Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Новая Концепция правовой политики повысит эффективность надзорной деятельности прокуратуры

Фото : 20 октября 2009, 10:31

В новой Концепции правовой политики отмечено, что органы прокуратуры по-прежнему будут оставаться ядром, связующим звеном всей правоохранительной сферы. По мнению Юго-Восточного транспортного прокурора Анатолия КОНСТАНТИНОВА, реализация этого документа значительно повысит эффективность надзорной деятельности прокуратуры.

- Анатолий Васильевич, в концепции говорится о необходимости укрепления основной функции прокуратуры, и, видимо, в связи с этим вашим службам возвращается возможность расследования уголовных дел?

- Да, это создает условия для обеспечения неотвратимости наказания должностных лиц, злоупотребляющих служебными полномочиями. Мы и сейчас немало делаем для укрепления правопорядка на транспорте. К примеру, в результате проверок в нынешнем году внесены 699 представлений, по которым более 1 100 лиц привлечены к различным видам ответственности, отменены 180 незаконных актов, защищены конституционные права более двух тысяч граждан.

Наиболее результативные проверки прошли в сфере госзакупок АО «НК «КТЖ», где были выявлены факты незаконного обналичивания и вывоза за рубеж, на расчетные счета оффшорных компаний государственных средств в виде оплаты за маркетинговые и транспортные услуги.

Судя по результатам налоговых проверок, назначенных Юго-Восточной региональной прокуратурой, в текущем году в деятельности лжепредприятий предполагаемая сумма, подлежащая уплате в государственный бюджет, составила свыше 12 млрд. тенге. Незаконно обналичено свыше девяти миллиардов тенге, за границу перечислено более 189,4 млн. долл. Материалы проверки в отношении 14 предприятий направлены в департамент по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Алматы для проведения доследственной проверки и возбуждения уголовных дел.

Такие же факты выявлялись нами три года назад, тогда были возбуждены 18 уголовных дел. Это позволяет сделать вывод о том, что подобные схемы «отмывания» денег при проведении государственных закупок применяются в железнодорожной отрасли республики постоянно. Полагаем, в данной коррупционной сети участвуют должностные лица акционерного общества и аффилиированных с ним компаний, по инициативе которых и создаются эти предприятия, участвующие в тендерах и переводящие финансовые средства за границу на доверенных лиц. Однако до суда дела не доходят, а должностные лица, виновные в отмывании финансовых средств, не несут никакой ответственности. Поэтому считаю правильным решение по возвращению прокуратуре возможности расследования уголовных дел, что позволит эффективнее бороться с правонарушениями.

- Как в связи с этим вы относитесь к введению уголовной ответственности юридических лиц за экономические, коррупционные и другие преступления, в том числе и на транспорте?

- Только поддерживаю. Кстати говоря, этот институт успешно функционирует во многих странах с развитой демократией, где к виновным юридическим лицам применяется весь спектр наказаний, начиная от штрафных санкций, лишения лицензий и заканчивая уголовной ответственностью. Введение этой ответственности в нашей стране, безусловно, положительно повлияет на состояние преступности во многих отраслях транспорта. Ведь не секрет, что некоторые юридические лица создаются именно для совершения разного рода хищений, особенно в сфере госзакупок. В этом случае привлечение к уголовной ответственности только физических лиц, директоров фирм или главных бухгалтеров не является решением проблемы, поскольку схема преступлений остается, меняются лишь исполнители.

- На транспорте особенно важны дисциплина, порядок, соблюдение законов, ведь речь идет о безопасности людей…

- Вы совершенно правы, и с этих позиций транспортные прокуроры нацелены на принятие мер, направленных на минимизацию нештатных ситуаций на транспорте. К примеру, проверяя соблюдение законности при ремонте подвижного железнодорожного состава, мы выявили случаи некачественного ремонта с использованием непригодных запасных частей, а также его выполнения предприятиями, не имеющими на то необходимых производственных мощностей и людских ресурсов. По этим фактам за год внесены 27 представлений об устранении нарушений законности, к дисциплинарной ответственности привлечены 27 ответственных работников, 23 - понесли наказание в административном порядке.

- Новой концепцией провозглашена двухвекторность политики уголовного наказания. С одной стороны, ужесточаются меры к рецидивистам, особо опасным преступникам, с другой - внедряются принципы гуманизации. Как это может отразиться на улучшении криминогенной ситуации?

- Прокуратура полностью поддерживает эти принципы, и в некоторой степени они уже реализуются в действующем законодательстве и на практике.

Вместе с тем принцип гуманизации является более широким понятием, нежели только смягчение ответственности. Здесь имеется в виду и оптимизация уголовного процесса и правосудия в целом.

Известно, каким громоздким и искусственно усложненным процессом являются в настоящее время следствие и судопроизводство. Зачастую для того, чтобы привлечь к ответственности лицо, признающее свою вину по очевидному правонарушению, затрачиваются немалые силы и средства по сбору не имеющих значения сведений, установлению свидетелей и очевидцев. Иной раз свидетелей на стадии дознания вызывают до пяти раз. Тем не менее в итоге многие доказательства оказываются утраченными, а само правонарушение или преступление на момент вынесения решения перестают быть общественно опасными.

И несмотря на то что в действующем законодательстве предусмотрен сокращенный порядок рассмотрения некоторых категорий дел, мне думается, что над этим вопросом нам предстоит еще много поработать. Нужно подумать и над введением института так называемой «сделки с правосудием», который применяется во многих западных странах и подразумевает под собой назначение виновному существенно более мягкого наказания при условии признания им своей вины. Кстати, проработка этого вопроса в настоящее время идет, и инициатива исходит от правоохранительных органов.

А эффект от этих мер не заставит себя долго ждать. Появится возможность более тщательно расследовать, к примеру, тяжкие и особо тяжкие преступления, будут разгружены суды, упростится и повысится качество работы государственных органов, рассматривающих административные дела. Это приведет и к экономии бюджетных средств, что немаловажно в условиях кризисного и посткризисного периода.

Ольга МАЛАХОВА,

Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии