Горячие новости
Читайте также

Госфиннадзор упрекает ассоциацию финансистов в отсутствии единой политики в отношении участников рынка

Фото : 23 июня 2009, 19:03

Письмо Агентства Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в адрес ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» (далее - АФК)для повышения эффективности взаимодействия между Агентством и АФК

Уважаемый Серик Ахметжанович!

Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее - Агентство) для повышения эффективности взаимодействия между Агентством и ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» (далее - АФК) в целях дальнейшего развития отечественного финансового рынка считает необходимым вынести на Ваше рассмотрение следующее.

На сегодняшний день АФК, по сути, является единственной общественной организацией в Республике Казахстан, объединяющей практически всех участников финансового рынка (банки, накопительные пенсионные фонды, страховые организации, субъекты рынка ценных бумаг), основными стратегическими задачами которого являются не только представление членов АФК в государственных и иных органах, мониторинг и участие в работе по совершенствованию законодательства Республики Казахстан, касающегося деятельности и затрагивающего интересы членов АФК, но и выражение и защита общих интересов субъектов финансового рынка, содействие повышению имиджа финансового сообщества в целом.

Нельзя не отметить тот вклад, который АФК вносит в организацию конструктивного взаимодействия между государственными органами и участниками финансового рынка, что, безусловно, положительно сказывается на развитии финансовой системы Республики Казахстан в целом.

Вместе с тем, как показывает практика, интересы финансовых организаций не совпадают с целями и задачами государственного регулирования финансового сектора. Более того, зачастую интересы финансовых организаций, даже осуществляющих аналогичные виды деятельности на финансовом рынке, не совпадают между собой, поскольку организации прежде всего руководствуются интересами собственного бизнеса, а уже во вторую очередь обращают внимание на развитие отрасли в целом. В этой связи, возникают определенные проблемы, препятствующие развитию финансового сектора республики и эффективному взаимодействию между регулятором и участниками финансового рынка.

К числу таких проблем, во-первых, можно отнести отсутствие единой политики АФК, которая бы отражала общие интересы участников финансового рынка и сохраняла бы баланс интересов между финансовыми организациями и их клиентами-потребителями финансовых услуг. Полагаем, что при консолидации предложений участников финансового рынка по вопросам, по которым у членов АФК нет единой позиции, АФК необходимо проводить дополнительные встречи и обсуждения с целью формирования единого консолидированного мнения членов АФК для предоставления его в Агентство. Отсутствие единой политики АФК, которая бы отражала общие интересы участников финансового рынка, затягивает процесс принятия решения по вопросам развития того или иного сектора финансового рынка. К примеру, представление в Агентство противоречивых позиций страховых организаций, осуществляющих деятельности по отрасли «страхование жизни» и отрасли «общее страхование» по вопросам передачи обязательного страхования гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей в отрасль «страхование жизни» существенно осложнило принятие проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обязательного и взаимного страхования».

Во-вторых, нельзя не отметить отсутствие конструктивного диалога между членами АФК и Агентством в ходе совместного обсуждения различных вопросов в рамках заседаний рабочих групп и совещаний. В частности, при предоставлении экспертного заключения по проектам нормативных правовых актов, на наш взгляд, АФК необходимо принимать в расчет тот факт, что необходимость введения дополнительных ограничений и требований в отношении участников финансового рынка продиктована наличием определенных проблем в их деятельности и рисков, которым подвержены потребители финансовых услуг - клиенты финансовых организаций. В этой связи недостаточно просто выразить несогласие с введением новых требований на том основании, что они повлекут повышение издержек определенной группы членов АФК и, как следствие, увеличение их тарифов за обслуживание. На наш взгляд, было бы чрезвычайно полезно получить от АФК альтернативный вариант решения той или иной проблемы с позиции применения практического опыта работы на финансовом рынке, для чего и была в свое время введена процедура обязательного получения экспертного заключения АФК по проектам нормативных правовых актов, разрабатываемым Агентством.

В-третьих, при предоставлении экспертного заключения по проектам нормативных правовых актов Агентства, затрагивающим деятельность определенной категории членов АФК, как правило, в экспертном заключении предоставляется только их мнение (порой противоречивое) и не учитывается мнение других членов АФК. В частности, в последнем экспертном заключении АФК по проекту постановления Правления Агентства «Об утверждении правил осуществления кастодиальной деятельности», предоставленном в Агентство сопроводительным письмом от 26 мая 2009 года исх.№ 19905, довольно категорично было озвучено мнение кастодианов (которые предложили исключить практически все требования, установленные в отношении их деятельности как проектом постановления, так и действующими нормами законодательства Республики Казахстан, начиная с исключения требования о необходимости уведомления клиентов кастодиана об изменении тарифов, заканчивая отменой требования по контролю за целевым размещением пенсионных активов и активов инвестиционных фондов), при этом не были учтены предложения других членов АФК (пенсионные фонды, брокеры, управляющие компании) в отношении совершенствования деятельности кастодианов, которые ранее высказывались ими на рабочих группах в АФК, а также не были приняты в расчет интересы потребителей кастодиальных услуг, которые также являются членами АФК.

Довольно часто имеют место случаи, когда в соответствии с предложениями, поддержанными экспертными заключениями АФК, вносятся изменения в действующие нормативные правовые акты Агентства, а в последующем в Агентство поступают письма от участников финансового рынка с отрицательным мнением относительно внесенных изменений. Например, в соответствии с предложениями, изложенными в экспертном заключении АФК от 28 апреля 2009 года (исх.№ 12-2-3/01/1366) к проекту постановления Правления Агентства «О внесении изменений и дополнений в постановление Правления Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций АФН от 23 февраля 2007 года № 49 «Об утверждении Правил ведения документации по кредитованию», были внесены изменения в Правила ведения документации по кредитованию, в части ведения документации по покрытым аккредитивам. Вместе с тем, письмом от 29 мая 2009 года № 21-5087, представленным в Агентство, АО «Народный Банк Казахстана» высказал мнение о необходимости исключения указанной нормы.

С учетом вышеизложенного, учитывая стратегические цели и задачи АФК, на наш взгляд, в целях дальнейшего развития отечественной финансовой системы, а также оптимизации процессов принятия решений по вопросам стратегического развития того или иного сектора финансового рынка, просим Вас пересмотреть некоторые процедуры и механизмы взаимодействия АФК со своими членами и, в особенности, с Агентством с учетом вышеизложенных проблем.

На сегодняшний день весьма актуальным остается вопрос повышения роли саморегулирования финансового рынка, что подтверждается основными принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам (IOSCO), Международной ассоциацией страхового надзора (IAIS), Базельским комитетом по банковскому надзору (BCBS). В этой связи считаем необходимым сосредоточить усилия АФК на формировании класса сознательных и высокопрофессиональных участников финансового рынка, целью которых будет не только лоббирование интересов своих акционеров и минимизация издержек бизнеса, но и создание высоких стандартов деятельности финансового сектора и финансовых организаций. При этом должен соблюдаться баланс интересов всех членов АФК, независимо от вида деятельности, занимаемой доли на рынке и состава акционеров.

Многие проблемы, которые сейчас Агентство пытается разрешить путем внесения корректив в нормативную правовую базу, можно было бы решить путем создания эффективной системы саморегулирования финансового рынка посредством выработки самими участниками рынка стандартов и норм поведения на рынке и ведения бизнеса. В частности саморегулирование могло решить вопросы, связанные с повышением стандартов деятельности финансовых организаций, защитой интересов институциональных инвесторов в отношениях с эмитентами (в том числе путем мониторинга исполнения эмитентами ковенант, установленных условиями выпуска ценных бумаг данных эмитентов, проведению встреч с эмитентами и инвесторами по обсуждению вопросов, связанных с исполнением ковенант и т.п.), снижением случаев мошенничества на рынке и некорректного поведения участников по отношению друг к другу (особенно остро эта проблема сейчас стоит в отношении рекламных компаний накопительных пенсионных фондов) и т.п.

Без решения вышеуказанных проблем Агентство вынуждено ужесточать регулирование финансового сектора, что, в свою очередь, как справедливо отмечается в Ваших экспертных заключениях, может повлечь увеличение стоимости финансовых услуг для потребителей. При этом необходимо понимать, что все меры предпринимаются Агентством в целях выполнения задач, поставленных Президентом Республики Казахстан, по обеспечению финансовой стабильности финансового рынка и финансовых организаций и поддержанию доверия к финансовой системе в целом посредством обеспечения надлежащего уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг.

Со своей стороны, мы хотели бы видеть в лице АФК не только оппонента в спорах, связанных с обсуждением предложенных Агентством изменений в стандарты деятельности членов АФК, но и помощника в создании наилучшей адекватной потребностям рынка системы регулирования финансового сектора, поскольку, по-сути, это отвечает интересам как государства, в лице Агентства, так и рынка, в лице АФК.

В заключении хотелось бы отметить, что и Агентство, и АФК заинтересованы в сильном и конкурентоспособном финансовом секторе страны и для достижения данной цели необходимо сохранение взаимопонимания и баланса интересов между участниками финансового рынка и регулятором, и никто лучше чем АФК не сможет выполнить данную функцию.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии