Горячие новости
Читайте также

Пришла пора выводить в свет казахстанских изобретателей

Фото : 18 июня 2009, 11:14

Пришла пора выводить в свет казахстанских изобретателей.

Не так давно в Астане тысячным тиражом вышла книга «Изобретатели». Этот небольшой сборник предназначен для работников патентных предприятий, инженеров и интеллектуалов, занимающихся творческой деятельностью - изобретательством. С одним из авторов книги, президентом экспериментально-производственной компании «Жайлау» доктором технических наук Токтамысом Мендебаевым, встретился наш корреспондент. В ходе беседы были освещены те проблемы, с которыми часто сталкиваются казахстанские изобретатели.

ЛИТЕР-Неделя: Не секрет, что основная часть интеллектуальной собственности США ежегодно достигает 37 млрд долларов и превышает выручку экспорта автомобильной продукции на 5 млрд долларов. На фоне этого страны СНГ выглядят отсталыми. А само понятие «интеллектуальная собственность», например в Казахстане, на практике отсутствует. Какой же титанический прорыв предстоит совершить нашей стране, чтобы выйти на мировой рынок с конкурентоспособными технологиями?

Т.М.: Примером взлета производственной сферы служит история развития экономик США, Японии, Германии, Великобритании. Они и сегодня привлекают инновации не только на свои территории, но и выгодно вкладывают их в экономику слаборазвитых стран. Денежный объем от продажи и внедрения изобретений в производство исчисляется миллиардами долларов. Очевидно, Казахстану незамедлительно потребуются преобразования в деятельности государственных структур и в существующей ныне сырьевой экономике. Нам просто необходима тотальная мобилизация научно-технического потенциала страны, сосредоточение средств и ресурсов на приоритетных направлениях производственного развития, создание условий для активного их внедрения в производство.

Конечно, для организации производства товаров можно приобретать и зарубежные технологии. При отсутствии собственной технологической базы, сырьевых ресурсов и подготовленных рабочих кадров это вполне оправданно и выгодно. Но не стоит забывать о том, что ни одна уважающая себя страна не станет продавать принадлежащую ей новую технологию или секреты прибыльного производства.

ЛИТЕР-Неделя: Как в этой сфере работает наше правительство? И как, на ваш взгляд, обстоят дела в нашей прикладной науке?

Т.М.: Скажу таким образом. Если уровень науки - решающий аргумент на рынке высоких технологий, то наше правительство должно вести протекционистскую политику по налаживанию связи науки с внутренним производством, создавая условия для ее защиты на внутреннем и внешнем рынке.

Что касается прикладной науки, то здесь сложилась довольно парадоксальная ситуация, когда в лице государственных структур есть заказчик на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) за счет бюджета, а механизм запуска этих работ буксует! Проще говоря, заказчик оплачивает рабочий процесс, а потом как бы забывает о конечной цели заказа, потому что не может обнаружить ответственных за внедрение людей. Видимо, где-то в руководящих структурах были предположения, что остальными деталями внедрения новых технологий займутся инновационные фонды. Однако условия финансирования из инновационных фондов не совсем приемлемы для большинства авторских разработок, поскольку чрезмерно высока часть процентного кредитования. Кроме того, малочисленный квалификационный состав исполнителей в большинстве далек от понимания сути проблем и идей работы, оценки

значимости технических новшеств, что также затрудняет процесс продвижения представленных в комиссию проектов.

ЛИТЕР-Неделя: Такое чувство, что ученым и изобретателям намеренно кто-то мешает работать. Или я ошибаюсь?

Т.М.: Прежде всего сказывается прохладное отношение исполнителей к делу. Это происходит, когда по результатам промышленных испытаний технические разработки не только сопоставимы с зарубежными аналогами, но и опережают их в качественных и экономических показателях, они же еще и дешевле. Не хочу приводить конкретные примеры, потому что внутренний рынок обеспечил отечественные разработки покупательским спросом, а вот государство при наличии острой потребности этих разработок не может найти им сбыт на мировом рынке. Анализ политики стран Запада в сфере правового обеспечения и реализации прав государства на результаты научно-технической деятельности показывает направленность государственных усилий на повышение конкурентоспособности в национальной промышленности за счет скорейшего освоения результатов НИОКР.

В развитых странах существует целый комплекс безотказно действующих мер стимулирования фирм, внедряющих новации: освобождение от уплаты налогов, безвозмездное финансирование производства, поиск рынков сбыта и предоставление бесплатной информации, организация выставок и т. д. Именно такая политика заложена в зарубежных патентных законах и нормативных актах.

ЛИТЕР-Неделя: Что нам нужно сделать для устранения сложившейся неприглядной ситуации в прикладной науке?

Т.М. Следует для начала утвердить государственный реестр учета отечественных научно-технических разработок, проверенных и готовых к внедрению, создать базу данных изобретений и других технических новшеств, защищенных патентами у нас и за рубежом. Далее в законодательстве следует установить приоритет проектов, содержащих изобретения, на конкурсах, связанных с выполнением фундаментальных и прикладных научных исследований, и ввести такую статью: «При равных ценовых предложениях предпочтение отдается производственным предприятиям, компаниям и фирмам, непосредственно на практике занимающимся новациями, принявшими обязательство использовать научно-технические разработки из государственного реестра с предоставлением отчетов о результатах внедрения в адрес заказчика».

Кроме того, деятельность министерств, агентств, комитетов и национальных компаний следует оценивать по результатам практического использования продуктивных разработок и документальному их внесению в государственный реестр. Также для тотальной активизации изобретательской деятельности в Казахстане, на мой взгляд, потребуется для подготовки кадров ввести в вузы специальности «патентовед-эксперт» и «патентовед-менеджер», в учебный процесс вузов ввести предмет «патентоведение», обеспечить системный государственный контроль за отбором и внедрением особо значимых для экономики страны изобретений. Важно восстановить звание «Заслуженный изобретатель РК».

Это благоприятно скажется на импорте, осуществлении отбора особо ценных разработок с перспективой выхода на внешний рынок, на повышении ответственности госструктур за технологический уровень отрасли и создании условий для разработки конкурентоспособных технологий.

ЛИТЕР-Неделя: Стоит отметить, что на внешнем рынке готовых инновационных товаров нас никто не ждет…

Т.М.: Наоборот, нас готовы встретить в штыки, поскольку Казахстан может стать серьезным соперником в этой области. Однако здесь нас ожидают серьезные проблемы. Одна из них - обеспечение правовой защиты научно-технических разработок через получение патентов на изобретения в тех странах, куда предполагается поставлять товар, так как исключительное право патентовладельца на инновацию действует только там, где она запатентована.

Во всем мире закон защищает право автора на его изобретение от копирования, блокирует возможность промышленного шпионажа. Согласно существующей практике патентования за границей, для надежности правовой охраны одной технологии средней сложности автор изобретения «вооружается» десятком патентов, обеспечивая себе так называемую блочную охрану. На получение одного патента там обычно тратят от пяти до семи тысяч долларов. Естественно, что надежность правовой охраны обходится автору в десятки, а то и в сотни тысяч долларов. А много ли в Казахстане отечественных фирм, способных осознанно идти на такие затраты, не говоря о рядовых изобретателях?

ЛИТЕР-Неделя: Зарубежные государства выделяют своим изобретателям деньги на патентование или им приходится пробивать путь к успеху за собственный счет? И вообще, много ли в мире заявок на изобретения?

Т.М.: Во всех высокоразвитых странах на патентование выделяются средства из государственного бюджета. Даже в СССР велась работа по внедрению инноваций: ежегодно выделялось на изобретательство 4 млн долларов, за границей покупалось примерно две тысячи патентов.

Сегодня присутствие патентной деятельности выражено слабее, чем в прежние годы, так как мировой кризис расшатал все финансовые межгосударственные связи и заставил взглянуть на них с новых позиций. Достаточно вспомнить, насколько заметной была несколько лет назад возрастающая патентная экспансия и рост объемов инвестиций Японии и США в рынок КНР. В то же время и Китай не остался в «долгу» - с 2000-го по 2004 год количество заявок в этой стране выросло в три раза.

Такие примеры в недавнем прошлом впечатляют деловым размахом. В ближайшие годы Казахстан обязательно найдет свое место на рынке высоких технологий и вступит в ряды членов Всемирной торговой организации (ВТО). Пришла пора начинать работу по отбору и патентованию наиболее значимых отечественных и зарубежных изобретений.

Реализация приоритетов стратегии развития страны возможна на базе не виртуальной, а реальной интеграции науки с производством. Иначе вместо технологического прорыва и инновационной экономики мы получим полную стагнацию, где умственный потенциал гражданского общества останется невостребованным, а коррупция, безответственность и непрофессионализм будут стремительно нарастать, все глубже загоняя в экономическую вену страны сырьевую иглу, перечеркивая надежду казахстанцев на благополучное будущее.

Сергей ТОРОПКИН, Алматы


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии