Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Доклад Министра финансов Республики Казахстан Жамишева Б.Б. на заседании Правительства Республики Казахстан «Об итогах исполнения государственного бюджета за 9 месяцев 2009 года и задачах на четвертый квартал текущего года» (Астана, 17 октября 2009 года)

Фото : 20 октября 2009, 19:04
О ходе реализации Закона Республики Казахстан



Құрметті Кәрім Қажымқанұлы!

Шақырылғандар!

2009 жылғы 9 айда мемлекеттік бюджеттің атқарылу қорытындылары туралы баяндауға рұқсат етіңіздер. Мемлекеттік бюджеттің атқарылуы жөніндегі неғұрлым толық ақпарат үлестірме материалдарда баяндалған.

Жалпы көрсеткіштер: 2009 жылғы 9 айда қарыздардың түсуін есепке алмағанда мемлекеттік бюджетке түсетін түсімдер 2 578,0 млрд. теңгені құрады және есепті кезеңге арналған жоспардың 94,9%-ына атқарылды, қарыздарды өтеуді есепке алмағанда мемлекеттік бюджеттің шығыстары 2 817,1 млрд. теңгені құрады немесе есепті кезеңге арналған төлемдер бойынша жоспардың 91,8%-ына атқарылды. 352,8 млрд. теңге сомасында жоспарланған тапшылық кезінде іс жүзіндегі тапшылық 240,2 млрд. теңге сомасында қалыптасты.

Исполнение доходов.

Доходы государственного бюджета исполнены на 94,9%, или в поступило 2 575,6 млрд.тенге, в том числе налоговые поступления выполнены на 103,0%, в основном за счет поступлений по налогу на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога.

Несмотря на новые условия налогового режима (снижение ставки, пересмотр сроков уплаты) доходов в государственный бюджет поступило ровно столько же, сколько и в аналогичном периоде прошлого года приведенный в условия текущего года. Ожидаемый эффект от облегчения от налогового бремени не дополучен в связи с замедлением темпов роста экономики.

Корпоративного подоходного налога поступило на уровне прошлого года, если смотреть текущее исполнение, то план по КПН перевыполнен на 6,8 млрд.тенге.

В сравнении с аналогичным периодом 2008 года по НДС на ТВП поступило на 21,1% меньше. На снижение темпа поступления НДС на ТВП повлияло также увеличение суммы возмещения. За отчетный период возмещено 162,4 млрд.тенге (в том числе по дебетовому сальдо - 40,1 млрд.тенге), что на 11,7 млрд.тенге больше аналогичного периода прошлого года, сумма к возмещению составила 239,3 млрд.тенге. Следует отметить, что внедренная в текущем году Система Управления Рисками (СУР) исключает риски неправомерности возврата из бюджета превышения сумм НДС, поскольку каждый налогоплательщик тестируется по критериям СУРа.

Таможенных платежей и налогов поступило в сумме 427,2 млрд.тенге, или план исполнен на 92,9%. Неисполнение плановых показателей сложилась в основном за счет НДС на импорт, на объем поступлений, которого в значительной мере влияет объем импорта, снижение которого составил 25,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вместе с тем, за отчетный период план перевыполнен по таможенным пошлинам на вывозимые товары на 33,2 млрд.тенге, вследствие уплаты в бюджет доначисленных сумм от экспортной таможенной пошлине на сырую нефть в сумме 38,7 млрд.тенге, по результатам проверок.

Доходы местных бюджетов за 9 месяцев 2009 года составили 1 586,7 млрд. тенге, или 99,1 % к плану. План по доходам местного бюджета не исполнен следующими регионами: г. Астана (88,3%), Павлодарской (97,4%), Акмолинской (97,7%), г. Алматы (98,5%), Северо-Казахстанской (98,8%), Восточно-Казахстанской (99,4%), Мангистауской (99,6%), Костанайской (99,7%), Жамбылской областей (99,9%).

Основное неисполнение плана наблюдается по поступлениям трансфертов (35,8 млрд.тенге), социальному налогу (3,3 млрд.тенге, в связи сокращением рабочих мест из-за снижения объемов производимых работ, услуг), поступлений от продажи гражданам квартир (1,7 млрд.тенге в основном сложилась по г.Астане в связи с несвоевременной сдачей объектов жилья по Государственной программе жилищного строительства строительными компаниями) и по поступлениям от продажи земельных участков (1,9 млрд.тенге основное неисполнение плана по г.Алматы в связи с ограничением земельных участков выставляемых на аукцион, отменой земельной комиссией города Алматы ранее принятых заключений о предоставлении земельных участков для строительства объектов с изъятием для государственных нужд, а по Акмолинской, Алматинской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской, Южно-Казахстанской областям план не исполнен в связи уменьшением числа заявителей на аукционах из-за увеличения базовых ставок платы за земельные участки).

Несмотря на неисполнение плана по доходам местных бюджетов наблюдается перевыполнение по следующим поступлениям:

- акцизы выполнены на 103,8%, или поступило 28,1 млрд.тенге, за счет увеличения объемов реализации алкогольной, табачной продукции.

- поступления за использование природных и других ресурсов выполнены на 111,4%, за счет крупных поступлений по плате за эмиссию в окружающую среду, поступившие за сверхлимитные выбросы в окружающую среду от природопользователей, осуществляющих свою деятельность в порядке специального природопользования.

По результатам исполнения 9 месяцев т.г. ожидаемое поступление доходов государственного бюджета за 2009 год в целом сложится в сумме 4 821,2 млрд.тенге, или 98,5% к уточненному плану. При этом доходы республиканского бюджета будут не исполнены на 71,5 млрд.тенге, из них налоговые поступления - 86,5 млрд.тенге. Неисполнение плана в основном сложится по таможенным платежам и налогам.

О недоимке по налогам: По состоянию на 1 октября 2009 года недоимка по налогам и платежам в бюджет в целом по республике составила 105,9 млрд.тенге, по сравнению с началом года недоимка увеличилась на 25,0 млрд.тенге в связи с доначислением сумм по актам проверок налоговых органов. Наибольший удельный вес недоимки сложилась по корпоративному подоходному налогу - 53,2 млрд.тенге, НДС на ТВП - 35,3 млрд.тенге.

Недоимка по обязательным пенсионным взносам в накопительные пенсионные фонды по состоянию на 1 октября 2009 года составила 5,4 млрд.тенге, по сравнению с 1 января 2009 года увеличена на 1,4 млрд.тенге или на 36,7%. При этом, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года поступления по обязательным пенсионным взносам выросли на 11,5%, что связано с созданием новых рабочих мест в рамках Дорожной карты и увеличением фонда оплаты труда.

Активы Национального фонда Республики Казахстан на отчетную дату составили 4 052,2 млрд.тенге, перечислено поступлений в сумме 1 657,6 млрд. тенге (что на 359,2 млрд.тенге больше аналогичного периода прошлого года), в том числе прямых налогов от предприятий нефтяного сектора - 868,2 млрд. тенге.

Состояние заимствования

За отчетный период Министерство финансов Республики Казахстан разместило государственные эмиссионные ценные бумаги на сумму 477,4 млрд. тенге, в том числе краткосрочные 11 % от общего объема размещения, среднесрочные 32 %, долгосрочные с фиксированной доходностью 34 % и долгосрочные сберегательные ценные бумаги индексированные к уровню инфляции с фиксированной маржой 22 %.

Теперь, вкратце по исполнению расходов

По отчетным данным сумма неосвоения бюджетных средств на 1 октября текущего года по республиканскому бюджету составила 142,6 млрд.тенге, в том числе по текущим бюджетным программам - 56,6 млрд.тенге и бюджетным программам развития - 86,0 млрд.тенге.

За отчетный период администраторы республиканских бюджетных программ не приняли обязательства на сумму 347,9 млрд.тенге, из них по расходам, по которым требуется проведение процедур государственных закупок, заключения договоров, в органах казначейства не зарегистрированы обязательства на сумму 97,8 млрд.тенге. В целом до конца финансового года администраторам необходимо принять обязательства на сумму 906,5 млрд.тенге, из них на сумму 120,4 млрд.тенге зарегистрировать обязательства в органах казначейства.

О состоянии исполнения расходов местных бюджетов

Расходы местных бюджетов (без учета погашения займов) по предварительным данным составили 1 528,0 млрд.тенге, или 93,7% к плану финансирования на отчетный период в сумме 1 630,9 млрд.тенге, темп роста по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 111,3%. Сумма неосвоения бюджетных средств по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась на 52,3 млрд.тенге и составила 102,9 млрд.тенге. Наибольшая сумма неосвоенных бюджетных средств наблюдается по следующим регионам: г.Астана - 59,6 млрд.тенге, г.Алматы - 5,7 млрд.тенге, Акмолинская область - 5,4 млрд.тенге, Южно-Казахстанской - 4,8 млрд.тенге, Кызылординская область - 4,4 млрд.тенге, Восточно-Казахстанская - 4,1 млрд.тенге, Павлодарская область - 3,8 млрд.тенге.

По функциональным группам наибольшие суммы неосвоения приходятся на жилищно-коммунальное хозяйство - 42,1 млрд. тенге, здравоохранение - 15,1 млрд. тенге, культура, спорт, туризм и информационное пространство - 11 млрд. тенге, образование - 10,3 млрд. тенге, топливно-энергетический комплекс - 8,6 млрд. тенге, транспорт и коммуникация - 6,2 млрд. тенге. Здесь же отмечу что до конца финансового года местным исполнительным органам предстоит принять обязательства по расходам местных бюджетов (без учета целевых трансфертов) на сумму 220,4 млрд.тенге. Учитывая что до конца финансового года остается чуть больше 2-х месяцев рекомендую местным исполнительным органам произвести уточнение местных бюджетов с учетом оценки исполнения за 9 месяцем в целях эффективного использования бюджетных средств.

Об исполнении целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета

Объем финансовой помощи оказываемой регионам в виде целевых трансфертов в текущем году составляет 731,9 млрд.тенге или в 1,5 раза больше чем за истекший финансовый год. За отчетный период из республиканского бюджета перечислено целевых трансфертов местным исполнительным органам в сумме 542,3 млрд.тенге. Местными исполнительными органами приняты обязательства на сумму 642,1 млрд.тенге, использованы 499,2 млрд.тенге, или 92,1%. Неисполнение составило 43,1 млрд. тенге, из них по целевым текущим трансфертам в сумме 9,6 млрд.тенге, по целевым трансфертам на развитие в сумме 33,4 млрд.тенге.

Основная сумма неосвоения приходится на трансферты, администрируемые следующими администраторами:

- Агентство по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства - 27,6 млрд. тенге, из них:

- на строительство и (или) приобретение жилья государственного коммунального жилищного фонда - 14,5 млрд.тенге, из них основная доля приходится городу Астане - 13,6 млрд.тенге по причине отставания подрядчиков от графика производства работ и отработкой вопроса по включению инженерно-коммуникационной инфраструктуры в стоимость строительства одного квадратного метра жилья;

- на развитие, обустройство и (или) приобретение инженерно-коммуникационной инфраструктуры - 6,9 млрд.тенге, из них по Алматинской области 2,1 млрд.тенге, в связи с отсутствием генплана застройки городов задерживается экспертиза технико-экономического обоснования и разработка проектно-сметной документации, по городам Алматы и Астана соответственно 1,4 млрд.тенге и 1,2 млрд.тенге, в связи с поздним перечислением Агентством сумм целевых трансфертов.

- транспорта и коммуникаций - 4,0 млрд. тенге, из них:

- на развитие транспортной инфраструктуры - 1,5 млрд. тенге, из них по г. Астана - 1,4 млрд.тенге по причине непредставления актов выполненных работ, в том числе на реконструкцию проспекта Богенбая на участке от улицы Сарыарка до транспортной развязки на Северном объезде - 0,5 млрд.тенге;

на строительство магистральной дороги по улицам Угольная №14, №12 и Бейсековой - 0,3 млрд.тенге.

- на капитальный и средний ремонт автомобильных дорог областного и районного значения и улиц города Астаны -1,2 млрд.тенге, из них по г.Астане - 1,1 млрд.тенге по причине непредставления актов выполненных работ;

По информации местных исполнительных органов ожидаемое неисполнение составит 24,1 млрд.тенге, из них 1,9 млрд. тенге - экономия по госзакупкам, 10,5 млрд. тенге - предложено на уточнение, на сумму 11,7 млрд. тенге - необходимо продление договоров в следующем финансовом году. Из регионов наибольшее неосвоение ожидается по городу Астане - 14,9 млрд. тенге, Алматинской области - 2,9 млрд.тенге, г.Алматы - 1,5 млрд. тенге.

Если суммы неисполнения по бюджетным программам можно при уточнении бюджета перераспределить или сократить в соответствии с бюджетным законодательством, то дебиторская и кредиторская задолженность является сложившимся фактом нарушения бюджетной дисциплины. В целях недопущения дальнейшего роста дебиторской задолженности Министерством финансов внесены предложения по внесению изменений в Бюджетный кодекс, в части представления государственными учреждениями в органы казначейства подтверждающих документов при проведении платежей.

По итогам восьми месяцев т.г. дебиторская задолженность государственного бюджета составила 196,9 млрд.тенге, из них по республиканскому бюджету - 85,4 млрд.тенге или на 19,3 млрд.тенге меньше чем по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а по местным бюджетам дебиторская задолженность увеличилась на 30,9 млрд.тенге и составила 111,5 млрд.тенге.

Несмотря на общее снижение дебиторской задолженности по республиканскому бюджету сумма задолженности по отдельным администраторам значительно увеличилась, это министерства сельского хозяйства - 8,6 млрд.тенге, здравоохранения - 5,7 млрд.тенге, энергетики и минеральных ресурсов - 2,6 млрд.тенге. По местным бюджетам основная доля задолженности приходится городу Астане - 24,7 млрд.тенге.

По итогам восьми месяцев 2009 года кредиторская задолженность по государственному бюджету увеличилась на 0,7 млрд.тенге по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 16,2 млрд.тенге, в том числе по республиканскому бюджету задолженность снизилась на 1,6 млрд.тенге и составила 5,1 млрд.тенге, по местным бюджетам увеличилась на 2,3 млрд.тенге и составила 11,1 млрд.тенге.

О контрольно-ревизионной работе

За отчетный период проведено 6 626 контрольных мероприятий и по итогам контрольных мероприятий, восстановлено и возмещено в бюджет - 21,0 млрд.тенге из подлежащих восстановлению и возмещению 28,3 млрд.тенге. В правоохранительные органы для принятия процессуального решения направлено 1 630 материалов контроля на сумму 85,4 млрд.тенге. Наложено административных взысканий на 602 должностных лиц на сумму 40,0 млн.тенге и к дисциплинарной ответственности за допущенные нарушения привлечено 4 978 работников проверенных объектов контроля. Здесь же хочу отметить, что со следующего года работа Комитета финансового контроля и его территориальных инспекций будет изменена кардинально, т.е. будет переход от тотального контроля к точечному контролю объектов на основании системы управления рисками. Соответствующий проект правил по проведению внутреннего финансового контроля разработан и в ближайшее время будет утвержден приказом Министерства.

Завершая свое выступление, отмечаю, что не так много осталось времени до окончания финансового года и прошу администраторов бюджетных программ и местных исполнительных органов:

- обеспечить эффективную и результативную реализацию бюджетных программ;

- в срок до 1 ноября т.г. восстановить неиспользованные средства, полученные из резерва Правительства Республики Казахстан в установленным законодательством порядке. Местным исполнительным органам не допускать отвлечение средств, выделенных регионам в качестве целевых трансфертов из республиканского бюджета, на финансирование местных бюджетных программ.

Благодарю за внимание!


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии