Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Казахстанское машиностроение находится в спячке

Фото : 23 октября 2009, 15:11

Сказать, что отечественное машиностроение переживает нелегкие времена, - значит ничего не сказать. Местное производство снижается, импорт растет, промышленность теряет кадры и интерес государственных инвесторов. Казахстанское машиностроение в спячке. О том, как его разбудить и чего это будет стоить, рассказал «&» гендиректор научно-технологического центра «Машиностроение» Скандербек Джолдасбеков.

- Скандербек Умирбекович, какова сегодня ситуация в машиностроительной отрасли?

- Машиностроение по всей республике давно находится в упадке, а в последние два года ситуацию, конечно, усугубляет кризис. Например, за восемь месяцев текущего года объем казахстанского производства в этой отрасли снизился на 21,5% по сравнению с показателями прошлого года. Вообще, после распада Советского Союза Казахстан, если не говорить об оборонном машиностроении, которое всегда было мощно развито, занял свою небольшую нишу в выпуске запчастей для сельскохозяйственной техники и нескольких продуктов тяжелого машиностроения. И проблема сейчас даже не в спаде, а в отсутствии всякого развития.

- Чем объясняется этот застой?

- Объясняется очень просто - уже более 10 лет отечественному машиностроению не уделялось никакого внимания. Оборудование, научно-технологическое оснащение этой отрасли находятся просто в патовой ситуации. Рабочие кадры машиностроителей утрачены - средний возраст специалистов давно перевалил за 60, а подготовка новых работников инженерно-технической отрасли только начала налаживаться. Затея с 12-летним образованием, кстати, чуть все не угробила. Но, к счастью, сейчас начали возрождаться ПТУ, фабрично-заводское ученичество, рабочее наставничество. В России и Казахстане увеличился поток студентов на технические специальности. Конечно, большую роль играет поддержка по грантам и по обеспечению госзаказа.

- Значит, все-таки есть надежда на возрождение отрасли?

- С этой точки зрения - возможно. Но в целом я бы не сказал, что отрасль подает большие надежды. Последние пять лет мы тешили себя надеждой на то, что Президент уделяет большое внимание машиностроению, в частности его научно-технологическому обеспечению. В его посланиях 2006 и 2007 годов были конкретные указания по развитию машиностроения. Президент ставит большие задачи, но вся проблема в том, что существующий исполнительный аппарат и люди, которые должны их реализовывать, не могут этого делать или не хотят. Говорят, виной всему кризис. Но настоящий кризис - это не беда непосредственно банков или промышленности, это, как сказал один умный человек, беда менеджмента. Ведь сейчас всем заправляют менеджеры. Но в таких отраслях, как тяжелая промышленность, чистым менеджментом ничего не решишь, такими вопросами должны заниматься узкие специалисты - индустриалы, технари.

- Но ведь есть какой-то потенциал у казахстанской тяжелой промышленности? Почему отечественное машиностроение столь непривлекательно для национальных и зарубежных инвесторов?

- Зарубежные инвесторы не станут вкладываться в любой, даже очень интересный и перспективный, казахстанский проект - это элементарный принцип волчьей стаи. Никто конкурентов себе плодить не будет, развивать чужое машиностроение никому не надо. Всем надо только, грубо говоря, сбагривать свою продукцию, и чем больше потребителей, тем, конечно, лучше.

- А что тогда, по-вашему, сможет привлечь внимание к проблеме машиностроения?

- В первую очередь нужно развивать инженерно-конструкторское и научно-технологическое содержание в машиностроительной отрасли. Причем в свое время был хороший термин: не выпуск товаров народного потребления, а выпуск средств производства. То, что гонят сейчас - это устаревшее оборудование по устаревшим технологиям. Но мы можем выпускать продукцию только за счет научно-интеллектуального содержания казахстанской промышленности.

- Можем, но не делаем?

- Есть некоторые направления казахстанского машиностроения, которые могут конкурировать с зарубежными производителями. Это в первую очередь отечественные разработки с высокой добавленной стоимостью - такая интеллектуальная собственность, ноу-хау, куда уходит не очень много сырьевых затрат. Но при этом, конечно, надо учитывать очень маленький рынок потребления в Казахстане именно машиностроительной продукции. Станки, оборудование, приборы… При всей нашей огромной территории, при всех наших богатствах у нас 16 млн человек, а это население одной Москвы. При такой обширной территории и таком малочисленном населении говорить о каком-то большом и стабильном спросе излишне.

В Казахстане есть чисто промышленные, машиностроительные разработки, большинство из которых не имеют аналогов в мире. Вместе с тем они требуют относительно небольших материальных и энергетических затрат и рабочей силы. Их, конечно, можно было бы использовать для потребления внутреннего рынка, но если в Японии или Китае налажен выпуск товаров миллионными партиями, то в Казахстане это должны быть небольшие партии очень дорогостоящего продукта, то есть спрос должен обеспечиваться эксклюзивностью, отсутствием аналогов. Это о внутреннем рынке. А в последнее время все больше разговоров ведется именно об экспортно ориентированной продукции. Но этого быть не может, особенно в скором времени. Ближайшая теоретически выполнимая задача для нас - это импортозамещение.

- А возможен ли какой-то альтернативный подход к развитию отечественного машиностроения? Слияние с какими-то зарубежными заводами, совместные выпуски продукции…

- Этот вопрос я уже не раз поднимал и сам, и коллегиально с различными организациями машиностроителей. У меня тесные контакты с киргизскими и российскими специалистами, и я знаю, что кое-какие вещи мы могли бы производить вместе, в рамках корпораций и совместных предприятий. Но это должно решаться, как минимум, на уровне правительства, потому что иначе нам просто не дадут работать. Таможенные барьеры пока не открыты, межправительственного соглашения нет, а значит, все будет облагаться такими высокими налогами, что, действительно, дешевле будет покупать.

- Какова же судьба вашего предложения?

- Его судьба довольно печальна. Суть в том, что в Министерстве индустрии и торговли не осталось ни одного индустриала. Там люди знают, что и как купить и продать, но они не понимают, что рентабельность нашей продукции не может быть такой же, как от другого товара, - три месяца. В среднем это около двух лет. А сейчас все планы и проекты однодневные. Только в прошлом году было решено планировать промышленные программы на 3-5 лет, до этого времени окупаемость проекта была установлена на 12 месяцев. Так промышленность, мягко говоря, загубили. Машиностроение не может давать такие легкие и быстрые деньги - это не нефть, не зерно и не сырье.

- Какой срок вы бы дали отечественному машиностроению на воплощение в жизнь всех перечисленных перспектив?

- Если работать хорошо, то года три. Если работать, как сейчас, то минимум еще лет 20 будем сидеть в том же положении. Ведь главное, что есть люди, желающие поднять отрасль, что-то делать. Но у них нет возможностей - ни организационных, ни финансовых.

Яна Задорожная


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии