Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Р.Тусупбеков: Полагаем необходимым законодательно запретить коллегиям адвокатов взимать вступительные взносы

Фото : 20 октября 2009, 15:20

Рашид Тусупбеков

С первых же дней основания нашего независимого государства Президент РК Нурсултан Назарбаев огромное внимание уделяет вопросам создания необходимой правовой основы для модернизации и успешного развития нашей страны. За годы независимости в республике сформирована полноценная система национального законодательства, регулирующая все сферы общественной жизни. Но на достигнутом нельзя останавливаться, и работа в этом направлении непрерывно продолжается. Модернизация и обеспечение правовой инфраструктуры в целях повышения конкурентоспособности государства являются одной из главных задач Министерства юстиции.

Деятельность Министерства юстиции самым непосредственным образом затрагивает жизнь каждого гражданина Казахстана. На это ведомство сегодня возложены очень важные стратегические задачи. Минюст постоянно контролирует и принимает необходимые меры, обеспечивая своевременное исполнение постановлений судов по уголовным делам. Сегодня министерство курирует не только законотворческую деятельность, но и деятельность институтов адвокатуры и нотариата, центров обслуживания населения, вопросы, связанные с законодательным регулированием работы религиозных объединений, и многое другое.

Фактически органы юстиции призваны решить задачу правового обеспечения деятельности государства, поддерживать режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и организаций - эти обязанности прямо предусмотрены в Законе «Об органах юстиции».

Одним из главных направлений деятельности органов юстиции является законопроектная работа и юридическая экспертиза проектов нормативных правовых актов.

Действующее в республике законодательство способствовало повышению уровня социально-экономического благосостояния граждан, создало основу для роста и развития нашей страны во всех сферах ее жизнедеятельности. Однако дальнейшее интенсивное развитие общественных отношений требует своевременного законодательного сопровождения, отвечающего духу сегодняшнего времени.

Именно поэтому в числе приоритетных направлений развития Концепция правовой политики Казахстана на период с 2010 по 2020 год определяет совершенствование процесса нормотворчества.

В этих целях Министерством юстиции в настоящее время прорабатывается вопрос реорганизации Института законодательства.

На сегодня научное обоснование разрабатываемых законопроектов осуществляет ТОО «Институт законодательства при Министерстве юстиции», которое по объективным причинам не может обеспечить выполнение возложенных на него задач.

Являясь коммерческой организацией, Институт законодательства преследует цель извлечения максимальной прибыли. Из-за этого нет стабильности в вопросах финансирования его деятельности, так как выделение средств зависит от результатов участия в тендере. Данные обстоятельства не позволяют привлечь в институт на постоянной основе квалифицированные кадры.

Поэтому министерством предлагается изменить организационно-правовую форму ТОО «Институт законодательства» на государственное учреждение с особым статусом.

Наделение института особым статусом обусловлено необходимостью установления для его работников повышенных окладов, за счет чего можно будет привлечь в институт высококвалифицированных специалистов.

Тем самым будет повышено качество научной проработки законодательных инициатив, а также прогнозно-аналитической деятельности со стороны института.

Новый институт в отличие от действующего будет проводить фундаментальные и прикладные научные разработки в области построения правового государства, теории законотворчества и систематизации законодательства.

Значительный блок вопросов, входящих в компетенцию органов юстиции, касается государственных услуг, оказываемых населению. Главным приоритетом для нас является создание необходимых условий, при которых граждане будут получать качественные и своевременные услуги. Для этих целей планируется продолжить работу по автоматизации процессов оказания услуг.

К примеру, прорабатывается возможность подачи заявления на регистрацию юридических лиц по типовому уставу и выдачи дубликата свидетельства о госрегистрации организации через Интернет. Реализация данного предложения исключит необходимость хождения заявителя по инстанциям.

Одним из приоритетных направлений для органов юстиции является организация правовой помощи и оказания юридических услуг населению.

Данная задача решается посредством регулирования адвокатской и нотариальной деятельности.

Министерством подготовлены комплексные предложения по совершенствованию государственного регулирования институтов адвокатуры и нотариата, которые будут рассмотрены на Совете по правовой политике при Президенте республики.

Основная цель предлагаемых изменений заключается в минимизации условий для совершения коррупционных правонарушений, а также снятии барьеров, препятствующих развитию этих сфер.

В частности, планируется пересмотреть в соответствии с международными стандартами процедуру лицензирования нотариальной и адвокатской деятельности.

Во всех зарубежных странах приему квалификационного экзамена предшествует прохождение обязательной стажировки у нотариуса, а не наоборот, как это предусмотрено действующим законодательством Республики Казахстан.

Международный опыт в этом вопросе является наиболее приемлемым, поскольку представляется более логичным проверять теоретические знания и практические навыки претендента только после прохождения стажировки. Важным считаем обеспечение прозрачности деятельности аттестационных комиссий по приему экзаменов у кандидатов в нотариусы и адвокаты. Это можно осуществить за счет законодательного закрепления составов комиссий, куда предлагается включить по одному депутату от Мажилиса и Сената, судью Верховного суда, работника Министерства юстиции, ученого-юриста и двух представителей нотариата и адвокатуры соответственно. Сам процесс аттестации законодательно предлагается сделать открытым для средств массовой информации.

Много нареканий вызывает действующая система квотирования, конкурсного отбора и распределения мест дислокации нотариусов в соответствующих территориальных единицах, в результате чего в полной мере не обеспечивается доступность нотариальных услуг населению.

Ввиду ограничения числа нотариусов не имеют возможности работать свыше двух тысяч лиц, фактически получивших лицензию, но не имеющих возможности осуществлять деятельность из-за отсутствия вакантных мест (министерством выдано 4 090 лицензий на занятие нотариальной деятельностью, из них фактически работают нотариусами только 1 983 человека).

Очевидно, что из-за создания искусственного дефицита рабочих мест имеются предпосылки для дачи незаконных вознаграждений с целью решения вопроса о включении нотариуса в действующую квоту.

Кроме того, на практике процедура конкурсного отбора не обеспечивает замещение вакантных должностей компетентными специалистами. Так, лицензиаты, имеющие многолетний опыт работы в государственных нотариальных конторах, не могут получить должность нотариуса.

Помимо этого представляется необоснованным, что проверка претендентов на соответствие квалификационным требованиям осуществляется дважды - при выдаче лицензии Министерством юстиции и проведении конкурса территориальным органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Более того, такая процедура негативно отражается на правах претендентов и создает чрезмерно завышенные требования к реализации их права, подтвержденного наличием лицензии.

В связи с этим для обеспечения справедливого и объективного подхода к распределению мест нотариусов предлагается упразднить действующий порядок отбора кандидатов на конкурсной основе. Единственным достаточным основанием для осуществления нотариальной деятельности будет наличие лицензии (по аналогии с адвокатами).

Государство должно устанавливать только минимальную численность нотариусов в соответствующем нотариальном округе. Указанное количество будет определяться, исходя из опыта зарубежных стран и рекомендаций Международного союза нотариата, с учетом численности населения, плотности его проживания и потребности в совершении нотариальных действий. В случае образования вакантного места и его незамещения частным нотариусом, органы юстиции должны будут ввести на этой территории единицу государственного нотариуса.

Учитывая отмену квотирования и ожидаемое в связи с этим увеличение числа нотариусов, необходимо усиление государственного контроля за их деятельностью посредством более детализированного регламентирования порядка их учетной регистрации, ужесточения требований к помещению нотариальной конторы.

Также целесообразно предусмотреть дополнительные основания для приостановления действия и лишения лицензии. В качестве таковых предлагается признать осуществление нотариальной деятельности без обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, оказание услуг вне места учетной регистрации, установление факта применения факсимиле и передачи личной печати другому лицу.

Применительно к адвокатам в качестве таковых предлагается признать разглашение адвокатской тайны, установление факта занятия предпринимательской деятельностью, неправомерный отказ от выполнения обязанностей по бесплатному оказанию юридической помощи.

Перед вступлением в члены нотариальной палаты с кандидата взимается вступительный (первый членский) взнос (от 500 до 1 000 месячных расчетных показателей). Поэтому на практике у нотариальных палат имеется возможность искусственно регулировать численность нотариусов. В связи с чем предлагается законодательно запретить взимание вступительных взносов и отказ в приеме в членство палаты при наличии государственной лицензии.

Поэтому необходимо в ближайшее время полностью отменить порядок квотирования и распределения мест нотариусов. Сегодня министерство уже начало работу по возрождению государственных нотариальных контор, услуги которых сравнительно ниже частных нотариусов. Такой подход создаст конкуренцию и будет стимулировать нотариальные конторы к повышению качества оказываемых услуг и к их удешевлению.

Актуальной на сегодняшний день является проблема доступа к профессии адвоката. В настоящее время лицензии на право осуществления адвокатской деятельности имеют 9 179 граждан Республики Казахстан. Фактически адвокатами являются только 3 795 лиц, или 41%.

Для получения статуса адвоката, помимо наличия лицензии, действующим законодательством требуется обязательное членство в коллегии адвокатов. Для вступления в коллегию адвокатов необходимо оплатить первый членский (вступительный) взнос, размер которого в различных регионах колеблется от 116 тыс. до 518 тыс. тенге.

Помимо этого за прохождение обязательной стажировки в территориальные коллегии адвокатов оплачивается от 60 до 194 тыс. тенге в год.

Таким образом, еще до начала своей профессиональной деятельности кандидат на получение статуса адвоката должен оплатить в среднем до 700 тыс. тенге.

Указанные обстоятельства делают профессию адвоката для юристов недоступной, что является одной из причин нехватки кадров для оказания гарантированной Конституцией бесплатной юридической помощи.

В связи с чем полагаем необходимым законодательно запретить коллегиям адвокатов взимать первые членские (вступительные) взносы и отказывать в приеме в члены коллегии лицам, имеющим государственную лицензию. Также считаем целесообразным размер оплаты за стажировку ограничить разумными пределами (по аналогии с нотариатом - от трех до десяти МРП в месяц).

Что касается работы центров обслуживания населения, то руководство страны уже поддержало инициативу министерства о передаче ЦОНов в ведение местных исполнительных органов с первого января 2010 года.

На сегодня в республике функционируют 311 ЦОНов, которыми оказываются 57 видов государственных услуг. Только за прошлый год населению ими предоставлено свыше семи миллионов услуг.

Поэтому можно считать, что Минюстом задачи по первоначальному этапу становления ЦОНов и обеспечения эффективности их деятельности выполнены.

Мировой опыт в этих вопросах показывает, что в ряде стран Европы, таких как Дания, Швеция, Нидерланды и Венгрия, создание ЦОНов инициировалось на центральном уровне государственного управления. А в дальнейшем их непосредственное функционирование и развитие обеспечивалось местными органами власти и самоуправления.

В Казахстане же передача центров обслуживания населения в ведение местных исполнительных органов обусловлена несколькими факторами. Во-первых, это позволит улучшить координацию их работы, так как значительная часть государственных услуг на сегодня предоставляется различными подразделениями местных исполнительных органов. Во-вторых, акиматы, являясь собственниками объектов коммунальной недвижимости, будут оперативно решать вопросы их размещения. Кроме того, появится возможность более быстро реагировать на жалобы и обращения граждан.

Определенных положительных результатов мы добились в работе Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции, в структуру которого входят 15 территориальных управлений, Академия Комитета УИС, Павлодарский юридический колледж, 74 исправительных учреждения, 19 следственных изоляторов, 218 уголовно-исполнительных инспекций, три республиканских государственных предприятия и два центра республиканской реабилитации для лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

В рамках реализации Программы дальнейшего совершенствования трудовой занятости, профессионального обучения осужденных и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, на 2008-2009 годы разработана методика интерактивного обучения в малых группах по подготовке осужденных к освобождению.

Также ведется работа над проектом Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам дальнейшего совершенствования системы исполнения уголовных наказаний и уголовно-исполнительной системы» и еще трем проектам постановлений.

Активизирована праворазъяснительная работа с осужденными. Усилено взаимодействие территориальных УКУИС с общественными наблюдательными комиссиями.

В мае текущего года состоялся визит в Казахстан докладчика Комитета ООН по вопросам предотвращения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания Манфреда Новака. В ходе визита им были посещены учреждения УКУИС по городам Алматы и Астане, а также Карагандинской и Алматинской областей с целью мониторинга их деятельности. По итогам посещения господин Новак в целом позитивно оценил проделанную работу по приведению условий содержания и питания в исправительных учреждениях в соответствие с международными стандартами.

Очевидно, что уровень, качество и темп создания условий построения правового государства и формирования гражданского общества зависят от степени его развитости, и в особенности от уровня правового сознания и правовой культуры. Эта задача является одной из важнейших, поскольку тем самым в обществе формируются законопослушное поведение, уважение к Конституции и законам страны.

В нашей стране главная роль в реализации правовой пропаганды возлагается на Министерство юстиции.

Важность и актуальность этого направления для общества вытекают из Концепции правовой политики на 2010-2020 годы и обусловлены интенсивностью совершенствования правовой базы.

Повышению правовой культуры граждан препятствует ограниченность в доступе к электронной базе нормативных правовых актов, так как данные услуги оказываются на платной основе. В связи с чем министерством установлены безвозмездные «точки» доступа и пользования электронной базой в 40 центрах обслуживания населения, 35 судах, 35 вузах и 79 научных библиотеках. Каждый желающий может бесплатно получить электронную версию текстов законов, указов Президента, постановлений Правительства и других нормативно-правовых актов.

К тому же на сайте министерства функционирует интернет-версия базы законодательства. Через эту программу населению предоставлен бесплатный доступ ко всем законам и кодексам.

В завершение хотелось бы отметить, что деятельность Министерства юстиции приобрела особую роль и значение в нашем обществе.

Сотрудники органов юстиции понимают важность своей работы и ответственность перед обществом, поэтому и впредь будут делать все для защиты законных интересов наших граждан и государства.

Фактически органы юстиции призваны решить задачу правового обеспечения деятельности государства, поддерживать режим законности в работе государственных органов, организаций, должностных лиц и граждан, обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан

Рашид ТУСУПБЕКОВ,

министр юстиции РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии