Что такое мониторинг?

 

«Многие вещи кажутся невыполнимыми до тех пор,

 пока их не сделаешь».

Нельсон Мандела.

 

Народы всего мира постоянно стремятся к совершенствованию своих судебных систем. И поэтому вопросы совершенствования деятельность судебных органов и статуса судей всегда вызывали в обществе постоянный интерес. Это связано в первую очередь с тем, что развитие демократических процессов в любом государстве неразрывно связано с усилением независимости судебной власти. Судебная власть в определенном отношении может рассматриваться как институт прав человека, поскольку к ней часто обращаются граждане в поиске средств судебной защиты от нарушений прав человека. Именно судебная власть призвана стать надежным гарантом законности и правосудия, защиты конституционных прав и свобод человека. Эффективное и качественное правосудие - это важнейший инструмент укрепления законности и стабильности общества.

Построение казахстанской государственности, наряду с укреплением политической и экономической мощи страны, осуществляется и путем проведения судебной реформы, конечной целью которой является установление в Казахстане верховенства закона, независимого правосудия.

Правовое закрепление принципа независимости судебной власти является залогом для обеспечения беспристрастности отправления правосудия, что и было заложено в основу действующего Конституционного закона «О судах и статусе судей в Республики Казахстан».

В целях реализации принципа судейской независимости государство принимает меры по финансовой поддержке судов, повышению расходов на их развитие и нормальное функционирование.

Надо признать, что со стороны государства сделано немало для того, чтобы суд в нашей стране стал независимым и материально обеспеченным. Сегодня социальное и правовое положение суда значительно выше, чем когда-либо.

Конечно, содержание судьи должно быть адекватно выполняемой им сложной и ответственной работе, он должен иметь хорошую заработную плату, достойные материальные и бытовые условия. Это одна из гарантий его независимости. Судья нередко единолично решает целый круг важнейших вопросов, принимает решения, в том числе затрагивающие человеческие ценности - права и свободы граждан. И в этих условиях законодательно закрепленные гарантии материальной независимости судей служат защитой от давления извне, от различных поступков, которые могут сказаться на объективности рассмотрения дела. Неслучайно одним из необходимых условий избрания конкретного человека судьей многие народы считали его материальный достаток. Французский исследователь Г.Маллета писал, что у ирландцев народных судей называли старостами, «которым надлежало быть особами отмеченными их мудростью, и иметь известный доход с земель, опасаясь того, чтобы бедность не ввела из в презрение, или бы не дала повода к какому - либо непристойному делу». Есть казахская пословица «Богач сделавшись бием, будет похож на кудрявое дерево, а бедняк, сделавшись бием, будет похож на сучок». Что означает, богатый человек, не имеющий личный материальных забот, способен быть более снисходительным и справедливым судьей, чем бедный вершитель правосудия, вынужденный постоянно думать о своих нуждах, удовлетворять их путем поборов со стороны судебных тяжб.

Но, главное «профессиональное» требование к кандидатам в выборные народные судьи - хорошее знание психологии, вековых обычаев и традиций - существовало всегда. И поэтому одновременно с предоставлением гарантий независимости государство и общество предъявляет к судьям высокие требования к их профессиональной и гражданской ответственности, с каждым годом повышаются требования и к качеству отправления правосудия. Люди справедливо полагают, что судья обязан служить делу справедливости, защищать их права и законные интересы. Об этом говорится в древнеримской пословице: «Обязанность хорошего судьи - принимать решения, способствующие правосудию».

Для судебной системы главной опасностью является непрофессионализм или предвзятость судьи, именно на это наиболее болезненно реагирует общество. Такие факты сказываются на авторитете не только конкретного судьи, суда, но и всей судебной системы.

Но коль судебная власть независима, то решение вопросов об ответственности или профессиональной непригодности судей может решаться только самим судейским сообществом.

В этой связи на первом съезде судей в 1996 года принят Кодекс судейской этики, во всех областных судах действуют комиссии по судейской этике, дисциплинарно-квалификационные комиссии.

В 2007 году создан новый институт судебной власти - Судебное жюри, дающее оценку профессиональной пригодности действующих судей.

На расширенном совещании судей Верховного Суда по итогам работы судов республики за 1-ое полугодие 2009 года принято решение о проведение специального мониторинга работы каждого судьи. Конечной целью мониторинга является выявление судей, которые допускают нарушения законности при отправлении правосудия.

Как подчеркнул Председатель Верховного Суда М.Т.Алимбеков, авторитет суда определяется качеством работы, объективными, справедливыми, законными решениями.

Верховным Судом перед областными судами поставлена задача по изучению деятельности конкретных судей, допустившие 3 и более отмен и изменений судебных актов, по выявлению их причин: либо такой судья не обладает достаточными знаниями либо допускает их по каким-то другим причинам или же имеются недостатки в судебной практике, законодательстве.

Что значит мониторинг?

Мониторинг это тщательное наблюдение за ситуацией или отдельным случаем, ведущееся долгий период времени, в соответствии с принятыми нормами, с целью дать оценку объекта мониторинга, являющуюся основой для дальнейшего действия.

Сущность мониторинга составляют следующие элементы:

1. Он осуществляется более длительный период времени.

2.Он включает в себя сбор или получение большого количества данных.

3.Подробное наблюдение за ситуацией осуществляется посредством постоянного изучения ситуации.

4.Стандарты и нормы используются в качестве предписания при оценке ситуации, особенно при определении возможных отклонений.

5.Для установления того, как ситуация соотносится с установленными стандартами или нормами используются определенные средства и механизмы.

6.Результатом мониторинга является вывод в отношении ситуации.

7.Вывод обеспечивает основу для дальнейшей деятельности.

С учетом изложенного понятия мониторинга и его основных элементов распоряжением председателя Павлодарского областного суда от 7 мая 2009 года создана Комиссия по оценке качества работы судей, в состав которой вошли председатели коллегий и наиболее авторитетные судьи областного суда. Рабочим органом комиссии была определена информационно-аналитическая группа областного суда. Для руководства в работе Комиссии разработаны и утверждены методические рекомендации и параметры оценки качества работы судей районных и приравненных к ним судов.

По итогам проведения оценки качества Комиссия в отношении судей, чья профессиональная квалификация вызывает сомнение, выносит решение в форме заключения, которое носит рекомендательный характер, и передает Председателю областного суда для рассмотрения на пленарном заседании и принятия соответствующего решения.

Основными критериями при оценке качества работы судей, с учетом объективной нагрузки и данных о категориях или сложности дел, рассматриваемых судьей, являются в совокупности:

1) низкие показатели по отправлению правосудия, нарушение законности при рассмотрении дел:

- наличие отмененных и измененных решений, приговоров и постановлений выше среднеобластного показателя;

- наличие нарушений норм материального и процессуального законодательства по результатам обобщений, справок по оказанию практической помощи, представлений прокурора, по частным постановлениям, определениям и письмам, вынесенным в адрес судьи;

- наличие 2-х и более дисциплинарных взысканий;

- нарушение норм судейской этики (наличие обоснованных заявлений и жалоб физических и юридических лиц);

2) соблюдение трудовой, исполнительской дисциплины;

3) применение знаний в работе (оценивается уровень профессиональных знаний и навыков, степень их применения при отправлении правосудия, качество составления судебных актов, грамматические ошибки);

4) инициативность и творческий подход к работе (оцениваются аналитические способности и способность поддерживать инициативу);

5) способность к сотрудничеству (оценивается способность организовать процесс, культура его ведения, умение обеспечивать и поддерживать согласованность и координацию в своей деятельности).

Комиссией по итогам работы за 1 квартал текущего года в мае был проведён первый этап оценки деятельности судей области, по результатам которого рассмотрены материалы в отношении 23-х судей.

Предварительно информационно-аналитической группой были сформированы накопительные папки на всех судей районных и приравненных к ним судов, имеющих относительно большее количество отмен, изменений, жалоб, частных постановлений, писем в свой адрес либо других нареканий, имевших место в ходе обобщений и оказаний практической помощи. Данные материалы были предоставлены на изучение судьям областного суда, курирующим соответствующие районные и городские суды. По результатам изучения материалов были составлены справки с выводами о причинах допущенных нарушений и заключением об уровне профессиональной подготовки конкретного судьи. При этом обращалось внимание на то, что имеет ли место повторение ошибок со стороны судьи, наличие и обоснованность жалоб на его действия, качество составления судебных актов, данные о прохождении стажировок или других учебных программ. Эти справки обсуждались в коллегиях областного суда и утверждались председателями коллегий.

Комиссией было принято решение о включении в список судей имеющих низкое качество отправления правосудия. Основным критерием явилось наличие 3 и более отмен, 5 и более изменений решений по гражданским делам, 1 отмена и 3 изменения приговора, не связанные с оценкой доказательств по уголовным делам, частные постановления, письма, подтвердившиеся жалобы либо имеющих низкий уровень профессиональной подготовки.

Окончательно в список с низкими показателями отправления правосудия было включено 10 судей, в отношении 2-х судей вынесено заключение о передаче материалов на рассмотрение пленарного заседания областного суда для рассмотрения вопроса о передаче материалов на Судебное Жюри, в отношении одного из которых Судебным Жюри в последующем согласилось с выводами комиссии.

В отношении остальных судей включенных ранее в вышеуказанный список комиссия, учитывая характер и причины выявленных нарушений, сочла возможным ограничиться обсуждением деятельности этих судей, продолжив мониторинг качества работы этих судей.

Анализ деятельности судей показал, что по области 44 судей, которые допустили 3 и более отмен. Работа этих судей была изучена, проанализированы основания и причины отмен судебных актов, имеющиеся жалобы на действия этих судей, данные о прохождении учебных программ.

По результатам проведенного анализа комиссией были даны конкретные рекомендации председателям районных и приравненных к ним судов, кураторам областного суда и судьям наставникам по работе в отношении каждого их этих судей. Учебному центру областного суда было также рекомендовано предусмотреть прохождение стажировок данных судей; сами судьи предупреждены о необходимости принятия мер по повышению уровня теоретических знаний, изучению законодательства, судебной практики и принятия мер по устранению отмеченных недостатков в работе.

Окончательно по итогам первого полугодия в список судей с низким качеством отправления правосудия было включено дополнительно еще 3 судей районных и приравненных к ним судов.

Результаты мониторинга были обсуждены на расширенном заседании комиссии с приглашением судей, чья работа была подвергнута изучению.

Введен мониторинг деятельности и председателей районных и приравненных к ним судов. В отношении председателей судов предусмотрены показатели, характеризующие организацию деятельности суда со стороны председателя.

 Проводится опрос участников судебных процессов в отношении судей включенных в список имеющих наихудшие показатели в работе. Надо признать, что поначалу вопросы поставленные в анкете вызвали определенную настороженность. Ведь общеизвестно, что в любом судебном деле участвуют две стороны и при вынесении судом окончательного решения или постановлении приговора всегда одна сторона будет не довольна результатом рассмотрения. С другой стороны выяснение общественного мнения об отправлении правосудия у конкретных участников судебного процесса дает реальную картину положения дел. И действительно, опасения оказались напрасными. Так, результаты опроса участников процесса в отношении 2 судей суда №2 г.Павлодар, специализирующегося на рассмотрении уголовных дел показал, что несмотря на то, что не все респонденты были согласны с принятым судом решением, практически все ответили отрицательно на такие вопросы как имели ли место внепроцессуальные контакты судьи с другими участниками, неэтичное поведение либо коррупционные проявления со стороны судьи в ходе рассмотрения дела.

Полагаем, что проведение мониторинга, в конечном счете, повысит ответственность судей и положительно скажется на качестве отправления правосудия.

Надо признать, что деятельность комиссии сложна в моральном отношении. Ведь, давая оценку деятельности конкретного судьи, мы должны помнить, что за этим стоит конкретный человек, наш коллега. Конечно, все действия судьи и решения должны строго соответствовать закону и это аксиома. Но при этом нельзя забывать, что судья такой же человек, как и все люди, со своими плюсами и минусами. Поэтому комиссия при рассмотрении результатов анализа работы конкретного судьи принимает во внимание все как субъективные, так и объективные обстоятельства.

Так, по итогам 1 квартала, при обсуждении анализа деятельности одного из судей имеющего большое количество отмененных и измененных решений, комиссия пришла к выводу, что их причинами явилось то обстоятельство, что данные судья не имеет достаточного опыта судейской работы. И если за первый год работы в должности судьи не имел отмен, то на втором году работы в связи с тем, что был переведен в группу судей рассматривающих более сложные дела, допустил факты отмен и изменений решений.

 Ясно, что судьями не рождаются, ими становятся. И каждый учится в течение всей жизни, а судья тем более. Юрист, назначенный на должность судьи не может сразу в течении одного года стать профессионалом с большой буквы, на это уходят годы. Учитывая данное обстоятельство, комиссия рекомендовала при рассмотрении отчета молодых судей и вопроса об их адаптационном периоде по согласию самого молодого судьи по возможности продлять срок адаптационного периода, что в определенной степени позволит сохранить молодых судей и даст им возможность приобрести навыки в работе.

 В отношении другого судьи, комиссия, учитывая его возраст, ограничилась обсуждением, указав на необходимость принятия мер по улучшению качества отправления правосудия.

Третьему судье - комиссия при относительно не плохих показателях качества рассмотрения дел, но в связи с имеющимися жалобами на действия судьи рекомендовала изменить стиль работы и ведение судебных процессов.

В своей деятельности, комиссия исходит из одного из основных принципов судопроизводства разумности и справедливости, поскольку справедливость основывается на понимании всех обстоятельств.

В то же время следует отметить, что в осуществлении правосудия большая роль принадлежит личности судьи, его идеологической зрелости, нравственным устоям, профессиональному мастерству.

Ни кто за нас не будет нам самим повышать наш профессиональный уровень, ни кто не будет учить нас культуре правосудия. Это должны делать мы сами вместе и каждый судья, работая над собой ежедневно. Повышение профессионализма это обязанность каждого судьи. Профессионализм судьи - это нравственная направленность в его деятельности, которая является стержневым качеством судьи и характеризуется личностным самоконтролем. В этом отношении англичане говорят: «В правосудии соединены все добродетели».

А мониторинг деятельности судьи направлен на выявление причин допускаемых нарушений в целях их дальнейшего устранения. Так, что не такое и страшное это слово мониторинг. И то, что в начале нам казалось не понятным и не выполнимым, оказалось возможным.

И последнее. Каждый судья должен осознавать, что одной из главных характеристик личности судьи являются его осознание профессионального долга, чести, профессионального правосознания и мастерства, творческого подхода к исполнению судейского долга. Для судьи долг - не столько пожелание, сколько требование государства и общества, и его веление должны быть выполнены.

 

 

Председатель коллегии по гражданским делам

Павлодарского областного суда Рыспекова Г.О.

30 октября 2009, 10:01
Источник, интернет-ресурс: Рыспекова Г.О.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код