Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

«Дорожная карта»: что хотелось, что моглось, что получилось?

Фото : 3 ноября 2009, 13:53

Формально антикризисная программа «Дорожная карта» завершается по календарю вместе с наступлением нового, 2010 года. Так, видимо, и произойдет в южных регионах страны. Однако на севере уже зима.

«Дорожную карту» 80 лет назад придумали американцы во время своего экономического кризиса, дабы избежать социальных потрясений в обществе, которому грозила массовая безработица. Огромные суммы правительство выделило, в частности, на строительство дорог и создание новых рабочих мест. С тех пор такой комплекс антикризисных мер считается наиболее эффективным и дублировался во многих странах мира. По этому пути пошло и казахстанское правительство, выделившее внушительные миллиарды тенге на ремонт и строительство не только дорог, но и объектов коммунального и социального назначения. Костанайская область по «Дорожной карте» получила 4,4 млрд тенге из республиканского бюджета и 1,2 млрд тенге «выкроила» из местного, сократив расходы по некоторым статьям, которые могут подождать.

В апреле в Костанай прибыл вице-премьер Ербол Орынбаев с министрами, чтобы на месте расставить акценты. Первый заместитель акима области Виктор Мейстер доложил, что кризисные явления уже видны не только в горнодобывающей промышленности, но и в других отраслях. Особенно - в строительной. По его словам, из-за удорожания стройматериалов, снижения объемов работ численность строителей уменьшилась почти на 8 процентов, а средняя зарплата оставшихся сократилась на 22 процента. Необходимо отметить, что руководство области начало предпринимать антикризисные меры до принятия программы «Дорожная карта». Начальник управления координации занятости и социальных программ Шолпан Жакитова пояснила вице-премьеру, что за первый квартал текущего года в области создано около трех тысяч новых рабочих мест - 142 процента к соответствующему периоду прошлого года. Около тысячи мест остаются вакантными. Чтобы их заполнить, необходимо требуемых специалистов обучить или переподготовить. То есть область включалась в «Дорожную карту», имея некоторый задел и ориентиры движения. А прибывшие с Орынбаевым представители министерств подтвердили: все проекты костанайцев ими рассмотрены, одобрены, дело за конкурсами среди подрядчиков. А это - 128 проектов, к которым затем добавятся еще 11 общей емкостью почти в 10 тысяч рабочих мест.

Исполнение «Дорожной карты» - один из приоритетов комиссии партийного контроля НДП «Нур Отан» Костанайской области. 46 постов охватывают 130 инвестиционных направлений. Полторы недели назад на заседании комиссии подведены итоги 9 месяцев. Отмечено, что на начало октября завершены работы по 104 проектам на общую сумму 4895,5 млн тенге. По всем проектам создано 10210 рабочих мест, трудоустроено 9389 человек, а численность зарегистрированных безработных на начало октября составляет 4207 человек. Из них около половины - жители сельской местности, а 70 процентов - женщины. Это те люди, которым «Дорожная карта» помочь не смогла. И не только потому, что не оправдались пессимистические прогнозы массового сокращения работников: вместо ожидавшихся 2700, по отчетам руководителей предприятий, без работы осталось только 120 человек. А еще и потому, что «Дорожной карте» потребовались чисто мужские профессии. На них сделан упор в обучении и переподготовке. Первый поток обучил новым профессиям более полутора тысяч человек, 250 из которых остались нетрудоустроенными. Дело в том, что в большинстве случаев требуются люди с опытом работы на тех же бульдозерах, экскаваторах. Все обучающиеся получают ежемесячную стипендию в 7,5 тысячи тенге, и первый поток обошелся государству в 152 млн тенге. Сейчас начато обучение второго потока примерно на ту же сумму. Этим курсантам будет еще сложнее получить работу: большинство проектов «Дорожной карты» носит сезонный характер, а текущий сезон фактически завершен. Да и большинство тех, кто имел работу, те же дорожники, останутся в зиму без нее. В принципе, и здесь мы верны себе: хоть в подготовке рабочих кадров, хоть специалистов среднего звена, хоть высшего. Последних с вузовскими дипломами уже больше, чем первых двух. И все хотят работать по специальности, обозначенной в дипломе. Другой вопрос: все ли могут?

В свое время область стала инициатором молодежной практики, когда по договоренности с работодателем на полгода получает рабочее место новоиспеченный специалист. Половину зарплаты выплачивает предприятие, другую половину - бюджет. За 6 месяцев молодой специалист должен заявить о себе, что и определит его дальнейшую судьбу. По аналогичной схеме создаются социальные рабочие места для инвалидов, малообеспеченных и прочих. На них по «Дорожной карте» уже освоено более 250 млн тенге. И выглядит все достаточно благополучно.

В отличие от безработных жителей сельской местности. В области более 600 сел и аулов, но только 85 из них отметились в «Дорожной карте», получив 100 млн тенге на благоустройство и санитарную очистку. На фоне миллиардов - крохи. Понятно, что на сегодня все они освоены. Удалось создать 470 временных рабочих мест, которых сегодня уже нет - деньги кончились. Безработные жители сел обучаются профессиям, востребованным антикризисной программой, но не факт, что они получат работу. Ибо она на селе давно уже приобрела сезонный характер и ориентирована только на растениеводство. Товарное животноводство, переработка продукции ферм, обеспечивавшие круглогодичную занятость, пока только в планах на будущее. А потому скрытую безработицу на селе мы стыдливо прячем за термином «самозанятые». Есть у вас корова, десяток кур с петухом - вы уже не безработные. «Дорожная карта» сделала акцент на города, хотя на них приходится чуть больше половины населения области. А потому можно предполагать, что внутренняя миграция населения из сел в города будет продолжаться и дальше.

Основные денежные потоки антикризисной программы в Костанайской области направлены на ремонт, строительство и реконструкцию автодорог, а также на развитие объектов ЖКХ - более 3 млрд тенге. По словам заместителя начальника управления пассажирского транспорта и автодорог Андрея Горвата, реализация шести проектов завершается. Как и планировалось, создано 1109 новых рабочих мест, которые все заняты. Более того, впервые за последние два десятка лет костанайские дорожники собственными силами построили автомобильный мост через Тобол стоимостью 330 млн тенге. Подрядчик - ТОО «Амид» из города Рудного - мосты никогда не строил, но на его счастье в селе Ново-Ильиновка остались монтажники, работавшие в составе Капшагайского мостоотряда на строительстве сложных инженерных сооружений. Последний их объект - реконструкция моста через Каратомарское водохранилище шесть лет назад. С тех пор 12 специалистов высокой квалификации не были востребованы, перебивались случайными заработками. «Дорожная карта» позволила им не только хорошо заработать, но и напомнить о себе, о своей уникальной профессии. Мост они планируют сдать в эксплуатацию 10 ноября - на 10 дней раньше запланированного срока. Качество работ гарантируют. А самый опытный из них Дмитрий Рудюк на вопрос корреспондента «Литера», чем они будут заниматься дальше, ответил:

- По большом счету, в Костанайской области нужно создавать собственный мостоотряд. У нас 90 процентов мостов находятся в аварийном состоянии, морально устарели и требуют реконструкции. Главное - для такого отряда есть костяк специалистов, которому «Дорожная карта» позволила реализовать свой потенциал. И если такая программа будет продолжена в будущем году, думаю, что нам в ней место найдется…

Какие выводы дорожники могут сделать по итогам работы по первой программе? Главный вывод, по словам Андрея Горвата, - конкурсы для подрядчиков должны проводиться не в мае - июне, а месяца на три раньше, чтобы уже в апреле дорожники могли приступить к работе - погодные условия позволяют. А в этом году месяца три, как минимум, потеряно. Сначала ждем, потом догоняем. Что, как известно, самое плохое.

