Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

На рынке топлива в Казахстане сложилась олигополия

Фото : 27 октября 2009, 12:02

Алматы. 26 октября. КазТАГ - Последний месяц в Казахстане увеличивается дефицит бензина на розничном рынке. Пытаясь расследовать сложившуюся ситуацию, агентство КазТАГ обратилось за содействием не только в крупные компании-поставщики топлива и государственные органы, но и к альтернативным источникам информации, в частности, к трейдинговым компаниям, поставляющим бензин и дизельное топливо на рынок Казахстана. В ответ на просьбу помочь разобраться в ситуации, агентству была направлена аналитическая записка, подготовленная в одной из компаний, которая позволяет не только понять, что же на самом деле происходит на рынке ГСМ в РК, но и увидеть существующие риски, которые будут дестабилизировать ситуацию в будущем.

Текст документа приводится ниже.

“Согласно данным министерства энергетики и минеральных ресурсов РК по состоянию на ноябрь 2008 года в Казахстане действовало 4350 АЗС всех типов. Трем крупным участникам - ТД КМГ, “Гелиос” и Sinoil - принадлежало порядка 700 АЗС. То есть, не более 12%.

Согласно методологии, принятой антимонопольными ведомствами США и стран Европы, индекс рыночной концентрации HHI (индекс Херфиндаля-Хиршмана, показывает уровень монополизации рынка) на розничном рынке ГСМ в РК составляет, оценочно, от 69 до 186 пунктов. Если HHI меньше 1000 пунктов, то рынок характеризуется как неконцентрированный. То есть, формально признаков монопольной власти на данном рынке нет.

Этого же мнения придерживается старший партнер юридической фирмы “Саят Жолши и Партнеры” Айдын Бикебаев. По его словам, доминантами на рынке ГСМ являлись три вертикально-интегрированные группы - ТД КМГ, “Гелиос” и Sinoil. Формально, считает г-н Бикебаев, на рынке нет сговора в том понимании, как его представляет правительство РК. Но эти три компании одновременно осуществляют добычу нефти, являются давальцами сырья, владельцами получаемого ГСМ, оптовыми компаниями, крупными операторами АЗС, аффилированными друг к другу и доминантами на оптовом рынке ГСМ.

Ключевым, в данном случае, является не розничный, а оптовый рынок ГСМ. Здесь показатель HHI составляет, оценочно, 1828 пунктов. Таким образом, оптовый рынок ГСМ можно назвать высококонцентрированным или олигополией. Согласно антимонопольному законодательству США в этом случае, как правило, дальнейшее слияние недопустимо при увеличении HHI на 100 пунктов.

Согласно предложению главы АЗК Мажита Есенбаева, оптовая торговля, возможно, будет выделена в самостоятельный рынок на законодательном уровне. Для этого агентством готовятся предложения о внесении в закон “О регулировании торговой деятельности” изменений в части выделения оптовой торговли в самостоятельный рынок. Пока это предложение касается лишь продуктов питания, но будущий законопроект не будет ограничиваться лишь одним товарным рынком и его действие будет распространено и на другие товарные рынки.

В случае, если ТД КМГ возьмет под оперативный контроль ТОО “Гелиос”, что возможно после официального завершения процедуры продажи ТОО “Мангистаумунайгаз”, которая является материнской компанией по отношению к ТОО “ПНХЗ” (Павлодарский нефтехимический завод), в пользу КМГ, индекс HHI на оптовом рынке ГСМ РК вырастет до 3000 пунктов. В этом случае государство должно взять под контроль оперативную деятельность монополиста и законодательно регулировать цены на товар крупнейших продавцов.

В Казахстане крупнейшим производителем и продавцом ГСМ является дочерняя компания Национальной нефтяной компании “Казмунайгаз” - ТОО “Торговый дом КМГ”. Опыт работы этой компании показал, что руководство ТД КМГ действует достаточно независимо от правительства РК, преследуя свои цели, которые афишируются весьма неохотно. Также ТД КМГ не стремится устанавливать справедливые с точки зрения потребителя цены на рынке ГСМ, несмотря на то, что о таком стремлении постоянно говорит правительство. Соответственно КМГ, в лице своего дочернего предприятия ТД КМГ, действует как частное предприятие, нацеленное на максимальное извлечение прибыли.

Опыт деятельности компаний при олигополии показывает, что работа крупнейших компаний определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях. Первая сила - это заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли через сговор. Вторая сила - это заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли. Возможность совместных действий в целях максимизации общей величины прибыли в отрасли приводит олигополистов к попытке сговора. Если им это удастся, то отрасль будет напоминать монополию.

Такую ситуацию на рынке ГСМ в РК можно было наблюдать начиная с 2005 года, когда на рынке определились три явных лидера- НК КМГ, ТОО “Гелиос” и конгломерат китайских компаний, объединенных CNPC. Вместе эти компании контролируют порядка 70% оптового рынка ГСМ. Исходя из исторических данных видно, что сговор в том или ином виде, гласно или негласно, существовал. В противном случае, если все фирмы ведут себя независимо, не сговариваются друг с другом, то все они будут получать более низкие прибыли, а рыночная цена упадет до конкурентного уровня. В случае с Казахстаном рост цен прекращался после вмешательства правительства и подписания меморандумов о поддержании определенного уровня цен.

Так, 4 ноября 2005 года правительство обязало НК КМГ и ТОО “Гелиос” снизить цены на ГСМ до уровня августа 2005 года, в том числе А-80 - до 47 тенге, АИ-92 - 59 тенге, дизельное топливо - 48 тенге.

Затем, 3 ноября 2008 года МЭМР заключило с производителями топлива меморандум о снижении цен на бензин и дизельное топливо. По информации главы МЭМР Сауата Мынбаева цена на бензин марки А-80 будет снижена до 60 тенге за один литр при текущей средней цене 84,5 тенге за литр (текущий курс - 119,84/$1). Цена бензина марок Аи-92-93 снизится с 96 тенге до 87 тенге за один литр, АИ-95-96 - со 109 до 100 тенге соответственно, зимнее дизтопливо подешевеет со 118-119 тенге/литр до 99 тенге/литр.

Таким образом, ситуацию на рынке ГСМ контролируют предприятия-олигополии, а не правительство страны. Согласно экономической теории, существует множество способов обеспечения выгод от олигополистического контроля рынка. Наиболее распространенные из них: слияние и поглощение. В случае с рынком ГСМ возможны сразу несколько сценариев развития событий.

В 1999 году, после судебного процесса с американской компанией CCL Oil Ltd , правительство РК передало 51% акций Павлодарского НПЗ ОАО “Мангистаумунайгаз” в качестве возмещения задолженности за поставленную в предыдущие годы нефть. После этого события начала активно развиваться сеть АЗС “Гелиос”. В настоящее время только эта компания пытается развивать собственный бренд бензина - “Eco Force”.

В настоящее время происходит перманентный процесс поглощения конкурирующих предприятий, в частности АЗС и нефтебаз. Так, руководство ТД КМГ неоднократно заявляло о намерении увеличить число собственных АЗС до 700 единиц, установлении контроля за 10% розничного рынка.

После покупки в ноябре 2005 года АО “ШНОС” китайской национальной компанией CNPC, на территории РК начали быстро появляться предприятия с китайским капиталом, владеющие сетями АЗС, формируемыми за счет скупки независимых АЗС. Таким образом, видно, что предприятия-олигополии действуют практически классически, поглощая конкурентов и создавая вертикально интегрированные системы с замкнутым производственным циклом.

Согласно информации, распространенной в январе 2009, года китайская CNPC также намерена стать совладельцем ТОО “Мангистаумунайгаз” (ММГ). Соответственно, конгломерат китайских компаний получит частичный контроль за деятельностью ПНХЗ, также они получат возможность выкупить часть АЗС сети “Гелиос”. Вполне вероятно, что CNPC действует в пику АО “Газпром-Нефть”, которое также желало бы выкупить часть ММГ. Пока непонятно, какое решение примет госхолдинг “Самрук”, которому подчиняется КМГ. Но вывод можно сделать однозначный - положение крупнейших компаний на рынке ГСМ будет только улучшаться.

Наиболее распространенные формы олигополистических объединений - картель и отраслевые холдинги. Картель - соглашение между производителями однородного товара о разделе рынка между ними и согласовании объемов продаж каждым из членов картеля. В картельном соглашении могут оговариваться единые для всех его участников уровни цен и условия продаж покупателям, что имеет своей целью максимизацию прибыли. Это сценарий наблюдается в РК в настоящее время.

Возможно также создание отраслевых холдингов, при этом происходит скупка контрольных пакетов конкурирующих фирм и установление, благодаря этому, над ними экономического контроля с целью проведения единой олигопольной политики продаж и цен. В отношении Казахстана такой сценарий маловероятен, так как для его развития необходимо развитие фондового рынка. В РК же основная часть предприятий создана в форме ТОО и управляется владельцами.

Факторы, делающие сговор вероятным, также показывают, что развитие рынка может пойти по данному пути. Так, вероятность сговора выше, когда правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничения объема производства. Как было показано выше, правовая система РК пока не может предотвратить создание картеля.

Вероятность сговора выше, когда ограничено количество фирм, причастных к нему. Когда в некое дело вовлечено множество лиц, договориться труднее; труднее и выявить нарушения в рамках договорного соглашения. Однако если продавцов всего несколько, то все они находятся в поле зрения друг друга, и в этом случае вероятность того, что обман выявится, выше. Следовательно, высокая концентрация продавцов делает сговор более вероятным, но ни в коем случае не обязательным.

Вероятность сговора выше в том случае, когда фирмам легко договориться о наилучших совместных действиях и когда соглашение такого рода должно достигаться лишь время от времени. Так, например, быстрые изменения в издержках или объемах спроса требуют частых пересмотров договорных соглашений. Следовательно, изменения по издержкам возможны лишь при резких колебаниях цен на ГСМ. Объем спроса достаточно стабилен и колеблется в основном в зависимости от времени года.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- рынок ГСМ подвержен риску сговора крупнейших игроков, которые стремятся максимизировать только свои прибыли, не считаясь с интересами других игроков на рынке;

- это создает риски недружественного поглощения более мелких предприятий более крупными игроками;

- картельный сговор, явный или неявный, может способствовать установлению цен выгодных только крупных игрокам;

- как следствие, возможны “ценовые войны”, которые будут развязаны более крупными игроками, имеющими необходимые ресурсы для их проведения;

- в случае если такой негативный сценарий состоится, то крупнейшие игроки получат возможность контролировать рынок ГСМ полностью, тогда как более мелкие предприятия, будут вынуждены подчиняться всем требованиям, выдвигаемым монополистами;

- правительство РК показало, что оно неспособно контролировать развитие рынка ГСМ и оперативно реагировать на происходящие изменения.

Все это создает предпосылки для создания независимого отраслевого объединения. Закон РК “О частном предпринимательстве” от 31 января 2006 года №124-III предполагает, что предприятия одной отрасли могут создавать объединения субъектов частного предпринимательства. Подобные объединения, в соответствии со статьей 25 данного закона получают возможность аккредитации при МЭМР РК, делегировать своих представителей в экспертные советы при МЭМР РК и акиматы областей. В случае создания ассоциации, участники рынка ГСМ будут способны проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы отрасли, получать постоянную информацию о деятельности МЭМР, защищать интересы предприятий отрасли, получить доступ к статистическим, материально-техническим и информационным ресурсам и другим инструментам государственной поддержки частного предпринимательства.

В настоящее время наиболее активным объединением предприятий, действующий на рынках ГСМ в странах СНГ является Российский топливный союз (РТС). Это основное лобби, защищающее интересы игроков на рынке моторного топлива в России

Согласно информации, представленной на сайте Союза, РТС был учрежден в октябре 1998 года в Москве. Примечательно, что создание РТС поддержали исполнительные органы власти ряда субъектов РФ, комитеты госдумы: по энергетике, транспорту и связи; по бюджету и налогам; по обороне; по экономической политике и предпринимательству, а также минэнергетики России.

РТС рассматривается его участниками как организационный механизм, способный последовательно проводить политику по созданию и совершенствованию условий, необходимых для продуктивной работы предприятий, занятых в сфере реализации, хранения и транспортировки нефти, нефтепродуктов и газа”.

***

Есть и другие причины создания дефицита ГСМ на рынке РК. Ниже приводится экспертное мнение сотрудника данной компании, пожелавшего остаться неизвестным, который дает свою точку зрения на происходящее.

“Дефицит топлива во многом сложился из-за экспортной политики Казахстана”, - считает эксперт компании. Сегодня в РК действует таможенный режим максимального благоприятствования экспорту нефти. Размер экспортной пошлины 1 тонны нефти составляет $40. Для сравнения, в России размер экспортной пошлины составляет $250.

Этот тариф начал действовать в Казахстане с начала 2009 года, в период максимального снижения цен. Его целью было максимальное увеличение объема экспортных платежей, что в свою очередь должно было поддержать государственный бюджет. В результате, это резко сократило предложение нефти для казахстанских НПЗ. Что, в итоге, и привело к сокращению предложения ГСМ на рынке.

По некоторым данным, наиболее активно в РК действовали российские компании, которые активно вывозили сырую нефть из страны, в частности из Кызылординской области. Исчезновение крупных поставок нефти для такого предприятия как “ПетроКазахстан Ойл продакт” (ШНОС - КазТАГ), связанного толлинговыми соглашениями, привело к резкому сокращению производства топлива на этом НПЗ, что также способствовало созданию дефицита топлива, уверен эксперт.

Адиль УРМАНОВ

Астана. 26 октября. КазТАГ - Адиль Урманов. Сентябрь и октябрь стали периодом потрясений на рынке горюче-смазочных материалов (ГСМ) в Казахстане. Жесткими мерами правительство и антимонопольные ведомства сумели более-менее урегулировать ситуацию. О причинах кризиса и инструментах регулирования рынка агентству КазТАГ рассказал ответственный секретарь агентства Республики Казахстан по защите конкуренции (АЗК) Нурлан Абди:

***

- Как вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка ГСМ? Является ли он конкурентным или монополизированным? Почему это произошло? Считаете ли вы, что работа агентства в этом направлении успешна?

- На сегодняшний день оптовый рынок ГСМ является монополизированным несколькими компаниями, а именно группой “ПетроКазахстан”, ТОО “Гелиос”, АО “Торговый дом “КазМунайГаз”. Розничный рынок ГСМ в регионах республики является конкурентным.

Относительно работы АЗК в данном направлении необходимо отметить, что агентство является государственным органом, осуществляющим руководство в области защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности на соответствующих товарных рынках и защиты законных интересов потребителей. Основной задачей антимонопольного органа является создание необходимых условий для развития конкуренции.

По итогам проведенного анализа агентством основные поставщики бензина и дизельного топлива, такие как “Торговый Дом “КазМунайГаз”, “Торговый Дом “ПетроКазахстан”, “ПетроКазахстан КумкольРесорсиз”, “Гелиос”, “Тургай Петролеум”, Sinooil, “Достык Мунай-Бейс” и “Петрочайна Интернешнл Казахстан” включены в государственный реестр субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение в Казахстане по реализации бензина и дизельного топлива. Их цены регулируются агентством согласно закону “О естественных монополиях и регулируемых рынках”.

Агентством проведен анализ ситуации на рынке нефтепродуктов. В результате установлены следующие причины роста цен на данном рынке.

Ежегодно около 45% перерабатываемой нефти в РК импортируется из России. Кроме того, объемы внутреннего производства высокооктанового бензина не покрывают потребности рынка, в связи с чем Казахстан импортирует из России около 30% высокооктанового бензина от общего объема внутреннего рынка.

За 9 месяцев 2009 года произведено 1872,7 тыс. тонн бензина, что меньше на 1,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В августе произведено 253,06 тыс. тонн и в сентябре 241,13 тыс. тонн бензина, что больше аналогичных периодов прошлого года на 29% и 15% соответственно.

Объем экспорта бензина за 9 месяцев текущего года составил 128,6 тыс. тонн бензина, что меньше аналогичного периода прошлого года на 4%, в том числе в августе 19,2 тыс. тонн и в сентябре 14,3 тыс. тонн. При этом, в прошлом году с июля действовал запрет на экспорт бензина.

Объем импорта бензина за 9 месяцев этого года составил 631,6 тыс. тонн бензина, что меньше на 22,4% аналогичного периода прошлого года. При этом, в августе импортировано 61 тыс. тонн и в сентябре 39,4 тыс. тонн, что меньше аналогичных периодов прошлого года на 20,6% и 71,4% соответственно.

В результате чего объем поставок бензина на внутренний рынок в сентябре по сравнению с сентябрем прошлого года сократился на 81,3 тыс. тонн, или на 23,4% (с 347,5 тыс. тонн до 266,2 тыс. тонн).

В сентябре импорт бензина по сравнению с августом сократился на 35%, в том числе по бензину А-80 на 182%, Аи-92 на 52%, Аи-96 на 2,7%.

Более того, отмечено повышение цен на импортируемый бензин у российских поставщиков, к примеру, средняя стоимость бензина А-80 в сентябре по сравнению с августом увеличилась на 8,2%, Аи-92 на 9,7%, Аи-96 на 3,4%, Аи-98 на 3,3%.

Следует также отметить, что цена импортируемого бензина А-80 из России без учета таможенных платежей, НДС, акциза и иных затрат в среднем на 35% выше, чем оптовые цены отечественных поставщиков, Аи-92 - на 19%. В результате на внутреннем рынке образовался дефицит, что привело к повышению цен на нефтепродукты на внутреннем рыке.

АЗК проводится работа по стабилизации рынка ГСМ. Так в результате принятых мер агентства и акимата Южно-Казахстанской области ситуация с ценами ГСМ в этом регионе стабилизировалась, и в настоящее время цены в ЮКО вернулись на уровень цен июля. В настоящее время территориальными подразделениями агентства проводятся расследования в отношении субъектов рынка, действующих на рынке нефтепродуктов на предмет соблюдения норм антимонопольного законодательства.

Нами ежедекадно анализируются объемы переработки нефти, производства нефтепродуктов, отгрузки нефтепродуктов в регионы республики от НПЗ. Еженедельно проводится мониторинг цен на ГСМ в разрезе регионов республики с анализом причин колебания цен, отслеживается реализация ГСМ по талонам на предмет обоснованности и недопущения создания искусственного дефицита.

Территориальными подразделениями агентства еженедельно проводятся встречи с региональными поставщиками нефтепродуктов с целью недопущения создания искусственного дефицита на рынке ГСМ и ограничения конкуренции на этом рынке.

- Считаете ли вы, что главной целью агентства является обеспечение справедливой цены или создание условий, при которых невозможен или затруднен сговор между производителями и продавцами ГСМ?

- На АЗК возложены задачи по созданию необходимых условий для развития добросовестной конкуренции, по борьбе с ценовыми сговорами, недобросовестной конкуренцией, злоупотреблениями доминирующим и монопольным положением. Законодательством закреплены предпосылки для дальнейшего развития конкуренции на товарных рынках. Справедливая цена является следствием создания условий для развития конкуренции на товарных рынках.

Любой субъект рыночных отношений преследует цель получение максимального дохода, и при развитой конкуренции ему сложно будет устанавливать “несправедливую” цену. Наличие справедливой цены на достаточно конкурентном рынке делают затруднительным возможность появления сговора субъектов.

К примеру, существование небольшого количества субъектов на оптовом рынке ГСМ стимулирует эти субъекты к ценовому сговору, а также мерам љизбежания государственного регулирования. Представим, что в Казахстане вместо существующих трех НПЗ будут действовать 10 НПЗ, а вместо 10 субъектов, которые контролируют свыше 70% оптового рынка, будут действовать 50 субъектов, то в таких условиях возможности ценового сговора со всеми субъектами минимальны.

- Каким образом возможно регулирование цен и постоянства предложения на оптовом рынке?

- Для урегулирования поставок и цен на ГСМ в долгосрочной перспективе необходимо принимать системные меры. В целях экономической безопасности, целесообразно рассмотреть вопрос о модернизации отечественных НПЗ для переработки отечественной нефти. Но для этого требуются соответствующие ресурсы и государственная поддержка. Самое главное, необходимо составить оптимальный баланс рынка ГСМ, который не будет допускать возможные факты дефицита ГСМ и повышения цен.

Также важно ведение регионального баланса ГСМ с учетом региональных особенностей.

- Какие действия предпринимает АЗК для увеличения доли независимых АЗС от крупных поставщиков?

- Агентством на постоянной основе проводится работа по созданию условия для развития конкуренции на рынке ГСМ, в том числе постоянный анализ ситуации данного рынка.

В Казахстане функционируют всего три НПЗ, у которых имеются аффилированные оптовые и розничные поставщики ГСМ. Эти предприятия включены в реестрљ доминантов и их цены регулируются АРЕМ.

Цены указанных доминантов значительно ниже, чем субъектов -љ не доминантов, и, соответственно, они имеют огромные объемы реализации и занимают доминирующее положение на рынке. Таким образом, независимые АЗС в большинстве случаев не в состоянии конкурировать с крупными поставщиками.

Для создания более доступного и прозрачного рынка ГСМ в настоящее время министерством энергетики и минеральных ресурсов разработан проект закона “О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов”, который предусматривает в целом развитие данного рынка, в том числе, љисключение непродуктивных посредников.

Кроме того, в целях развития конкуренции на рынке ГСМ и стабилизации ситуации принято решение о создании в агентстве экспертного совета по развитию конкуренции на рынке с участием государственных органов и субъектов рынка ГСМ, который будет функционировать уже с ноября 2009 года.


Больше новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии