Горючие слезы рынка ГСМ

НПЗ Казахстана не могут обеспечить потребности страны в бензине. Вместо конкуренции в реализации нефтепродуктов - сговор. Способов стабилизовать рынок множество, но желания ими воспользоваться пока ни у кого не возникло.

Агентство по защите конкуренции, как и обещало, всерьез взялось за проблему дефицита на рынке ГСМ. Только теперь оно предполагает, что повышение цен на бензин и создание напряженной ситуации на рынке были организованы не группой мелких сетей АЗС по предварительному сговору, а монополистами.

- За нарушения антимонопольного законодательства на рынке ГСМ привлечены к административной ответственности (штрафу) ТОО «Гелиос» и ТОО «Торговый дом "ПетроКазахстан"». В настоящее время проводятся судебные процессы и уголовно-процессуальные мероприятия, — заявило агентство в официальном сообщении.

АЗК считает, что именно эти компании виновны в ограничении производства и поставок ГСМ. В сговоре оно подозревает ТОО «Гелиос», ТОО Sinooil, ТОО Royal Petrol, ТОО «Сонар Мунай Онимдери», АО «КазМунайГаз Онимдери», ТОО «Нар Ойл», ТОО Miga Group, ТОО «Аурика».

Ответственный секретарь АЗК РК Нурлан Абди создание необходимых условий для развития конкуренции назвал основной задачей антимонопольного органа.

- В настоящее время территориальными подразделениями агентства проводятся расследования в отношении субъектов рынка нефтепродуктов на предмет соблюдения антимонопольного законодательства, — сказал он. — В Казахстане функционируют всего три НПЗ, у которых имеются аффилированные оптовые и розничные поставщики ГСМ, включенные в реестр доминантов. Их цены регулируются АРЕМ.

Тем не менее Нурлан Абди не отрицает, что у компаний, занимающих на рынке доминирующее положение, за счет огромных объемов продаж настолько низкие цены, что независимые АЗС конкурировать с ними не в состоянии.

Но основные условия для сговора монополистов создает все же количество игроков на рынке.

- Представим, что в Казахстане вместо существующих трех НПЗ будут действовать 10, а вместо 10 субъектов, которые контролируют свыше 70% оптового рынка, будут действовать 50. В таких условиях возможности ценового сговора со всеми субъектами минимальны, — сказал он.

- У нас построена монополизированная экономика и конкуренции нет нигде, — подтвердил президент Института развития Казахстана Магбат Спанов. — Если взять те компании, которые играют на этом рынке, мы увидим, что их немного. Поэтому вполне допустим ценовой сговор. Если бы их за это национализировали и реструктуризировали, а всю прибыль забирали, тогда бы эффект был. А пока они выплачивают незначительный штраф, а основной доход останется у компании.

Топ-менеджер одной из крупных нефтяных компаний, которая занимается переработкой и поставкой нефтепродуктов, пожелавший остаться анонимным, с Нурланом Абди не согласился.

- Насколько я знаю, ценовой сговор в Алматы не происходит, — сказал он. — Это связано с тем, что многие участники рынка не могут между собой договориться, каждый думает только о своих личных интересах.

Однако есть простой экономический расчет. Стране нужно столько нефтепродуктов, сколько может потребить ее рынок. Значит, если рынок Алматы потребляет ежесуточно Х-количество нефтепродуктов, то оно должно находиться на всей логистической цепочке (нефтебаза, заправка). Если количество нефтепродуктов в городе будет выше Х, то появится избыток на складах, если меньше — то дефицит.

Конечно же, есть сезонные колебания, связанные с сельхозработами, увеличением объема работ по строительству и т.д., но и этот параметр может просчитываться.

Нурлан Абди видит причину возникновения дефицита не только в согласованных и злонамеренных действиях монополистов. В одном из интервью он привел тщательные расчеты, произведенные его ведомством.

- Ежегодно около 45% перерабатываемой нефти и 30% высокооктанового бензина от общего объема внутреннего рынка в РК импортируются из России, — сказал он. — За девять месяцев 2009 года бензина в Казахстане было произведено на 1,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В августе и сентябре бензина было произведено больше, соответственно, на 29% и 15%, чем за аналогичные периоды прошлого года.

При этом ответсек АЗК отметил, что экспорт бензина сократился на 4%, а импорт — на 24%. В результате бензина на казахстанский рынок было поставлено меньше на 23,4%.

Что же касается цен, то у российских поставщиков они на 35% выше, чем у казахстанских оптовиков. В сентябре по сравнению с августом они выросли на бензин марки А-80 на 8,2%, Аи-92 — на 9,7%, Аи-96 — на 3,4%, Аи-98 — на 3,3%.

Директор департамента внешнеторговых операций АО «Торговый дом "КазМунайГаз"» Аскар Жапаров считает, что виной всему служит недостаточное развитие нефтеперерабатывающих заводов.

- Технические возможности отечественных НПЗ не позволяют удовлетворить в полном объеме потребности внутреннего рынка высокооктановыми марками автобензина, — заявил он, — поэтому значительную долю на данном рынке занимает топливо, импортируемое с территорий сопредельных государств. В связи с постепенным ростом стоимости нефти на мировых рынках импортеры поднимают цены на собственную продукцию.

Вместе с тем, по его словам, отечественные НПЗ не изменяли объемов переработки нефти.

Однако количество произведенного бензина все же сократилось на 10%. Аскар Жапаров объяснил это падением на те же 10% потребительского спроса на бензин и происходящей в настоящее время поэтапной реконструкцией всех НПЗ.

В отношении того, что нужно сделать, чтобы цены на бензин опустились, существует множество мнений. Однако если принять во внимание их основные пункты, то ситуацию на рынке ГСМ вполне можно будет взять под контроль.

Аскар Жапаров считает, что комплексная программа модернизации НПЗ позволит вырабатывать достаточное количество высокооктанового бензина, способного в полной мере удовлетворить потребности в нем Казахстана. Наш анонимный собеседник из нефтяной компании видит решение проблемы в жестких регулятивных мерах.

- Решение здесь простое — жесткое закрепление квот на отгрузку нефти со стороны нефтяных компаний на перерабатывающие заводы, — уверен он. — Это нужно, чтобы загрузить заводы объемами переработки, насытить внутренний рынок и получить дополнительную прибавочную стоимость в Казахстане.

Сам процесс, по его мнению, должен быть открытым и прозрачным.

- Необходимо построить еще один завод, — предложил Магбат Спанов. — Нужно, чтобы на Атырауском, Павлодарском и Шымкентском НПЗ контрольный пакет акций был у государства, тогда оно будет само регулировать процессы поставок и ценообразования ГСМ.

Кандидат экономических наук Валентин Макалкин считает, что для решения экономических вопросов нужно употребить власть.

- Есть экономические регуляторы, которые позволяют определить некий диапазон, — сказал он. — Государство может установить четкий коридор. Этим вопросом могут заняться АЗК или другие структуры.

Почему он не создается сейчас? Тут, как всегда, нужно искать, кому это выгодно. Во всяком случае, у нас много что делается в интересах не потребителя, а отдельных групп лиц.

В любом случае без поддержки государства не обойтись, считает Нурлан Абди.

- Для урегулирования поставок и цен на ГСМ в долгосрочной перспективе необходимо принимать системные меры, — заявил он. В целях экономической безопасности целесообразно рассмотреть вопрос о модернизации отечественных НПЗ для переработки отечественной нефти. Но для этого требуются соответствующие ресурсы.

Мадина АЛИМХАНОВА

Источник: Деловая газета «Взгляд» № 39 (128) от 30 октября 2009 года


2 ноября 2009, 10:01
Источник, интернет-ресурс: Прочие

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код