Горячие новости
Читайте также

Кому отвечать за лжепредпринимателя? (Ольга Оконешникова)

Фото : 17 июня 2009, 14:33

В последнее время предприниматели, имевшие сделки с организациями, которые впоследствии были признаны лжепредприятиями, сталкиваются с серьезными проблемами.

Глава государства в своем выступлении на съезде партии «Hyp Отан» особо подчеркнул, что базовые принципы свободного рынка, такие, как честная конкуренция, неприкосновенность частной собственности и поощрение деловой инициативы, останутся незыблемыми.

В нынешних условиях кризиса деловая активность малого и среднего бизнеса резко упала, растет безработица, у предприятий снизились финансовые и товарные обороты. Все это повлекло снижение налоговых поступлений в бюджет. И перед фискальными органами встал острый вопрос его пополнения. В решении этой задачи они пытаются безосновательно привлечь к налоговой и административной ответственности добросовестных предпринимателей за нарушения, которых они не совершали. В чем же обвиняют предпринимателей?

По словам Талгата Акуова, президента Независимой ассоциации предпринимателей РК, сегодня на практике происходит следующее: за попытку уйти от налогов контрагентами, признанными впоследствии лжепредприятиями, к ответственности привлекаются добросовестные предприниматели. Возникает вопрос - почему налоговые органы и финансовая полиция не выявляют лжепредприятия еще в период их работы? Ведь у них есть все возможности для этого.

Независимая ассоциация предпринимателей (НАП) считает, что несправедливо применять одну тактику действий к законному предприятию и предприятию, в последующем признанному лжепредприятием.

Исходя из этого, позиция НАП следующая: во-первых, нормы Налогового кодекса, впервые введенные в действие с 1 января 2007 года, не должны распространяться на отношения, имевшие место до 1 января 2007 года.

Во-вторых, получатель товаров не может и не должен нести ответственность за налоговые обязательства поставщика, поскольку налоговые обязательства исполняются налогоплательщиками самостоятельно.

В-третьих, аннулирование свидетельств о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость лжепредприятий с момента их постановки на такой учет не может являться основанием для исключения налога на добавленную стоимость из зачета, поскольку юридические лица-поставщики, позднее признанные судом лжепредприятиями, являлись зарегистрированными плательщиками налога на добавленную стоимость, то есть имели соответствующие свидетельства.

В соответствии с Налоговым кодексом счет-фактура является обязательным документом для всех плательщиков налога на добавленную стоимость. Счет-фактура является основанием для отнесения в зачет налога на добавленную стоимость.

В-четвертых, в случае признания судом компании лжепредпринимателем с нее и должен взыскиваться ущерб, причиненный государству. Ущерб рассчитывается, исходя из суммы налогов (налог на добавленную стоимость, корпоративный подоходный налог), которую должно было уплатить лжепредприятие. Несправедливо взыскивать чужие налоги с покупателя.

В обращении к Президенту РК Н. А. Назарбаеву Независимая ассоциация предпринимателей, объединяющая 2330 предприятий, и Торгово-промышленная палата РК, в частности, предлагают исключить понятие «лжепредпринимательство» из всех норм действующего законодательства. Так как ни одна норма закона не дает конкретного определения понятия «лжепредпринимательство», а его критерии носят субъективный характер. Критерии, под которые попадает лжепредпринимательство в Налоговом кодексе РК, Уголовном кодексе, а также Нормативном Постановлении Верховного суда РК, являются оценочными, а признание предприятия лжепредприятием влечет за собой самые негативные последствия для его добросовестных контрагентов, связанные с взысканием денежных сумм.

НАП считает необходимым исключить из законодательства размытое понятие лжепредпринимательства, а привлекать к ответственности субъектов частного предпринимательства только по конкретным делам, по которым доказано, что у предпринимателя не было намерения на заключение реальной сделки. Только в этом случае можно говорить о привлечении лица к какой-либо ответственности и взыскании денежных сумм в бюджет государства по налоговым начислениям.

Это обстоятельство, по мнению НАП, обеспечит: установление конкретных фиктивных сделок; привлечение к уголовной и административной ответственности действительно виновных лиц по конкретным делам; начисления по налоговым платежам с виновного лица в бюджет. Таким образом, будут защищены интересы государства и добросовестных налогоплательщиков.

Ольга Оконешникова


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии