Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Таможенный союз глазами таможенников

22 октября 2009, 11:38

О Таможенном союзе между Белоруссией, Россией и Казахстаном сказано немало. Но мнения эти в основном исходили от экономистов и политологов. Куда интереснее знать, что думают по этому вопросу сами таможенники. Ведь это им предстоит работать в новом формате.

А тут вдруг и оказия образовалась. В составе группы журналистов мы едем на «Коргас», делая по пути непродолжительную остановку в поселке ГРЭС, где расположен департамент Таможенного комитета по Алматинской области. Первая наша беседа - с заместителем руководителя ДТК по Алматинской области Александром Маляновым.

ЛИТЕР-Неделя: Хотелось бы выслушать мнение самих таможенников о Таможенном союзе. Начнем с того, что он собой представляет и какую выгоду несет?

А.М.: Таможенная служба на границе Казахстана с Россией прекратит свое существование. На границе останутся только пограничники. При перемещении товаров и транспортных средств контроля на границе со стороны таможенных органов не будет. Соответственно, перестанут взыскиваться таможенные платежи и оформляться таможенные декларации.

ЛИТЕР-Неделя: Но мы с вами знаем, что республиканский бюджет почти на пятьдесят процентов пополняется из таможенных поступлений. Не означает ли это, что по новой схеме мы понесем определенные потери?

А.М.: Нет, подождите. Мы имеем границу не только с Россией. Внешние границы у нас остаются. Грузы как перемещались, так и будут перемещаться. Если товар следует из Европы и растомаживается в Алматы, естественно, он будет облагаться соответствующими платежами. И то же самое с товарами из Китая.

ЛИТЕР-Неделя: А вообще, кто-то просчитывал выгоды от такого союза и вероятные риски?

А.М.: Я полагаю, прежде чем принимать такое решение, правительство давало поручение соответствующим министерствам и ведомствам для расчета положительных и отрицательных сторон соглашения. Я согласен с вами. Здесь нельзя сказать однозначно, что Таможенный союз несет только одни плюсы. Для производителей, скорее всего, это будет определенной нагрузкой. Увеличится конкуренция с российскими компаниями. Но для тех коммерсантов, которые занимаются бизнесом с Россией, естественно, это будет благо, как и для миллионов наших сограждан, пересекающих казахстанско-российскую границу.

Кроме того, я знаю, что в России таможенные правила намного жестче, чем в Казахстане. Наше законодательство в этом плане более либеральное. Поэтому нам бы хотелось знать, на основе каких положений будет выстроен Таможенный союз? Сами россияне признают, что тамо-женное дело в Казахстане находится на более высокой ступени развития.

ЛИТЕР-Неделя: Еще один вопрос. Вы говорите, что наши таможенные посты на границе с Россией оборудованы по последнему слову техники, они расположены в современных зданиях. В них вкладывались огромные деньги. Что будет завтра со всей этой инфраструктурой?

А.М.: Помещения перейдут в ведомство пограничной службы. К сожалению надо признать, в последние годы на обустройство таможен, расположенных на границе с Россией, вкладывались большие средства. Но правительство пришло к мнению, что создание Таможенного союза между нашими странами - шаг в правильном направлении. Поэтому, конечно, определенные потери тут будут.

ЛИТЕР-Неделя: Ваши слова меня невольно приводят к аналогии с «сухим законом» Горбачева-Лигачева и вырубленными в те годы виноградниками. Допустим, пройдет еще какое-то время и те же россияне посчитают Таможенный союз для себя невыгодным. Соответственно, произойдет его ликвидация, а таможню мы к тому времени порушим. У нас же это обычная история. Вы такого негативного развития событий не опасаетесь?

А.М.: Нет, здания никто разрушать не собирается. Они уйдут в ведомство пограничной службы. Поэтому можно сказать, что пограничной службе повезло.

Автобус с журналистами заворачивает на территорию центра делового сотрудничества «Даму». Здесь расположены огромные складские помещения, в которых поддерживается одинаковая температура в любое время года. Все механизировано, автоматизировано, сверкает свежей краской. Что называется - прощай СССР и его хмурые, полуобвалившиеся хранилища с гнилой картошкой, куда нас, помнится, ссылали от родных предприятий на ее переборку.

В центре «Даму» нам показывают светлый фешенебельный пункт растаможки товаров, работающий по принципу одного окна. Посетителей в это время дня всего три человека. Хотя, по заверениям самих таможенников, в иные дни бывает и больше. Главное - очереди нет.

И на то есть своя причина. Растаможка сегодня производится в трех режимах: зеленом, желтом и красном. И если вы как предприниматель никогда не нарушали законов Республики Казахстан, ни в чем противоправном замешаны не были, то и отношение к вам будет соответствующее. Вы (а в эту категорию входит большинство законопослушных граждан нашей страны) пройдете по зеленой дорожке упрощенного досмотра. Без всякой волокиты и бюрократизма... Хотя порой и в этой автоматизированной компьютерной системе срабатывает «генератор случайных цифр», оставляющий за таможней право на более тщательный досмотр вашего багажа.

Сложней проходить по желтой полосе. Ну и особо бдительно та- можня относится к тем предпринимателям, кому выпал красный билет. Здесь немаловажно то, какой товар вы везете. Как говорят сами та- моженники: «Можете через границу провозить хоть ядерную бомбу, лишь бы документы были в полном порядке».

Еще из нововведений на таможне - сейфпакеты и электронные штампы. Водитель-дальнобойщик Аскар Буратаев рассказывает: «Сегодня в пункте приема груза тебе выписывают документы, которые складываются в один полиэтиленовый запаянный пакет, разорвать который ты не имеешь права. Машина и прицеп пломбируются электронной пломбой, снять которую можно специальным прибором только в пункте конечной доставки. Экономятся время и деньги. И если раньше, бывало, нам, шоферам, приходилось собирать уйму бумаг, платя за каждую подпись из своего кармана, да еще и стоять сутками возле таможни, то теперь ничего этого делать не надо. Практически ты отвечаешь только за доставку груза. Остальное - уже не твои заботы. Да и милиция по дороге не останавливает. В Южно-Казахстанской области, помню, один ушлый гаишник, когда нынешние правила только вводились, меня остановил, говорит: «Открой кузов». А я ему отвечаю: «Сам открывай. Только вначале назови свою фамилию и имя». - «А тебе это зачем?» - «Да затем, - злюсь, - чтобы когда тебя, дурня, будут выгонять с работы за непроходимую тупость и самоуправство, твоему начальству легче было тебя найти». Не имеет сейчас права никакой полицейский досматривать машину, опечатанную электронной пломбой. В данном случае работает священный принцип - чужая собственность неприкосновенна».

Поздно вечером приехали в поселок Молодежный, что недалеко от таможенного поста «Коргас». Здесь нас ждал горячий ужин и отдых в гостинице.

В моем номере телевизор со спутниковой антенной. По НТВ передают футбол. Лига чемпионов. Играют казанский «Рубин» и итальянский «Интер». Татары ведут в счете - 1:0. И тут вдруг итальянцы забивают нелепый гол. «Рубин» усиливает натиск. «Интер» с трудом отбивается. Татары бегут еще быстрей. «Интер» окончательно выдохся. И только чудо спасает его от неминуемого поражения. Молодцы, татары! Болел, как за своих. Молодец, Курбан Бердыев!

Утро следующего дня выдалось солнечным и теплым. С гор веет прохладой. Воздух свежий. Настроение отличное. Едем на таможенный пост «Коргас», где нас к этому времени уже поджидает начальник поста полковник Талгат Ногаев.

ЛИТЕР-Неделя: Талгат Нурмагамбетович, мы спрашивали у ваших коллег, хотели бы спросить и у вас. С 1 января 2010 года между Казахстаном, Россией и Белоруссией будет существовать Таможенный союз. Но это, в свою очередь, требует унификации таможенных правил, работающих в наших странах. Чего следует в данном случае опасаться таможенникам Казахстана?

Т.Н.: За годы независимости казахстанские таможенные службы добились многого. Покажу на примере. Я в свое время работал в Мангистауской области. В Мангыстау двести пятьдесят сотрудников таможни закрывали в год двадцать пять тысяч таможенных деклараций. В то время, как в соседнем с нами Дагестане при штате сотрудников в 900 человек таможня оформляла всего пять тысяч деклараций в год.

Это происходило потому, что та-можня в соседней с нами Российской Федерации более жестко подходит к досмотру грузов, прибывающих из-за границы. Они буквально каждую машину, каждый кузов тщательно проверяют. У них существует пять стадий проверки багажа.

У нас же в 2007 году, по опыту прошлой работы, был принят приказ за № 462 «Об одноэтапном таможенном оформлении», согласно которому таможенные органы работают по «системе управления рисками».

Если предприниматель везет груз, те же ТНП, не представляющие угрозу для безопасности и экономики страны, зачем его дергать и дополнительно проверять? Мы, в отличие от россиян, исходим из такого принципа. В этом случае осуществляются, как правило, только выборочные проверки.

К примеру, скажем, задержали сотрудники финансовой полиции машину, вышедшую от нас. Обнаружили в кузове три лишних, незаявленных ящика помидоров. И говорят: «Во-о-т, вы допустили нарушение!» Тогда как здесь надо исходить из того, что в этот день мы пропустили семьдесят автомобилей. А если бы досконально проверяли каждую фуру, то количество машин, прошедших таможенный контроль, сократилось бы до десяти. Как говорится, почувствуйте разницу. Сколько денег мы сэкономили на увеличении транзита грузовых автомобилей! Так стоит ли из-за трех несчастных ящиков ставить на прикол семьдесят фур?

Спрашивается, почему изначально мы должны относиться к гражданам нашей страны, тем же предпринимателям, с подозрением? Почему, не имея на то оснований, мы должны их ставить на таможенный досмотр? И если в соседней России, с ее горячими точками, более правильным считают такой подход, я полагаю, нам это совершенно ни к чему. Стоит ли из-за одного нарушителя ущемлять в правах тысячи людей?

ЛИТЕР-Неделя: Да, но ведь такое лояльное отношение со стороны таможни может у некоторых предпринимателей породить чувство безнаказанности. Не боитесь этого?

Т.Н.: Нет. Такого практически не случается. В зависимости от степени риска мы товарные потоки подразделяем на три категории. И если мы видим возникновение угрозы, участившиеся нарушения по каким-то товарным позициям, мы принимаем соответствующие меры. Эти товары пойдут у нас по красному коридору, предусматривающему полный досмотр. Однако если системных нарушений не возникает, стоит ли из-за тех же трех ящиков помидоров, вывезенных с нарушениями правил, городить огород, теряя на этом миллионы тенге? Поэтому накануне создания Таможенного союза Казахстана с Россией и Белоруссией мы не мечтаем о чем-то несбыточном, хотелось бы нам сохранить те позиции, которые у нас сегодня существуют.

Серик МАЛЕЕВ, фото Айтжана МУРЗАНОВА, Алматы


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...