Исходя из этих весомых аргументов, считаю, что вопрос о неконституционности проекта закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности ТПП по-прежнему остается актуальным и требует дополнительного рассмотрения на предмет соответствия новой редакции Конституции.

Сат ТОКПАКБАЕВ, депутат Мажилиса Парламента


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...