Если дорожники в успешном завершении программы уверены, то на 27 объектах ЖКХ и энергетики ситуация сложнее. На 19 октября кассовое освоение выделенных средств составило 72 процента к годовому плану. Но это - средняя температура по больнице. Полностью работы завершены лишь на шести объектах теплоснабжения, на трех - водоснабжения и двух - канализации в пяти городах области. Особенно вяло идет освоение средств, выделенных на ремонт объектов электроснабжения, - 59 процентов к плану года. Между тем к концу первой декады ноября синоптики прогнозируют 20-градусные ночные морозы, установление снежного покрова - зима катит в глаза. О причинах нетрудно догадаться: «лето красное пропели» на конкурсах для подрядчиков.

Комиссия партийного контроля НДП «Нур Отан» Костанайской области, заслушав и обсудив доклады заместителя начальника управления координации занятости населения и социальных программ Нагимы Бижановой, начальника отдела управления энергетики и коммунального хозяйства Александра Салина, заместителя начальника управления пассажирского транспорта и автодорог Андрея Горвата, предложила свои рекомендации по устранению выявленных недостатков. А вот акиму Костаная Жомарту Нургалиеву предложено дать оценку правомерности действий своих подчиненных, которые оказались не в ладах с законом при организации социальных рабочих мест.

Прокуратура области держит под контролем целевое и эффективное использование миллиардов, выделенных государством на «Дорожную карту». Факты, обнародованные на заседании комиссии партконтроля представителем прокуратуры Муратом Нугмановым, вызвали неоднозначную реакцию присутствующих. А факты таковы: отделы занятости и социальных программ на местах совместно с работодателями оформляют на учет в качестве безработных… работников этих же предприятий. Например, швейная фабрика «Большевичка» и отдел занятости акимата Костаная 4 мая заключили договор на трудоустройство безработных на социальные рабочие места по «Дорожной карте». Под этот договор предусмотрены 5,4 млн бюджетных тенге. После заключения договора в течение месяца отдел направил на фабрику 24 безработных. Прокурорская проверка выявила, что все они безработными не являлись, на учете не состояли, в отдел занятости не обращались. Все они - швеи фабрики, которые были уволены работодателем и в тот же день вновь приняты на работу. Разница лишь в том, что зарплату им теперь должно платить не родное предприятие, а «Дорожная карта». По словам прокурора, государству нанесен материальный ущерб в крупном размере. 21 сентября на заведующую сектором регистрации и трудоустройства безработных возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 307 УК «Злоупотребление должностными полномочиями». Статья серьезная, предусматривает штраф от 500 до 800 МРП или до 5 лет лишения свободы с последующим поражением в праве на госслужбу.

Аналогичные факты установлены в ТОО «Теплосеть-Холдинг»: по этой схеме трудоустроен 21 «безработный». И еще на трех предприятиях. В Костанайском районе предприятие «Спецсвязь К» получило свыше 1,1 млн тенге на трудоустройство 13 своих работников. Не отстали от своих коллег отделы занятости и в других районах области. Все это не просто грубые нарушения постановления правительства РК № 603 от 30 апреля текущего года, в соответствии с которым реализация проектов «Дорожной карты» предусматривает наем на работу не менее 80 процентов работников из числа кандидатов, направляемых отделами занятости. Понятно, что из числа реальных безработных. Но статья 307 УК - еще и популярная коррупционная статья. Насколько впишутся в нее выявленные факты, покажет следствие, которое ведет финансовая полиция.

А пока есть смысл вернуться к событиям на фабрике «Большевичка». Ибо не все так просто и однозначно. Начальник отдела занятости областного центра Владимир Рубинский в ответ на обвинения прокурора заявил, что предприятия сами проявили интерес к «Дорожной карте». Они сами подбирали граждан, желающих у них работать, сами готовили необходимые документы, сами решали вопросы с органами занятости. По этому пути пошло и руководство фабрики: отдел кадров подобрал на соцместа полезных для себя людей, сотрудники отдела занятости проверили документы и дали направление в тот же отдел кадров. О том, что эти люди раньше работали на фабрике, они знать не могли. В таком случае, какие документы и как они проверяли? И кто прав?

Корреспондент «Литера» пообщался с некоторыми специалистами фабрики, которые просили их не называть, поскольку директор была в командировке, а о делах на предприятии может говорить только она. Тем не менее удалось выяснить такую картину: в первом квартале текущего года фабрика не набрала нужного объема заказов. Лихорадить начало еще в прошлом году. Выход: сокращать работников. Те 24 швеи были первыми на увольнение. Уволить - не проблема. Что делать, когда появятся заказы? Набирать подготовленных по «Дорожной карте»? Но им, чтобы «набрать скорость» работы на швейной машинке и выполнять нормы, требуется не менее полугода практики. Хоть вчерашней школьнице, хоть женщине среднего возраста. А тут появилась возможность сохранить опытные кадры…

Своя правда и своя логика. Но и прокуроры правы, следуя букве закона. Остается суд…

Символичное совпадение: в день заседания комиссии партийного контроля специализированный экономический суд Костаная вынес решение по одному из проектов «Дорожной карты». С иском в суд обратились прокурор Денисовского района и инспекция финансового контроля по Костанайской области. Ответчики: отдел строительства районного акимата, средняя школа № 1 в райцентре, ТОО «Стройфирма Достар» и ТОО «Елена Д».

В райцентре Денисовка есть брошенное здание бывшей профтехшколы, которое местная власть при поддержке областной взялась реконструировать в современную школу-интернат с государственным языком обучения. Понятно - на денежки «Дорожной карты». Только в текущем году предполагалось освоить 87,3 млн тенге, полностью обновив внутренние и внешние инженерные сети здания. Как водится, объявили конкурс на госзакупку услуг. В нем участвуют четыре строительные фирмы. Две «отстреливаются» на подступах к конкурсу, но для конкуренции нужны, как минимум, две. Остаются «Стройфирма Достар» и «Елена Д». Первая получила лицензию на строительно-монтажные работы полтора года назад, вторая имеет 7-летний опыт работы. 20 августа конкурсная комиссия принимает решение, признает победителем первую и спустя четыре дня с ней заключается договор. В прокуратуру района поступает заявление от одного из «отстрелянных» предпринимателей, и в день заключения договора начинается прокурорская проверка. По ее итогам свой внеплановый тематический контроль в начале сентября проводит инспекция по финансам.

Далее факты, которые суд счел подтвержденными как документально, так и свидетельскими показаниями. 31 июня конкурсная комиссия утвердила проектно-сметную документацию победителя без заключения государственной экспертизы. Оно было выдано лишь спустя две недели. Незаконно победителю насчитано казахстанское содержание материалов и услуг, от которого напрямую зависит стоимость конкурсной заявки: каждые 10 процентов этого содержания снижают цену на 1 процент. Нет документов, подтверждающих казахстанское содержание.

Дальше - больше. В суде выяснилось, что смета, приложенная к конкурсной документации «Стройфирмы Достар», разработана… начальником отдела строительства акимата Е. Артемчук. В смете отображены лишь отдельные виды работ, она составлена с нарушением действующего законодательства и является незаконной. Вручила ее Артемчук только руководителю «Стройфирмы Достар». На суде чиновница утверждала, что смета вместе с образцами конкурсной документации была размещена на веб-сайте в Интернете. Директора недопущенных к конкурсу фирм Андрей Грязнов и Владимир Ли заявили суду, что сметы на сайте не было, а представитель инспекции финконтроля представил распечатки из Интернета: ни на момент проведения конкурса, ни на момент судебных разбирательств данного документа на сайте не было.

Печально, что в эту грязь вляпалась и школа - через нее шли деньги на счет подрядчика. Суд усмотрел вину в действиях руководства школы: 16 сентября было вынесено определение суда о временном приостановлении строительных работ на объекте и наложен запрет на перечисление денежных средств из бюджета до рассмотрения дела по существу. 29 сентября школа перечисляет на счет фирмы 19 249 944 тенге. На основании акта выполненных работ, в котором не указана дата составления и отсутствует регистрационный номер.

Суд признал незаконными и отменил: решение конкурсной комиссии, протокол об итогах конкурса, договор на проведение работ и постановил взыскать с ТОО «Стройфирма Достар» 42 249 943 тенге и в пользу государства 1 267 498 тенге государственной пошлины. В законную силу решение суда должно вступить 6 ноября.

Как оно уже вступило в отношении ТОО «АбройСтройСервис» из Актобе. Эта фирма, не имеющая ничего, кроме соответствующих документов и печати, в единственном числе «выиграла» конкурс на строительство в Рудном поликлиники общей стоимостью 1,7 млрд тенге. Финансирование, в том числе и по «Дорожной карте». Об этой неприглядной истории «Литер» писал в номере от 26 сентября. Специалисты Госархстройконтроля еще по весне выявили: колонны цокольного этажа будущей поликлиники смонтированы с грубейшими отклонениями от СНиПов. Если продолжать строительство, здание может однажды сложиться как карточный домик. В мае начались суды между заказчиком и подрядчиком. И только в конце октября поставлена точка: подрядчик признан несостоятельным и теперь по тендеру будут искать состоятельного.

Вместо эпилога. 24 сентября на дисциплинарном совете Агентства РК по делам государственной службы в Костанайской области рассмотрено дело в отношении руководителя аппарата акима Денисовского района Ж. С. Макашевой, которая, используя свое служебное положение, оказала в 2008 году неправомерное предпочтение ТОО «Стройфирма Достар» при ремонте административного здания акимата. На основании протокола об итогах государственных закупок способом из одного источника… Короче, договор заключили на весь объем ремонта, а в декабре наш старый знакомый работы прекратил из-за погодных условий, но акт на якобы выполненные работы составил. Инспектор технадзора Б. Калимов акт подписывать отказался, но руководитель аппарата акима района госпожа Макашева через районное казначейство полностью оплатила работы, которые подрядчик не делал. Отделалась дисциплинарным взысканием.

По какой карте живем?

Владимир КАТКОВ, Костанайская область

Комментарий

Буран Рахимбеков, председатель комитета партийного контроля НДП «Нур Отан»:

- Идея «Дорожной карты» очень правильная - охватить все регионы, все населенные пункты,

обеспечить людей работой. Главный вопрос - вопрос занятости. Я уже отмечал, что в программе есть и свои недостатки, например, в той ее части, которая касается подготовки и переподготовки кадров. Но, поскольку «Дорожная карта» продолжается и в следующем году, необходимо учесть все ее недостатки. Первое - продумать приоритетность вещей. Что важнее - отремонтировать музей или школу, дорогу или больницу? Для этого надо посоветоваться с депутатами маслихатов, узнать их мнение. Чтобы объект для ремонта определял не какой-то областной чиновник, а народные избранники, чтобы было обсуждение. Это первый момент. Местным жителям все-таки лучше знать, что важнее - дорога или больница, или, быть может, в срочном ремонте нуждается школа. Второй момент - необходимо донести выделяемые деньги до самых нуждающихся мест. Мы посмотрели - 53 процента всех средств остались в областных центрах. А надо, чтобы деньги дошли до каждого сельского округа, вот тогда они дадут максимальный эффект. И третья позиция - уж коли мы уделяем повышенное внимание переподготовке кадров, следует выяснить, какие профессии нужны и важны именно сейчас. А не просто так - выпустили 20 водителей, 10 парикмахеров. И куда им деваться? И если мы учтем все эти три пункта, на следующий год «Дорожная карта» может принести еще большую пользу.


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии