Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Роль гарантированной государством юридической помощи в правовой системе государства

Фото : 1 августа 2009, 15:43

Роль гарантированной государством юридической помощи в правовой системе государства

30/07-2009 11:25

Становление государственности и реализация судебно-правовой реформы предполагают обновление ныне действующего законодательства. Оно должно отвечать по форме и по содержанию духу времени, общественным потребностям, научным подходам и практическому опыту, соответствовать международно-правовым стандартам. Исходную базу в реформе законодательства закладывает Конституция Кыргызской Республики.

Законы и нормативные документы, регулирующие судебные процедуры, пересматриваются с позиций интересов граждан, обратившихся за судебной защитой, и уменьшения обременительных судебных процедур для всех участников процесса.

В условиях растущей унификации культуры и образа жизни в мировом сообществе наивно было бы предполагать, что эти процессы не затронут право как инструмент унификации социальных отношений и разрешения конфликтов между социальными слоями.

Предоставление гарантируемой государством юридической помощи является частью основного права человека на справедливый процесс, гарантированный статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, и основным условием нормального функционирования судебной системы в правовом государстве.

В более широком смысле действительная правовая защищенность граждан, на мой взгляд, должна складываться из трех основных составляющих, это осведомленность граждан о своих правах, свободах и обязанностях по закону; реально предоставленное каждому гражданину право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, для защиты этих прав и свобод, а также своих законных интересов; гарантия справедливого и публичного (за исключением случаев, предусмотренных законом) разбирательства дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.

К сожалению, в стране, в целом, указанные пункты до настоящего времени в полном объеме не реализованы, об этом свидетельствуют и многочисленные обращения граждан, поступающие на имя президента КР с просьбой оказать содействие в разрешении судебных споров, предоставить адвоката бесплатно либо с жалобой на нарушение судом норм материального или процессуального права и его пристрастность.

Такая ситуация обусловлена прежде всего существовавшей в советскую эпоху практикой защиты своего предполагаемого права путем обращения в советские государственные партийные органы. То есть решение возникшей проблемы через партийного чиновника, обладавшего властными полномочиями. Сами суды также во многом зависели от установок партийных органов. При этом не было большой необходимости в юридической помощи, правовому воспитанию времени практически не уделялось.

Безусловно, многое уже сделано и делается для преодоления последствий резкого перехода от так называемых социалистических правоотношений к рыночной экономике, цивилизованному, демократическому обществу. В частности, очевидны результаты проводимой в стране судебной реформы, в том числе совершенствования законодательства, что создало реальные предпосылки для реализации права граждан на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом. Большое внимание уделяется правовому просвещению граждан как в образовательных учреждениях, так и на различных уровнях государственных и негосударственных организаций, в СМИ публикуются комментарии и разъяснения законодательства.

Однако гарантированное Конституцией КР право каждого гражданина на квалифицированную юридическую помощь, продолжает в какой-то степени оставаться декларативным, и фактически действующая система предоставления юридической помощи за счет государства не способствует приближению правосудия к нуждам малоимущих слоев населения.

В этой связи перед государством стоит задача создать условия, при которых реализация права на доступ к правосудию не зависела бы от личной правовой осведомленности человека или его финансовых возможностей. Граждане, которые не могут оплатить услуги юриста (адвоката), также должны иметь возможность защитить свои права в судебном порядке.

Со вступлением Кыргызстана на путь демократических преобразований граждане, с одной стороны, получили возможность защищать права и отстаивать свои законные интересы цивилизованными способами, с другой же, как и соответствующие государственные институты, оказались не готовы к этому. Механизм демократической правовой защиты отлажено может работать при наличии, в том числе, правовой информированности граждан и реально предоставленной каждому квалифицированной юридической помощи. Без наличия этих условий складывается ситуация, когда в суд зачастую поступают необоснованные или юридически неграмотно составленные иски, жалобы, в судебном процессе граждане неубедительно отстаивают свои доводы или вообще выступают в роли слушателя. Это приводит к загруженности судов, волоките и необоснованным решениям, то есть нарушению прав граждан на справедливое разбирательство дела в суде.

Одной из актуальных проблем, вытекающих из неосведомленности граждан о своих правах и свободах, является нарушение прав подозреваемых, обвиняемых и подсудимых. Нередко это происходит потому, что они не в состоянии оплатить услуги адвоката и получить квалифицированную юридическую помощь. Любой гражданин независимо от социального статуса и материального положения должен быть обеспечен квалифицированной юридической помощью. Однако несмотря на то, что Уголовно-процессуальный кодекс КР предусматривает случаи, в которых присутствие защитника в уголовном процессе является обязательным, тем не менее последовательной и координированной системы предоставления такой помощи до настоящего момента не существует. Данные проблемы можно объяснить отсутствием ведомственных структур, ответственных за организацию и координирование системы предоставления гарантированной государством юридической помощи, четких требований в отношении качества гарантированной государством помощи, структур, ответственных за мониторинг, процедуры отбора адвокатов для предоставления данной помощи и др.

Все аспекты этой проблемы, а также принятые на себя государством международные обязательства привели к необходимости формирования государственной политики по оказанию юридической помощи малоимущим слоям населения. В рамках утвержденной политики главой государства принято решение о создании рабочей группы по разработке законопроекта, способного урегулировать вопросы в этой сфере. В результате чего после длительного изучения и анализа процессов в сфере защиты прав уязвимых слоев населения, правоприменительной практики и имеющегося международного опыта разработан и принят Закон Кыргызской Республики «О гарантированной государством юридической помощи», целью которого являлось улучшение ситуации с предоставлением и доступностью бесплатной юридической помощи посредством создания нового органа управления системой гарантированной государством юридической помощи, а также эффективной системой мотивации участия в данных процессах адвокатского сообщества.

На первоначальном этапе адвокаты будут чаще задействованы в уголовном процессе, так как Уголовно-процессуальный кодекс КР предусматривает гораздо больше случаев необходимого участия защитника в процессе, и в большинстве своем для таких следственных действий будут привлекаться адвокаты по назначению. В дальнейшем планируется имплементация указанных норм и в гражданский процесс, который сам по себе сложен не только для грамотного человека, но и для профессионала, а учитывая, что судебный процесс в нашей стране состязательный, граждане из уязвимых слоев населения, оказавшись в суде и не имея возможности получить юридическую помощь, становятся совсем беззащитными.

Речь идет о малообеспеченных и несостоятельных - пенсионерах, инвалидах, безработных, одиноких матерях и многих других гражданах, которые не имеют реальной возможности оплатить услуги адвоката, а также не имеют по закону права на бесплатную юридическую помощь адвоката. В основном они нуждаются в помощи адвоката при рассмотрении дел в порядке гражданского судопроизводства. Причем это достаточно большая группа граждан, многие из которых имеют либо физические недостатки, либо из-за малограмотности, своего возраста или болезни не могут эффективно отстаивать свои законные интересы, а в ряде случаев и интересы своих несовершеннолетних детей.

То есть, с одной стороны, государство им предоставляет право на получение квалифицированной юридической помощи, с другой - они не имеют возможности воспользоваться данным правом.

Таким образом, государству следует принять необходимые меры в целях обеспечения эффективного процесса посредством предоставления систематической и эффективной юридической помощи.

Конечно, данная проблема гораздо шире. Сюда входят и экономическая ситуация, сложившаяся в стране, и недостатки законодательства, и отсутствие единой правоприменительной практики по многим вопросам, что в совокупности является причиной правового нигилизма населения. В то же время решение задачи предоставления гарантированной юридической помощи за счет государства будет иметь следующий мультипликативный эффект за счет повышения ответственности всех участников судебного процесса: пресечение практики «дежурных адвокатов», которая довольно часто используется сотрудниками правоохранительных органов при производстве следственных мероприятий, позволит в какой-то мере повысить ответственность следователей за объективное и оперативное расследование преступлений и качество подготовки материалов уголовного дела. В свою очередь суд при рассмотрении уголовных дел будет эффективнее исполнять свои функции по отправлению правосудия, где эффективность обусловлена в первую очередь реальной состязательностью процесса и качеством представленных материалов. Назначение суда в государстве и обществе состоит в том, чтобы быть гарантом прав и свобод личности, справедливости, законности, демократии, гражданского мира и согласия. Суд должен стать единственным органом, окончательно разрешающим все правовые споры, это позволит ему иметь авторитет и пользоваться доверием общества. А в этом разрезе лежит и разрешение вопросов о стабильности государства и снижении социальной напряженности.

Завсектором правового анализа и экспертизы отдела правовой политики администрации президента КР И.Джолдубаева.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии