Горячие новости
Читайте также

Ресурсы минеральные - интересы национальные. О законопроекте о недрах и недропользовании - председатель Комитета Мажилиса Парламента РК Е.Нигматулин

Фото : 15 июня 2009, 09:00

Добывающий сектор был и остается одной из опорных отраслей всех экономик мира с энергетическим потенциалом, и от того, насколько урегулированы вопросы недропользования, зависит благосостояние общества. Не случайно данная тема постоянно находит отражение в ежегодных Посланиях Главы государства народу Казахстана. Соответствующие поручения Президента помогут выполнить законопроект о недрах и недропользовании, который в данное время находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента. О сути этого документа в интервью «Казправде» поведал председатель Комитета палаты по вопросам экологии и природопользования Ерлан НИГМАТУЛИН.

- Ерлан Зайруллаевич, для начала вкратце обозначьте основные новеллы проекта закона.

- Прежде всего хочу отметить, что он объединил в себе не только общие вопросы недропользования, но и особенности проведения нефтяных операций, которые ранее регулировались Законом «О нефти». Основными новшествами документа являются упрощение порядка предоставления права недропользования на основе конкурса и прямых переговоров, независимо от того, на какой вид полезных ископаемых оно предоставляется.

При этом критерии отбора победителя конкурса сокращены, и он будет определяться по трем параметрам: предлагаемые размеры подписного бонуса, объем расходов на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры, а также предлагаемые участником конкурса объемы казахстанского содержания товаров, работ, услуг и кадров.

Также законопроектом предусматривается урегулирование процедур реализации приоритетного права государства на отчуждаемое право недропользования, в том числе доли участия (пакеты акций) юридических лиц, обладающих правом недропользования. Предусмотрены процедуры принудительного прекращения контрактов на недропользование, основания и порядок возобновления действия контрактов, в том числе и внесудебная процедура возобновления контракта.

Другая новелла - проектные документы впредь будут согласовываться до заключения контракта и утверждения рабочей программы. Тем самым обеспечивается неукоснительное соблюдение проектных документов, при этом устанавливается их исчерпывающий перечень. Кроме того, в целях обеспечения интересов государства в законопроекте установлена поэтапная процедура повышения казахстанского содержания закупаемых недропользователями товаров, работ и услуг. При этом устанавливается определенный объем такого содержания в тексте каждого конкретного контракта с применением к недропользователям мер ответственности за невыполнение соответствующих требований.

Документ также предлагает упразднение контрактов на совмещенную разведку и добычу полезных ископаемых, одновременно урегулированы вопросы перехода от этапа разведки к этапу добычи. Лицу, обнаружившему и оценившему месторождение на основании контракта на разведку, будет предоставлено исключительное право на заключение контракта на добычу без конкурса.

- Каким образом разработчики намерены удержать баланс между интересами государства и необходимостью поддержания привлекательного инвестиционного климата в сфере недропользования?

- Для сохранения хороших условий для вложения капитала одним из условий заключения контрактов являются гарантии их стабильности. В самом законопроекте есть норма, оговаривающая, что поправки в нормативно-правовую базу, непосредственно ухудшающие результаты коммерческой деятельности недропользователя по контрактам, не применяются к контрактам, заключенным до внесения этих коррективов. В то же время оговорено, что данные гарантии не распространяются на изменения казахстанского законодательства в области обеспечения национальной безопасности, обороноспособности, в сфере экологической безопасности, здравоохранения, налогообложения и таможенного регулирования.

- Один из главных моментов обсуждаемого законопроекта - намерение государства отказаться от практики выдачи единого контракта на разведку и добычу полезных ископаемых. В действующем законе основания для разрыва контрактов прописаны так - «за существенные нарушения условий контрактов». При этом никто не знает, что подразумевают эти «существенные нарушения». Расшифровывается ли теперь данное понятие, какая предусматривается схема разрыва договора и возможно ли его возобновление?

- Это два не связанных друг с другом вопроса. Поясню. Во-первых, то, что вы называете единым контрактом на разведку и добычу - это контракт на совмещенную разведку и добычу. От такого вида контракта, подчеркиваю, - вида контракта, действительно, предлагается отказаться. Связано это с тем, что недра нашей страны достаточно хорошо изучены. Кроме того, отсутствие такого вида контрактов вовсе не означает, что компании, добывающие полезные ископаемые не должны вести дополнительную разведку запасов. Ведь при обнаружении нового месторождения, они, в соответствии с законопроектом, будут обладать исключительным правом без конкурса заключить контракт на добычу этого месторождения, или внести изменения в действующий контракт.

Что касается второго вопроса, то, надо сказать, нынешнее законодательство, действительно, предполагает одностороннее расторжение контракта государством при существенном нарушении подрядчиком обязательств, установленных контрактом либо программой работ. В рассматриваемом сейчас законопроекте мы уходим от подобной редакции.

Теперь вопрос одностороннего расторжения решается так. В самом законопроекте четко определено, что является условиями контракта. И если недропользователь нарушает их, то он получит письменное уведомление уполномоченного органа о необходимости устранения нарушений, причем трижды. При отсутствии адекватного реагирования со стороны недропользователя государство оставляет за собой право расторгнуть такой контракт.

И еще в двух случаях государство может сделать это: при нарушении приоритетного права на отчуждаемое право недропользования и в случае если действия недропользователя на месторождениях, имеющих стратегическое значение, приводят к изменению экономических интересов нашей страны и создают угрозу национальной безопасности. При этом процедура расторжения контракта в этом случае четко прописана. Вначале государство предлагает недропользователю изменить условия контракта с целью восстановления своих экономических интересов. И только если недропользователь отказывается от соответствующих переговоров или волокитит подписание контракта, государство в одностороннем порядке прекращает действие соглашения. Кстати, подобный случай уже имел место на Кашагане. В результате доля Казахстана в этом проекте увеличилась.

Что касается возможности возобновления контракта, то такая процедура законопроектом предусмотрена.

- Как в будущем законе определены контрольные функции государственных органов по отношению к недропользователям?

- Основной контроль за соблюдением условий контрактов, в том числе казахстанского содержания предполагается закрепить за Министерством энергетики и минеральных ресурсов. Многие контрольные функции, в зависимости от значимости контракта и его вида, отдаются Комитету МЭМРа по изучению и использованию недр. Контроль за охраной недр доверен Министерству охраны окружающей среды. Что касается казахстанского содержания кадров, то уполномоченным органом с соответствующей компетенцией будет Министерство труда и социальной защиты населения. Есть также ряд функций, возложенных на акиматы.

- Думаю, читателям небезынтересно узнать от председателя профильного комитета Мажилиса об экологической составляющей рассматриваемого законопроекта?

- Должен сказать, в документе записано, что обязательным условием осуществления права недропользования является обеспечение предотвращения загрязнения недр и снижения вредного влияния на окружающую среду. Согласно предлагаемым нормам, все проектные документы должны подвергаться государственной экологической экспертизе, что соответствует Экологическому кодексу, где все необходимые процедуры детально расписаны.

- Законопроект находится в Парламенте с начала этого года. Есть ли нормы, с которыми вы и ваши коллеги категорически не согласны, какие встретили одобрения и почему?

- Идет очень заинтересованное обсуждение, и на сегодня уже прошли 23 заседания рабочей группы. Очень много споров вызывает вопрос процедуры реализации приоритетного права государства на отчуждаемое право недропользования и приобретение полезных ископаемых, добытых недропользователем. Так, если говорить о приоритетном праве государства, группа депутатов считает ошибочным его распространение на все сделки, независимо от того отчуждается ли один процент долей участия (акций) или сто. Также подвергается сомнению распространение этого права на все месторождения, независимо от рентабельности и объема, в том числе месторождения песка, щебня или глины. По мнению отдельных народных избранников, такое право должно касаться только месторождений, представляющих стратегическое значение для государства.

В части же преимущественного права государства на приобретение полезных ископаемых, добытых недропользователем, в целях гарантирования законных прав последнего, депутаты предлагают предельный объем приобретаемых полезных ископаемых и вид оплаты обязательно определять контрактом.

До сих пор не выработана единая редакция норм, регулирующих размер отчислений в местный бюджет на социально-экономическое развитие региона и развитие его инфраструктуры. Дополнительного обсуждения требуют вопросы, связанные с инициативой прозрачности деятельности добывающих отраслей. Это особенно важно в связи с предстоящей валидацией этой инициативы, которая позволит повысить имидж нашей республики и инвестиционную привлекательность отечественной сферы недропользования.

- Предметом регулирования законопроекта являются природные ресурсы, эффективность использования которых - стратегический вопрос для государства. Что конкретно даст его принятие?

- Помимо упрощения конкурсных процедур по предоставлению права недропользования, я бы выделил существенное сокращение числа отсылочных норм, то есть подзаконных актов, упразднение устаревших норм, что в совокупности должно привести к снижению коррупциогенности в действиях должностных лиц, повышению прозрачности и гласности при проведении нефтяных операций, способствовать защите национальных интересов республики.

Лаура ТУСУПБЕКОВА


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии