Горячие новости
Читайте также

Евро-2. Никакого лобби, только экология?

Фото : 23 июня 2009, 10:55

Автор: Елена ИЛЬИЧ

22.06.2009

Вопреки многочисленным протестам автовладельцев, зато к удовольствию экологов и удовлетворению чиновников, активно лоббирующих запрет на ввоз старых машин, уже к середине лета границы Казахстана будут закрыты для автомобилей старше 1997 года выпуска. Через полгода экологическая норма Евро-2 распространится и на топливо. Причем ответственные чины уверяют, что казахстанским НПЗ вполне под силу производить качественный бензин.

Экс-министр индустрии и торговли Владимир Школьник, помнится, первым начал лоббировать идею о запрете ввоза в страну автомобилей старше семи лет. В то время как за границей за утилизацию старых «железных лошадок» платят, в нашей стране, мол, непригодный транспорт покупают, причем не за одну тысячу долларов. Идея Школьника не только не умерла в зародыше, но и принесла первые плоды.

О новой политике государства власти заявили в минувшую пятницу в Астане на пресс-конференции в Министерстве транспорта и коммуникаций. Теперь Казахстан будет догонять Европу, которая уже ввела экологические стандарты. По планам госорганов, в отношении топлива стандарт Евро-2 должен быть введен не позднее 1 января 2010 года, Евро-3 — не позже 1 января 2014 года, Евро-4 — с 1 января 2016 года.

- В условиях, когда у потребителя нет стимула к покупке экологически чистых автомобилей, наша страна превращается в свалку подержанного старья, — констатировал директор департамента стратегического планирования и развития транспортно-коммуникационного комплекса Министерства транспорта и коммуникаций РК Болат Жансугуров.

Не упоминая Владимира Школьника, специалисты Минтранскома объяснили, что автомобили, которые эксплуатируются сегодня, не соответствуют современным европейским стандартам по токсичности выбросов, а отсутствие жесткого законодательства привело к тому, что казахстанцы не заинтересованы покупать экологически чистые автомобили и страна медленно, но верно превращается в свалку.

Запрет на пользу?

По информации госорганов, рост благосостояния населения налицо: сегодня количество автотранспортных средств в стране достигло трех миллионов. Правда, чиновники тут же добавляют, что 80 процентов от этого количества — подержанные автомобили. Но главу Минтранскома это не смущает. Видимо, по его убеждению, ценовая разница для людей особого значения не имеет.

- С введением Евро-2 будет запрещен ввоз автомобилей старше 1997 года, а при введении Евро-3 — ранее 2001 года выпуска, — заявил Болат Жансугуров.

Транспортный чиновник признал, что машина хоть и является «мобильным и удобным средством для перевозки пассажиров и багажа», но тем не менее все-таки остается «источником повышенной опасности». Правда, у ответственного за безопасность на дорогах начальника отдела госавтоинспекции Комитета дорожного контроля МВД Абильжана Алпысбаева, как оказалось, претензий к устаревшим автомобилям, которые находятся на территории Казахстана, нет.

Зато много замечаний к старым авто накопилось у экологов. Доля выбросов вредных веществ с каждый годом растет, и в последнее время во всех крупных городах Казахстана вклад автотранспорта в общий объем загрязнения окружающей среды вредными испарениями достигает 60 процентов.

- Наибольший объем выбросов характерен для города Алматы, — уточнили специалисты Минтранскома. — Здесь выбросы составляют 507 тонн в сутки и 150 — 200 тысяч тонн в год, или порядка 90 процентов от общего объема промышленных загрязнений атмосферы.

По данным Министерства охраны окружающей среды, один автомобиль в год вырабатывает 500 кг оксида углерода, 40 кг оксида азота и более 20 грамм различных углеводородов. А в целом через выхлопные трубы в атмосферу выбрасывается свыше двухсот видов вредных химических веществ, что ведет к росту онкологических и легочных заболеваний.

- Необходимость введения экологических стандартов не вызывает никаких сомнений, но здесь нужно отметить, что данные требования будут применяться только к ввозимому автотранспорту, — отметил эксперт Комитета технического регулирования и метрологии Министерства индустрии и торговли Кайнар Тайжанов.

Не в ущерб цене?

Импортируемые автомобили будут тестироваться в 76 лабораториях, что, по заверениям представителей Минтранскома, «не повлечет роста и затрат из бюджета». Более того, по словам Болата Жансугурова, повышения цен на новые автомобили тоже не произойдет, и у транспортного ведомства на этот счет есть убедительное экономическое исследование.

Правда, есть еще один настораживающий момент: стандарт Евро- 2 предъявляет повышенные требования не только к автомобилям, но и к топливу. Но и здесь у Болата Жансугурова заготовлен ответ: казахстанская нефтеперерабатывающая промышленность сможет обеспечить страну «европейским» бензином.

- По информации Минэнерго, продукты, выпускаемые на трех отечественных нефтеперерабатывающих заводах, на 60 процентов соответствуют стандартам Евро-2, — заметил Болат Жансугуров. — Процессы введения новых требований по отношению к автомобилям и к топливу синхронизированы. Касательно топлива, стандарт Евро-2 должен быть введен не позднее 1 января 2010 года, Евро-3 — 1 января 2014 года, Евро-4 — 1 января 2016 года.

Присутствующий на пресс-конференции директор АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев также уверил общественность в том, что казахстанский автопром уже давно перешел на стандарт Евро-2 и автомобили отечественной сборки «полностью удовлетворяют всем европейским требованиям».

...Правда, многие отечественные автолюбители к собранным в Казахстане машинам почему-то относятся без особого восторга, зачастую предпочитая взять подержанную иномарку, чем новую «Шевроле» казахстанской сборки. Но кто знает, возможно, если не будет иностранной альтернативы, отечественный автопром сумеет «поднять спрос на самого себя». А там, глядишь, и качество подтянется.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии