Горячие новости
Читайте также

Искоренить насилие в быту

Фото : 8 июня 2009, 10:24

Искоренить насилие в быту

На рассмотрении Мажилиса сейчас правительственный законопроект о противодействии бытовому насилию. В ходе работы над документом выявилась необходимость параллельного внесения поправок в другие акты, чтобы обеспечить реализацию положений основного проекта закона и скорреспондировать их с национальной нормативно-правовой базой в целом. Сопутствующие коррективы, подготовленные самими депутатами в сотрудничестве с Министерством внутренних дел, на уходящей неделе стали предметом обсуждения на семинаре, организованном Комитетом нижней палаты Парламента по законодательству и судебно-правовой реформе совместно с Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ.

Как заявил, выступая на мероприятии, руководитель рабочей группы Мажилиса по законопроекту Жакип Асанов, разработчики смоделировали все возможные ситуации домашнего насилия и применительно к каждой из них расписали процессуальные обязанности полицейских и судов, меры ответственности правонарушителей и безопасности для жертв. По его словам, принципиальные положения по обеспечению защиты человека от насилия, унижающего его достоинство, в том числе и в семейно-бытовых отношениях, заложены в Конституции Казахстана. Также в нашей республике ратифицированы и подписаны первостепенные международные правовые документы в сфере противодействия бытовому насилию. За соответствующие правонарушения предусмотрены уголовная и административная ответственность.

Вместе с тем действующие законы в большей степени являются «карательными». В реальной же жизни правоохранительные органы больше всего реагируют на последствия уже совершенных преступлений. Тому есть ряд причин, в том числе и недостатки нормативно-правовой базы. Учитывая все это, государство начинает менять ориентиры в вопросах борьбы с правонарушениями. Правительство уже внесло в Парламент два пакета законопроектов, касающиеся профилактики и противодействия бытовому насилию.

Обращаясь непосредственно к содержанию поправок, Ж. Асанов перечислил четыре ситуации домашнего насилия, смоделированные инициаторами проекта закона. Первая, это когда в действиях насильника нет признаков ни административного правонарушения, ни уголовного преступления. Его действия не содержат угрозы физическому здоровью жертвы. Но своим поведением он создает ей неудобства. Ходит на работу, надоедает телефонными звонками, преследует и так далее.

Какими же будут действия полицейских? В первый раз будет проведена профилактическая беседа, и если стражи порядка почувствуют, что этого недостаточно, то объявят официальное предупреждение о недопустимости совершения бытового насилия. Если предупреждение гражданином игнорируется, то суд вправе оштрафовать его в размере от пяти до семи минимальных расчетных показателей либо установить особые требования к поведению, которые запрещают ему разыскивать, преследовать, посещать потерпевшего, вести телефонные переговоры, общаться с ним иными способами, распоряжаться имуществом.

Если же не выполняются и эти ограничения, то нарушитель подвергается более суровому взысканию по статье Административного кодекса, предполагающей ответственность за неисполнение судебного решения (штраф до десяти МРП либо адмарест до десяти суток). Ну а в случае уклонения от исполнения судебных ограничений можно понести уголовную ответственность с выплатой штрафа до 200 МРП, привлечением к общественным работам на 120—180 часов либо арестом до четырех месяцев.

Вторая ситуация, когда действия гражданина квалифицируются как административное правонарушение. Это могут быть побои, причинившие физическую боль, но не повлекшие последствия, нецензурная брань, оскорбительное приставание, унижение, повреждение предметов домашнего обихода и другие действия, выражающие неуважение к людям, состоящим с правонарушителем в брачно-семейных отношениях, нарушающие их спокойствие, совершенные в пределах жилого дома или квартиры.

Здесь законопроект дает право полиции производить административное задержание до 48 часов. За это время суд должен рассмотреть дело и вынести решение. Наказание может быть в виде штрафа и ареста. Наряду с этим суд по просьбе жертвы может установить в отношении нарушителя ограничения в поведении. Они могут выражаться в запрещении вступать в контакты с потерпевшим и прочем. Таким образом, с одной стороны, полицейские, задерживая насильника, создают условия для безопасности жертвы, а с другой — жертва сама имеет возможность ходатайствовать перед судом, чтобы ограничить права насильника.

Третья ситуация. Бытовое насилие квалифицируется как уголовное преступление. Это умышленное причинение телесных повреждений, истязания, которые предполагают причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев или иными насильственными действиями.

В принципе, действующий Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает весь механизм привлечения нарушителя к уголовной ответственности. Однако разработчики обратили внимание на то, что в период следствия виновные зачастую не находятся под арестом и представляют для жертвы угрозу. Новые же коррективы дают органам следствия право устанавливать определенные ограничения обвиняемым, если на период следствия они не арестованы. Если те нарушают эти ограничения, то могут быть арестованы до судебного приговора.

Наконец, четвертая ситуация — это случаи, когда жертва сама обращается сразу в суд и самостоятельно добивается ограничения действий виновного в рамках гражданского судопроизводства.

В качестве еще одной новеллы документа Ж. Асанов выделил статью, где перечисляются все существующие меры предупреждения и пресечения бытового насилия, которые могут быть приняты как государственными, так и негосударственными структурами. Речь идет об оказании специальных социальных услуг лицу, находящемуся в трудной жизненной ситуации, индивидуальной профилактической работе с неблагополучными семьями, мерах по обеспечению иска по гражданским делам — арест имущества, запрет ответчику совершать определенные действия, а также по административным делам — доставление, адмзадержание, привод, медицинское освидетельствование, адмштраф, адмарест.

Свои предложения по законопроекту и выступления на тему противодействия бытовому насилию в ходе семинара озвучили работник по гендерным вопросам департамента по демократизации БДИПЧ/ОБСЕ Нана Каландадзе, адвокат за права человека Мэри Эллисон, заместитель главы Тренировочного колледжа полиции МВД Чехии Ивана Дуфкова, секретарь совета по вопросам законодательства министерства юстиции Болгарии Виктория Нешева, советник отдела законодательства БДИПЧ Марта Ахлер-Шеленбаум, заместитель министра внутренних дел РК Олег Федоров и другие эксперты. С казахстанской стороны в работе семинара приняли также участие депутаты Парламента, представители Верховного суда, Генеральной прокуратуры, министерств труда и социальной защиты населения, образования и науки, Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте.

Максут ШАРИПОВ


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии