Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

В столице Казахстана началось торжественное открытие комплекса «Казак Елі»

Фото : 20 октября 2009, 11:53

АСТАНА. 20 октября. КАЗИНФОРМ /Расул Бахамов/ - В столице началось торжественное открытие архитектурно-культурного комплекса «Қазақ Елі».

В торжественной церемонии его открытия принимает участие Премьер-Министр Карим Масимов, председатель Сената Парламента Казахстана Касым-Жомарт Токаев, аким Астаны Имангали Тасмагамбетов, депутаты Парламента РК, представители Правительства страны, маслихата города, Ассамблеи народа Казахстана, видные общественные деятели.

На площади собрались десятки тысяч казахстанцев разных возрастов и гостей столицы. В VIP-ложах - представители иностранных посольств и руководители основных религиозных конфессий страны.

На церемонии открытия аким Астаны И. Тасмагамбетов отметил, что сегодняшнее событие олицетворяет высокие достижения Казахстана, совершенные под руководством Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева за столь короткий исторический период. Он отметил, что прошлое страны неразрывно связано с сегодняшним днем и с будущим наших поколений.

«История сама выдвигает острые моменты неординарных личностей. Именно так, 20 лет назад во время развала империи время само выбрало лидером Нурсултана Назарбаева», - сказал И. Тасмагамбетов.

Сегодня Президент является символом независимости Казахстана и имеющие достижения страны по праву можно считать достижением Главы государства, сказал аким столицы. В своей речи И. Тасмагамбетов отметил, что комплекс «Қазақ Елі» воплотил в себе памятные даты истории Казахстана: как древних времен - то, что создано предками, так и олицетворение мечты будущих поколений. Отмечая, что сегодняшнее событие является эпохальным явлением, в своей речи аким Астаны отметил, что в комплексе олицетворены 4 важнейшие ценности. Это - политическая стабильность, межнациональное согласие, экономический прогресс и высокое духовное развитие.

Сегодня архитектурно-скульптурный комплекс «Казак Елi» в Астане во всей своей красе предстанет перед казахстанцами. В столице Казахстана формируется особый архитектурный стиль, который в будущем может стать основой для отечественного градостроительства. Выступая на торжествах, посвященных десятилетию Астаны, Глава государства Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что новая столица республики призвана стать примером новаторской архитектурной и ландшафтной эстетики.

В проекте нового центра на левобережье города его разработчикам виделась динамичная ось, которая определяла вектор движения подобно летящей стреле. Вдоль этой «стрелы» нынче располагаются главные улицы и важнейшие объекты столицы, воплощающие архитектурные особенности как Европы, так и Азии.

В середине «древка» находится ставший визитной карточкой Астаны уникальный архитектурный объект - «древо жизни» Байтерек. «Наконечник» символической стрелы - это знаменитое архитектурное творение Нормана Фостера - Дворец Мира и Согласия, пирамида, олицетворяющая гармонию и созидательные законы природы.

Наконец, венчает ось величественный монумент «Казак Елi».

Общая территория комплекса составляет 5,2 га. Высота монумента - 91 м - напоминает о 1991 годе, когда Казахстан стал независимым государством. На вершине стелы установлена священная птица Самрук, чей образ демонстрирует стремление казахстанцев к дальнейшему развитию и процветанию.

Архитектурно-скульптурный комплекс призван отразить страницы истории Казахстана - от сако-скифского периода до современности. Исторически территория нашей страны является местом пересечения и взаимодействия цивилизаций, культур и религий, земли Казахстана стали своеобразным мостом между Востоком и Западом. Монумент «Казак Елi» - это дань уважения всему народу, в течение многих веков отстаивавшему родную землю, свою свободу и независимость.

По инициативе Союза градостроителей Казахстана комплекс «Казак Елi» дополнен новыми скульптурными композициями - четырьмя многофигурными бронзовыми рельефными композициями высотой 6,5 м - «Первый Президент и народ Казахстана», «Мужество», «Созидание», «Будущее», а также скульптурной группой, состоящей из центральной фигуры высотой 5,5 м и окружающих ее 11 бронзовых статуй высотой 3,75 м. Сюжетом каждого из рельефов были избраны основные нравственные приоритеты и ключевые исторические вехи казахской государственности.

Группу скульпторов возглавил Нурлан Далбай, архитекторами проекта выступили Сарсембек Жунусов, Бахтыбай Тайталиев, Ерлан Жакыпбеков.

Авторы стремились дать выверенное пластическое выражение общих философских категорий, идеалов исторического прошлого и современной эпохи, примечательной своими грандиозными свершениями. Общая монументальность замысла отражена в масштабе рельефных композиций и скульптур, в максимально ясном и обобщенном формальном решении. Каждый рельеф посредством условно-символического языка акцентирует внимание на опорных моментах исторической судьбы казахского народа.

Как говорят скульпторы, заказ был очень крупный и выполнен в сжатые сроки. Над проектом трудилась большая группа художников, известные и авторитетные мастера, чьи произведения украшают сегодня казахстанские города и села. Это выпускники Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина Нурлан Далбай и Болат Досжанов, скульптор-монументалист, воспитанник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. Мухиной Мурат Мансуров, скульптор и литейщик Мирлан Азмаганбетов, Тохтар Ермеков, на которого легла основная нагрузка по изготовлению рабочих моделей, Аскар Есенбаев, достойно представляющий Казахстан на международной арене, а также Нурлан Болатбеков, Бекежан Альбосынов, Нариман Утемисов, Сабурбек Конарбаев, Даурен Досмагамбетов, Николай Ким, Ерлан Шалбаев. Сложно назвать всех участников проекта, так как за каждым мастером стоят пять-шесть подмастерьев, - выпускников и студентов художественных вузов, чей вклад также важен и значителен.

- Мы работали 24 часа в сутки, ели и спали прямо в мастерских, - рассказывает скульптор Мурат Мансуров, осуществлявший руководство художественной частью работы в Астане. - Рельефы делались в Алматы, на каждом были задействованы по 20-30 человек, скульптуры создавались в Астане и Караганде, где трудились порядка тридцати одних только литейщиков. Процессом литья в столице руководил директор ТОО «Казхудфонд», опытный производственник Умиртай Адамов.

- Конечно, это не первый заказ, выполненный нами для Астаны, - говорит Умиртай Олжанович. - «Казхудфонд» занимается скульптурно-техническим и литейным производством. Мы изготавливали памятник Алие Молдагуловой, Мустафе Кемалю Ататюрку, полюбившихся горожанам архаров на мосту и другие объекты городской скульптуры. Однако монумент «Казак Елi» стал для нас особенно ответственным и запоминающимся проектом. Он посвящен нашему молодому независимому государству, и участвовать в создании «Казак Елi» - большая честь для каждого казахстанца.

В разговоре со скульпторами зашла речь и о том, как создавались образы наших предков и современников, есть ли у них прототипы?

- Нет, портретного сходства искать не следует, - улыбается Мурат Мансуров. - Мы «рассказывали» историю нашего народа. Вот, например, боксер. Прототипом мог стать и Василий Жиров, и Бекзат Саттарханов, и Серик Конакбаев. Но ведь, может быть, он - будущая звезда спорта, которому еще предстоит прославить нашу родину.

В Алматы над рельефами работал Даурен Досмагамбетов, сын известнейших отечественных скульпторов Тулегена Досмагамбетова и Ольги Прокопьевой.

- Сейчас нельзя «просчитать», кто какой «кусочек» делал. «Казак Елi» - очень объемный проект, а скульптуры не делаются сразу от начала до конца, они ведутся параллельно, - отмечает Даурен Досмагамбетов. - Увеличение шло по рабочим моделям, которые глубоко и точно проработал Нурлан Далбай. Пожалуй, мне запомнился рельеф, где изображены певцы, музыканты, танцоры. Мы старались передать красоту человека, его одухотворенность, легкость движения, показать преемственность культуры Казахстана, ее органичность и энергию.

Монумент «Казак Елi» отражает новый этап становления монументального искусства Казахстана: мастерство творцов, соединившись с высокой художнической идеей, демонстрирует их человеческую целостность, гражданскую зрелость, любовь к родной культуре, умение соединить в скульптуре прошлое и настоящее, заставить каждого человека задуматься о будущем - и собственном, и своей родины.

…Изготовление эскизов и рабочих моделей, лепка, увеличение, формовка, литье, монтаж и корректировка, обработка и тонировка… Даже простое перечисление процессов, сопровождающих «движение» произведения искусства от замысла к воплощению, займет не одну строку, и за каждым - десятки людей, увлеченных общим делом и едиными задачами - воплотить в бронзе символ Независимости Казахстана, создать монумент, отражающий стержневые ценности казахстанского общества и достойно представляющий казахстанское монументальное искусство в мире.

Также создатели проекта подчеркивают, что масштабный заказ был выполнен на отечественных предприятиях: «Казхудфонд» в Астане, Карагандинский художественный комбинат, фирма «Максат» на заводе им. С. Кирова в Алматы, фирма «Арканат» из Талгара.

- Нити прошлого и будущего независимого Казахстана соединятся в архитектурно-скульптурном комплексе «Казак Елi», символизируя силу и мощь молодого государства, - отмечает Мурат Мансуров. - Открытие этого монумента - знаковое событие для нашего государства.

Наталья ГАПОНОВА

Видео с телеканала «Алматы»


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии