Горячие новости
Читайте также

Таможенный союз: общей дорогой в мировую экономику

Фото : 25 июня 2009, 10:15

Регионализация мировой экономики, сопровождаемая устранением тормозящих развитие стран торгово-экономических барьеров, - один из магистральных путей преодоления охватившего мир кризиса. На постсоветском пространстве к этому несомненному приоритету выстраивания взаимоотношений идет постоянное движение. Подтверждение тому - приобретающий реальные очертания Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. Но когда можно ожидать подписания итогового документа о начале его функционирования? Какой будет единая таможенная территория в будущем? Ответить на эти и некоторые другие вопросы мы попросили Генерального секретаря ЕврАзЭС Таира Аймухаметовича МАНСУРОВА.

- Как вы знаете, - замечает он, - на недавней двусторонней встрече в Кремле президенты Нурсултан Назарбаев и Дмитрий Медведев выразили удовлетворение темпами создания Таможенного союза. При этом Глава России, говоря об успехах интеграционных усилий ЕврАзЭС по формированию ТС, обращаясь к казахстанскому лидеру, подчеркнул: «Долгий путь проделан, сложный, многотрудный, но, тем не менее, за последнее время в результате нашего с вами решения были форсированы все основные рубежи, и документы на правительственном уровне подписаны. Я считаю, что это очень важное событие для наших стран, для стран, входящих в Таможенный союз. В то же время это создает принципиально новую переговорную площадку для вступления во Всемирную торговую организацию».

Что касается последнего аспекта, то он действительно очень актуален. И это особо подчеркнул 12 июня в Костанае на Совете иностранных инвесторов Нурсултан Абишевич. «Мы договорились, - отметил Президент, - что приостанавливаем переговорные процессы по вступлению в ВТО с тем, чтобы ориентироваться на вступление туда совместно с Таможенным союзом».

Президент Беларуси Александр Лукашенко также считает, что принятые девятого июня решения по формированию ТС позволят создать единую таможенную территорию без каких-либо ограничительных мер. Он прямо назвал это прорывом, который «будет действительно хорошим началом выхода из мирового финансового кризиса».

Собственно говоря, отправной точкой создания ТС можно считать октябрь 2007 года, когда в Душанбе главы государств ЕврАзЭС приняли решение о создании Таможенного союза и утвердили План действий по его формированию на 2008-2010 годы. Политическая воля президентов Беларуси, Казахстана и России, поставивших задачу с опережением обеспечить выполнение данного плана, настроила правительства сторон на высокие темпы разработки правовой базы.

Соответствующие вопросы предметно рассматривались президентами на заседаниях Межгосударственного Совета ЕврАзЭС в октябре 2008-го и феврале 2009 года, а также главами правительств в январе и декабре 2008 года.

Системная и активная работа сторон, Комиссии Таможенного союза, позволила девятого июня нынешнего года одобрить предложения по этапам и срокам формирования единой таможенной территории, исходя из начала функционирования Таможенного союза с первого января 2010-го.

Подводя итоги состоявшегося девятого июня заседания Межгоссовета ЕврАзЭС, председатель Правительства РФ Владимир Путин отметил, что «инициатива ускорить формирование Таможенного союза исходила от Президента Казахстана Нурсултана Абишевича Назарбаева, который посчитал возможным закончить основные процедуры к первого января 2010 года. Мы с этим согласились, включились в активную работу по реализации данного предложения».

По большому счету, создание Таможенного союза и формирование единого экономического пространства - основные цели ЕврАзЭС. Их достижение обеспечит эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем.

Сегодня ЕврАзЭС - наиболее эффективное интеграционное объединение на постсоветском пространстве. За девять лет со дня его создания в государствах Сообщества улучшились основные макроэкономические показатели: обеспечен стабильный рост ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства, объема грузоперевозок, стабилизировались курсы национальных валют, выросла заработная плата и пенсии.

В рамках ЕврАзЭС сформирован режим свободной торговли товарами, предусматривающий неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле. Это и позволило приступить к реализации следующего этапа интеграции - созданию Таможенного союза.

- Буквально на днях главы правительств государств ЕврАзЭС скрепили подписями Договор об учреждении Антикризисного фонда Сообщества. Кроме того, принято решение по созданию Центра высоких технологий. Как будет строиться их работа?

- Создать Антикризисный фонд и Центр высоких технологий ЕврАзЭС главы государств решили еще на неформальной встрече в конце декабря прошлого года в Боровом. А четвертого февраля года нынешнего на заседании Межгоссовета президенты подписали соответствующие документы.

Антикризисный фонд в размере десяти миллиардов долларов создается как важный инструмент стабилизации и финансовой поддержки государств ЕврАзЭС, оказавшихся в трудном макроэкономическом положении. 7,5 миллиарда в него вносит Россия, один миллиард - Казахстан. Свои взносы определили также другие страны ЕврАзЭС и Армения.

Наряду с выделением стабилизационных кредитов и суверенных займов нуждающимся государствам, средства фонда могут направляться на финансирование совместных инвестпроектов. Последнее особенно важно, так как расширяет возможности устранения «узких мест» инфраструктуры и развития ЕврАзЭС на прорывных направлениях экономического роста.

В этом же ключе будет действовать и Центр высоких технологий ЕврАзЭС, создаваемый согласно тем же решениям глав государств и правительств. Его задача - координация исследований и реализация совместных инновационных проектов, содействие государствам Сообщества в переходе на инновационный путь развития.

Ряд значимых проектов предусматривается, в частности, межгосударственной целевой программой «Инновационные биотехнологии», которая была одобрена на том же заседании Межгоссовета ЕврАзЭС девятого июня. Работа в данном направлении послужит модернизации наших экономик на основе нового технологического уклада и, соответственно, позволит эффективно преодолеть негативные последствия кризиса и выйти на очередную волну экономического роста.

В целях повышения устойчивости наших экономик планом совместных антикризисных мер предусматривается расширение использования национальных валют государств ЕврАзЭС во взаиморасчетах, формирование платежно-расчетной системы Сообщества. Рабочие группы экспертов сторон должны также подготовить предложения по использованию нацвалют государств, входящих в объединение, в качестве резервных - идея Главы Казахстана Нурсултана Назарбаева о создании новой резервной валюты начинает овладевать умами нашего экспертного сообщества.

Одобренные главами правительств государств ЕврАзЭС антикризисные меры предусматривают также формирование новых финансовых инструментов поддержки лизинга оборудования, устранение остающихся барьеров на пути формирования единого экономического пространства, проведение согласованной миграционной политики.

Таким образом, решения последнего заседания Межгоссовета ЕврАзЭС представляют собой продуманную систему согласованных действий по созданию необходимых условий для быстрого и устойчивого экономического роста в целях скорейшего преодоления последствий глобального экономического кризиса.

- Вернемся к Таможенному союзу. Страны «тройки», получается, вступят во Всемирную торговую организацию одновременно, так сказать, блоком. Но у каждой из них, как представляется, разная степень договоренности с другими участниками ВТО. Блоковый процесс предполагает переговорный процесс с «нуля» или же будут учитываться наработки каждого государства?

- Да, девятого июня главы правительств Беларуси, Казахстана и России подписали совместное заявление, в котором объявили о начале переговоров по присоединению к ВТО Таможенного союза трех стран как единой таможенной территории. В документе, в частности, отмечается:

«Главы правительств наших стран, выполняя решение глав государств о приоритетном формировании Таможенного союза, подтверждая свою приверженность присоединению к Всемирной торговой организации, отмечая, что в последние годы процесс присоединения к ВТО стал фактором сдерживания интеграционных процессов, подчеркивая высокий потенциал экономик наших стран и преимущества их глубокой интеграции, решили:

- Одобрить проект единого таможенного тарифа и представить его на утверждение Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств, имея в виду вступление единого таможенного тарифа в действие с первого января 2010 года.

- Одобрить предложение по этапам и срокам единой таможенной территории, исходя из начала функционирования Таможенного союза с первого января 2010 года и завершения всех необходимых процедур к первому июля 2011 года.

- Уведомить Всемирную торговую организацию о намерении начать переговорный процесс по присоединению к ВТО Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации как единой таможенной территории».

- Теперь, когда старт Таможенного союза проступает на горизонте все явственней, определенную «нервозность» начал проявлять Запад. В чем, на ваш взгляд, причина такого поведения, и как планирует «тройка» выстраивать отношения с той же Европой, а также с государствами - членами ЕврАзЭС?

- Начнем с того, что Всемирную торговую организацию не стоит воспринимать, как некую «священную корову» или судилище планетарного масштаба. Нужно понимать: ВТО - это не более чем международный арбитраж по урегулированию торговых споров. И решения здесь часто выносятся отнюдь не в пользу развивающихся экономик.

Вместе с тем ВТО выступает за либерализацию многосторонней торговой системы, в том числе и на региональном уровне - в форме создания таможенных союзов. Организация лишь налагает определенные ограничения на соглашения о региональной интеграции между странами-членами. Важнейшее требование - чтобы такие соглашения приводили к существенной либерализации взаимной торговли и не допускали повышения внешних торговых барьеров. Исходя из требований ВТО, основным правилом в отношении уровня ставок общего тарифа Таможенного союза должно быть неухудшение условия доступа на рынок товаров третьих стран.

Создание региональных интеграционных группировок (зон свободной торговли, таможенных союзов) регламентируется Статьей XXIV Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), нормы которой гласят, что расширение свободы торговли путем заключения добровольных соглашений об объединении экономик стран — участниц данных соглашений является желательным. Вступая в переговоры с ВТО единой таможенной территорией с единой правовой базой, мы согласованно сможем вырабатывать общую позицию, сохранить за собой широкий круг инструментов экономической политики, который нужно приспосабливать к ограничениям, введенным этой организаций.

Так, собственно, поступают все государства, извлекая из членства в ВТО экономическую выгоду, но при этом не забывая о защите своего товаропроизводителя от прессинга иностранных конкурентов. Выступление на переговорах по присоединению к Организации единой таможенной территорией позволит нашим странам укрепить свои позиции, поможет добиваться определенных уступок, выдвигать встречные требования, согласованно решать вопросы, возникающие в ходе переговоров.

- Завершение процесса юридического оформления Таможенного союза, как вы сказали, произойдет до конца этого года. Что еще предстоит сделать, и какой вам видится единая таможенная территория в будущем?

- Уже сейчас главы правительств практически согласовали единые ставки таможенного тарифа по всем видам товаров. По плану, к июлю 2010 года будет отменено таможенное оформление и контроль на внутренних границах ТС. Это обеспечит свободное перемещение товаров. Снятие ограничений во взаимной торговле будет способствовать увеличению товарооборота.

К примеру, по данным Минтранса России, ежегодные потери российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7-7,5 миллиарда рублей. Устранение таможенных и других административных барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту и обеспечит к 2015 году, по расчетам экспертов, дополнительный прирост ВВП государств — участников Таможенного союза на 15-20 процентов.

Создание единой таможенной территории - это фундамент выстраивания единого экономического пространства. Следующие этапы - формирование единого транспортного, энергетического и информационного рынков. Одновременно для повышения мощности банковско-инвестиционных систем разрабатываются меры по переходу на расчеты в национальных валютах и стимулированию инновационной активности.

В ноябре 2009 года главы государств ЕврАзЭС примут важнейшие международные документы: Таможенный кодекс ТС, Единый таможенный тариф по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности и Договор о статусе суда Сообщества.

- А что из себя будет представлять тот же Таможенный кодекс?

- По сути, разработка его проекта была завершена уже в конце мая. В настоящее время он проходит экспертную оценку и согласование в правительствах государств ТС. В ноябре текущего года документ будет представлен главам государств Таможенного союза для подписания. Вступление же в действие планируется с первого июля 2010 года.

Правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств - участников Таможенного союза, его проект базируется и на нормах международного таможенного права, в частности Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур.

Прежде всего необходимо отметить: правовые предписания Кодекса относятся исключительно к сфере таможенного регулирования на единой таможенной территории и не вторгаются в иные сферы национального правового регулирования наших государств - о налогах, административного, уголовного и иные. Отличительная черта документа в том, что его нормы максимально ориентированы на содействие внешней торговле и на упрощение таможенных операций и таможенных процедур.

В частности, правовые предписания включают предварительное информирование; очистку товаров в любом национальном таможенном органе, уполномоченном принимать и регистрировать таможенную декларацию; взаимную административную помощь таможенных органов.

Кодекс предусматривает широкое применение участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами информационных технологий, которые позволят значительно ускорить перемещение товаров через таможенную границу, упростят таможенную очистку товаров, повысят эффективность таможенного контроля. Применение информтехнологий будет обеспечивать и реализацию комплекса антикоррупционных мер.

- В нынешних условиях решающую роль в развитии стран Сообщества играют вопросы продовольственной безопасности. Как решаются они в рамках ЕврАзЭС?

- Усиление интеграции в сфере АПК - один из приоритетов развития Сообщества. Аграрный рынок государств ЕврАзЭС, как экономическая система, является более сложным, чем другие рынки, поскольку подразумевает создание благоприятных условий не только для свободного передвижения агропродовольственных товаров, но и научно-технической продукции, технологий, средств труда, перемещения рабочей силы с учетом сезонности.

В условиях глобального финансово-экономического кризиса вопросы продовольственной безопасности действительно становятся принципиальным фактором сохранения национальной безопасности, а также важнейшей составляющей системы жизнеобеспечения. Поэтому, в соответствии с поручениями Межгоссовета ЕврАзЭС, сейчас ведется подготовка проекта Концепции продовольственной безопасности Сообщества и разработка комплекса мер по ее обеспечению.

В мае 2009 года по инициативе ЕврАзЭС проведена международная конференция «Евразийское экономическое сообщество: проблемы обеспечения продовольственной безопасности». В ней приняли участие 270 руководителей и специалистов АПК, пищевой и перерабатывающей промышленности, отраслевых союзов и биржевых сообществ из одиннадцати стран: государств ЕврАзЭС, Венгрии, Германии, Монголии и США.

Необходимость принятия совместных мер на межгосударственном уровне подтверждается и решениями Всемирного зернового форума, на котором руководителями министерств сельского хозяйства Казахстана, России и Украины принято решение создать «Зерновой пул». Этот своеобразный «зерновой ОПЕК» позволит избежать резкого колебания цен на мировом рынке и создать механизм совместного управления зерновыми запасами.

В завершение хотел бы сказать следующее. Если вспоминать успешные интеграционные объединения, то прежде всего надо отметить историю ЕС, который начинался в 1951 году с Европейского объединения угля и стали, образованного шестью странами. Затем, в 1958-69 годах, была создана Зона свободной торговли, потом, в 1968-76 годах, - Таможенный союз. И только в 1986-92 годах появился Общий рынок, увенчавшийся в 1999-2002 годах Экономическим и валютным союзом с единой валютой - евро.

Истоки нашего интеграционного Сообщества восходят к 1994 году, когда Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил в МГУ имени М. Ломоносова с «Проектом о создании Евразийского союза государств». Эта идея нашла горячий отклик и поддержку не только в умах политиков, но и в сердцах граждан наших стран.

В 2000 году этот смелый интеграционный план воплотился в образование ЕврАзЭС. И то, что с первого января 2010 года будет запущен Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России - это первый крупный успех трех стран в реальной интеграции, который закладывает фундаментальную основу для нашего общего Евразийского Дома.

Николай СЕРГЕЕВ


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии