Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Антикоррупционный иммунитет. Станут ли жесткие законы прививкой от коррупции?

Фото : 30 октября 2009, 10:40

Антикоррупционный иммунитет. Станут ли жесткие законы прививкой от коррупции?

Одним из основных условий успешного противодействия коррупции Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев назвал нетерпимость к этому злу всего общества: «Чтобы даже мысль о том, брать или дать взятку, вызывала мгновенное отторжение в сознании каждого гражданина». Привитию такого антикоррупционного иммунитета у казахстанцев, на мой взгляд, должны способствовать и недавние изменения, внесенные в законодательство.

Как правило, когда говорят о необходимости усиления борьбы с тем или иным преступлением, то не обходят стороной вопрос об ужесточении ответственности виновных лиц. Конечно, санкции статей Уголовного кодекса можно было бы ужесточить до значительных сроков лишения свободы (до 90 и более лет), как это практикуют в некоторых странах. Но в нашем УК для такого наказания, как лишение свободы, существуют минимальные и максимальные сроки, что ограничивает в этом отношении законодателя.

Одновременно нужно сказать, что ужесточение ответственности за правонарушения сводится не только к усилению санкции статьи. Усилить ответственность можно также установлением дополнительных видов наказания. Таковыми являются лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, а также конфискация имущества, добытого незаконным путем.

Но только ужесточение наказания не всегда помогает в борьбе с преступностью. В качестве иллюстрации неэффективности сугубо карательных мер в борьбе с конкретными видами преступлений часто приводят пример, когда в XIX веке в одной из европейских стран во время публичной казни вора-карманника другие воры, так называемые «щипачи», опустошали карманы зазевавшихся граждан, собравшихся поглазеть на процедуру исполнения смертного приговора.

В сравнении с этим правовым способом (ужесточение наказания) более эффективным криминологи считают обеспечение неотвратимости наказания за совершенное преступление. Особенно актуально это будет после вступления в силу закона об усилении ответственности за коррупцию.

В соответствии с этим документом, лицо, признанное совершившим коррупционное преступление, пожизненно лишается права трудоустройства на государственную службу.

Кроме того, законом предусматривается введение административной ответственности для руководителей государственных органов, учреждений и предприятий, национальных холдингов и компаний за прием на работу лиц, ранее совершивших коррупционные преступления. В этой законодательной новелле и реализуется установка предвыборной платформы НДП «Нур Отан».

Если вернуться к вопросу о конфискации имущества, как виду уголовного наказания, то здесь важно подчеркнуть следующее. Как правило, конфискация применяется по корыстным видам преступлений, к которым относятся и коррупционные. Рассматриваемый законопроект предусматривает обязательное применение конфискации имущества по всем коррупционным преступлениям. В этом также выразилось ужесточение ответственности за коррупцию.

Конфискацию назначают приговором суда. При этом закон определяет границы и примерный перечень имущества, которое может быть конфисковано. Решение суда в части конфискации имущества по обращениям самого осужденного или его защитника может быть проверено и отменено вышестоящими судебными инстанциями.

Конвенция ООН против коррупции, которую ратифицировала и наша страна, предусматривает, что в качестве одной из мер по борьбе с этим злом государство-участник должно создать национальную систему противодействия отмыванию незаконных доходов.

Как известно, значительная часть коррупционных преступлений, так или иначе, связана с отмыванием денежных средств, которые используются для подкупа должностных лиц или финансирования других преступных действий. Парламент страны, приняв на прошлой сессии Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма», тем самым заложил правовую основу для создания национальной системы противодействия отмыванию грязных денег.

Названный закон прошел проверку на соответствие нормам Конституции в Конституционном совете. Признан конституционным. Но Конституционный совет вместе с тем посчитал, что отдельные положения документа сформулированы недостаточно четко и не всегда согласуются между собой.

До вступления данного закона в силу эти и другие недоработки и неточности будут устранены. Все вышеназванные изменения в законодательстве еще раз подтверждают, что Казахстан последовательно принимает меры по избавлению государства и общества от «ржавчины» коррупции.

Серик ТЕМИРБУЛАТОВ,

депутат Мажилиса Парламента РК


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии