Обнаружено блокирование рекламы на сайте

Уважаемые пользователи,

создатели сайта не желают превращать его в свалку рекламы, но для существования нашего сайта необходим показ нескольких баннеров.

просим отнестись с пониманием и добавить zakon.kz в список исключений вашей программы для блокировки рекламы (AdBlock и другие).

Мелкие операторы на рынке ГСМ разоряются. На очереди крупные?

28 октября 2009, 12:22

Бензиновый туман над нами проплывает

Мелкие операторы на рынке ГСМ разоряются. На очереди крупные?

В Костанае появились автозаправочные станции, которые предлагают только летнее дизтопливо по цене 62 тенге за литр. Пока еще предлагают из старых запасов. Закуп бензина им уже не по карману.

Время заказывать отходную. Малый и средний бизнес на рынке ГСМ доживает последние дни, а крупный пребывает в пессимизме: если ситуация не изменится, то и у него судьба незавидная. В Костанайской области до нынешнего года работали четыре крупных оператора по реализации ГСМ, теперь заходит пятый - компания «ЭталонАвто» из Петропавловска, скупившая в Костанае сеть АЗС «Дакка». Готовится зайти и шестой: власти области безропотно выделили более 70 площадок под строительство новых АЗС. Причем там, где уже действуют заправочные станции трех крупных операторов: «Бахыт», «Мунай онимдери» и «Иволга». Наивно думать, что это делается в целях развития рыночной конкуренции. А вот предположить, что намечается передел уже сложившегося рынка и бизнеса, вполне возможно.

В это предположение вписывается и ситуация с ценами на ГСМ. Впервые за последние годы они презрели фактор сезонности: к зиме шли на понижение. Сегодня, наоборот, наблюдается заметный рост. И, судя по всему, он будет продолжаться, но только у крупных операторов, работающих по рыночным правилам. В Костанайской области вместе с «ЭталонАвто» таковых теперь четыре, а вот «Гелиос» - монополист, реестр цен для которого устанавливает Агентство по регулированию естественных монополий. А потому на его АЗС по утрам столпотворение машин: все торопятся заправиться самым ходовым 80-м по 53 тенге за литр. Торопятся потому, что за наличные он быстро заканчивается и потом отпускается по талонам. На АЗС «рыночников» этот бензин предлагается по 75 тенге, которые грозят обернуться... убытком.

Как поясняют операторы-рыночники, расклад таков: в Казахстане 80-й можно купить только у давальцев нефти в переработку по 610 долларов за тонну. Плюс 23 «зеленых» - железнодорожный тариф на перевозку до Костаная. Умножайте сумму на курс тенге и коэффициент перевода килограммов в литры 0,75 и получите на входе 72 тенге за литр, который еще нужно развезти по АЗС, добавив к его цене стоимость издержек: акциз, налоги, электроэнергия, зарплата и маржа - реальные 9 тенге. То есть «на пистолете» 80-й должен стоить никак не меньше 80 тенге за литр. Существующая сегодня цена - результат демпинга компании-«дочки» Павлодарского НПЗ и регуляторов естественных монополий.

Любопытная получается ситуация. Ведомство, которое обязано по закону о защите конкуренции эту конкуренцию защищать, само ее давит. Во всем цивилизованном мире монополия на низкие цены именуется хищническим ценообразованием и считается опасным экономическим преступлением. Ибо позволяет некоторым компаниям сначала разорить конкурентов, а затем скупить их ставший убыточным бизнес по самым смешным ценам. Вернуть упущенную выгоду можно только одним способом: высокой монопольной ценой. И если события развиваются именно по такому сценарию, то в ближайшей перспективе мы догоним Европу с ее литром бензина за 1,5 евро.

А что же правительство? На недавнем его заседании министр Сауат Мынбаев высказал достаточно трезвую но, похоже, несвоевременную мысль: дескать, не могут быть в Казахстане цены на ГСМ на 30-40 процентов ниже, чем в России, где мы закупаем около 40 процентов нефтепродуктов, а Павлодарский завод работает на тюменской нефти. И предложил плавно цены выравнять. А в ответ - ни звука. Видимо, не пришло еще время выравнивать цены с российскими, европейскими, американскими - «есть еще у нас дома дела».

Север Казахстана весь высокооктановый бензин закупает в России. Самый востребованный Аи-92/93 на входе в Костанай из Уфы или Омска пока стоит 82 тенге за литр. «На пистолете» АЗС - 89. Павлодарский завод свой 93-й реализует только через «Гелиос» на 12 тенге дешевле. Оговорка «пока» не случайна. В ноябре заводы северного соседа намерены увеличить отпускную цену тонны 92-го на 30-50 долларов. То есть рыночные операторы в Костанае будут вынуждены добавить к сегодняшней стоимости литра этого бензина еще 4-5 тенге. Как конкурировать со смешными ценами монополиста?

Вопросов много - ответов нет. Есть только непонятные телодвижения. Скажем, ввело правительство понятный всем запрет на вывоз из страны солярки до 1 ноября, а отменило его на месяц раньше. Все большие и малые операторы кинулись закупать дизельное топливо. Но если большие практикуют оптовый закуп непосредственно у давальцев нефти, то малые - у посредников, жирующих вокруг заводов. В итоге литр солярки моментально прибавил к цене для потребителя 6-7 тенге. А дизельное топливо - это не только комбайны, трактора и уборка рекордного урожая. Сегодня этот урожай на подорожавшей солярке нужно перевезти, просушить в сушилках, которые на ней, проклятой, работают. На ней нужно возить остальные грузы и пассажиров. Мультипликатор называется: выросла цена на солярку - жди роста цен на все остальное.

Нет ничего хуже, чем ждать и догонять. А придется...

Владимир КАТКОВ, Костанайская область


Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Добавить комментарий
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код
Новости партнеров
Загрузка...
Loading...