Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Прекратите базар-вокзал!

Фото : 16 октября 2009, 10:26

Прекратите базар-вокзал!

Казахстанские поезда - непростое испытание для пассажиров. Старые вагоны, обшарпанные купе, убогий сервис, присущий даже «фирменным» составам. Ситуацию усугубляет хронический дефицит билетов. Как и в прежние времена, их приходится не покупать, а доставать. Через знакомых в различных ведомствах, имеющих бронь. Или договариваться с проводником и ехать «зайцем». Билетов в кассах зачастую не купишь, зато ими бойко торгуют привокзальные спекулянты. Естественно, втридорога. Немало опасений вызывает и состояние самих вокзалов, царящие там порядки. Кто и когда избавит нас от позорных проблем, опутавших пассажирскую «железку»?

Уверен, читатели «ОКО» могут поведать массу историй о дефиците и спекуляции билетами на вокзалах. Когда в кассах их не достать, зато вагоны идут полупустые. Когда проездные документы приходится оформлять в турагентствах со значительной переплатой. Когда ушлые спекулянты, затесавшиеся в толпе отъезжающих, готовы отправить вас хоть в Моинты, хоть на Колыму, но по тройному тарифу. Или когда в душном переполненном вагоне несчастные и бесправные пассажиры карабкаются на третью, багажную, полку, спят прямо на полу, в проходе, либо коротают ночь на чемоданах в тамбуре. Тоже, естественно, не бесплатно.

В моем «багаже» тоже немало билетных историй. Июнь 2008 года, вокзал «Алматы-2». Посреди оживленного зала ожидания орудует «билетная мафия». Хорошо одетые, крепкие парни, никого не стесняясь, открыто предлагают с комфортом доехать до любой точки Казахстана, куда только проложены стальные рельсы. Правда, с тройной переплатой. Отбившись от их назойливых атак, занимаю очередь в кассу и беру за 7500 тенге билет на испанский «Тальго». За такие же деньги «жучки» обещали отправить меня в Караганду в обшарпанной (иных - не бывает!) плацкарте поезда № 52. Впрочем, мафия не дремлет. Замечаю, как один из парней активно обрабатывает пожилую чету иностранцев. Получив в кассе «от ворот поворот», те растерянно озираются по сторонам. Смекнули, что их втягивают во что-то противозаконное, но необходимость ехать в итоге пересиливает брезгливость.

Август 2009-го, вокзал «Алматы-1». Электронные мониторы выдают полное отсутствие мест на все поезда по всем направлениям. На выходе из вокзала тут же оказываюсь в плотном кольце ловкачей, предлагающих уехать в Караганду «хоть через 40 минут, ближайшим поездом». В результате торга «тариф» удается скинуть с 12 до 8 тыс. тенге за плацкарт (при официальной стоимости в 2500 тенге). Требую гарантий легитимности проезда, на что ухмыляющиеся ребятки говорят откровенно: «Даешь удостоверение и деньги, вместе подходим к служебному входу, и через 10 минут ты с билетами на свое имя. Впрочем, можем посадить и в купе проводников, это будет дешевле».

Проблема спекуляции ж/д билетами на крупных вокзалах страны - давняя, «с бородой». Особенно обостряется в период массовых отпусков и поездок. В последние годы немало делается для удобства пассажиров. Капитально отремонтированы здания вокзалов в столицах и областных центрах. Залы ожидания и билетные кассы сияют огнями информационных табло. Появились справочные-компьютеры, чистые туалеты, уютные кафетерии. Нет главного - легальных билетов в свободной продаже.

Не замечать эту проблему больше нельзя. Глава государства на прошлой неделе лично «проехался» по дефициту билетов, выступая на совещании по развитию Астаны. «Что касается обслуживания населения железнодорожным транспортом, говорят, что летом практически невозможно купить билеты на все направления. Все еще низок уровень сервиса в зданиях вокзала, аэропортах… Разберитесь с въездными пунктами города!» - поручил он столичным властям.

Одновременно в проблеме попытались разобраться и корреспонденты «ОКО». Что касается спекуляции - ситуация зависит от загруженности направления и наглости билетных фирм и кассирш. Очевидно, что бороться нужно не с «жучками», а с дефицитом вагонов и составов на ходовых маршрутах. Не будет этого дефицита - исчезнут и спекулянты. Но кто этим займется? В зоне былой ответственности единого прежде оператора - АО НК КТЖ - сегодня шуруют десятки самостоятельных фирмочек. Рельсы со шпалами у одних, вагоны у вторых, чай с сахаром у третьих, наволочки с простынями у четвертых, вокзалы у пятых, а билеты на поезда - у шестых. Как у Райкина: а за качество никто не отвечает! Спросить в итоге не с кого.

Неудивительно, что, подстегиваемые жалобами людей, проблемой озаботились и парламентарии. Мажилисмен Зейнулла Алшымбаев в недавнем запросе на имя Премьера весьма аргументировано ставит задачу скорейшего возврата всех вокзалов на баланс КТЖ. «Вокзалы ст. Уленты и Еркиншилик Акмолинской области находятся в аварийном состоянии, в любой момент может произойти обвал крыши! - сообщает депутат. - Вокзалы ЮКО не освещаются и в зимнее время не отапливаются, с крыши протекает вода. В Кызылординской области на вокзалах протекают крыши, потолки. Множество подобных примеров можно приводить и по другим регионам…»

Изучение нашими корреспондентами «вокзально-билетной» ситуации на местах выявило дополнительные и довольно чувствительные проблемы: убожество малых вокзалов, пригородные электрички, дотационные маршруты и даже наличие обособленных, частных составов. Как навести порядок в столь разношерстном хозяйстве, который по кусочкам роздан разным балансодержателям? Вопрос, увы, на сегодня звучит риторически.

Вадим ШИРОКОБОРОДОВ Астана


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии