Новости
В других СМИ
Загрузка...
Читайте также
Новости партнеров

Сначала штрафуем, потом награждаем. Административные санкции за ограничение поставки топлива

Фото : 4 ноября 2009, 11:03

Устремления казахстанских правительственных органов так непостоянны, что впору сравнить их с известным романсом. Стоило самым дешевым заправкам ограничить поставки топлива на внутренний рынок, как последовали административные санкции.

Однако когда стали разбираться, выяснилось, что бензина на внутреннем рынке действительно не хватает. И альтернатива здесь одна - везти из России, где он традиционно несколько дороже. Потому решили уравнять возможности россиян и казахстанцев посредством ценового нивелира. И налогового заодно. Дело в том, что нагрузка на стоимость нефтепродуктов у них и у нас разнится на 15 процентов. То есть мы будем платить их налоги. А уж когда и их бензина нам станет много - может быть, цены и снизятся... Только вот снизятся ли? Пятнадцатилетняя история страны говорит об обратном.

Так и происходит, если верить последним сообщениям Агентства по защите конкуренции. Сначала самые лояльные к потребителям заправки «Гелиос»

и «Петро» они хотели оштрафовать. Затем подумали и решили: зачем заморачиваться? Кто им потребитель? Сват, брат? Ну и пусть цену поднимают, меньше ездить будут, экология лучше станет…

Когда в прошлом году нефть была по 140 долларов за баррель, бензин в Казахстане стоил 100 тенге за литр в среднем. Потом «черное золото» стало стоить почти вдвое дешевле, бензин опустился до минимума - 72 тенге за литр, или на четверть. Даже когда нефть стоила 39 долларов, он все равно стоил 72 тенге. Теперь нефть подорожала до 80 долларов за «бочку», и нефтепродуктопоставщики решили не отставать от восходящих тенденций.

Не так давно реализаторы бензина обратились к правительству:

- В последнее время наблюдается стремительный рост цен на нефтепродукты в мире. Казахстанские компании, следуя законам рынка, напрямую зависят от этого, и в особенности от российской конъюнктуры, - говорится в документе. - При росте закупочных цен на переработку, содержание АЗС, нефтебаз и так далее просто необходимо изменять цены, чтобы сохранить минимальный уровень рентабельности для стабильной деятельности. Сложившаяся ситуация, то есть искусственное сдерживание цен на ГСМ, уже сегодня отрицательно сказывается на состоянии рынка нефтепродуктов.

Разница в цене топлива с основным импортером - Россией за последнее время составляет 20-25 тенге, или 30 процентов. Причиной такого дисбаланса все также является сдерживание цен на ГСМ внутри Казахстана. По этой же причине многие крупные продавцы нефтепродуктов стараются экспортировать продукцию за границу, нежели отгружать ее на внутренний рынок, так как рост розничных цен отстал от роста оптовых.

К примеру, сегодня средняя розничная цена по Казахстану на популярные марки топлива АИ-92/93 составляет 82 тенге, а оптовая - 84-85 тенге. За счет того, что некоторые компании состоят в реестре монополистов, розничная цена на данную марку топлива у нас составляет в среднем 72 тенге. Компании в таких условиях начинают работать с нулевой прибылью. Это чревато крахом рынка бензина, как минимум, - в плане возможного банкротства мелких компаний, как максимум - нарастания поставок суррогатного топлива.

Почему же мы так сильно зависим от России? Как выясняется, потому что своего нет. Шымкентский НПЗ объективно погоду на рынке высокооктанового бензина не делает. Доля его производства там минимальна. Основные поставки того же девяносто третьего идут с Атырауского и Павлодарского заводов. Но и там объективная доля обеспечения внутренних потребностей не превышает 70 процентов.

Остальные тридцать процентов ввозятся из России. Здесь нужно оговориться, к примеру, в прошлом году официальная цифра импорта высокооктанового бензина (включая 95-й) составляла 12-15 процентов. В этом году почему-то увеличилась вдвое. Связано это прежде всего с тем, что отечественные НПЗ показали крайне плохие результаты по переработке нефти. Причина, которую указывают они, - недопоставки нефти. Странно, но Казахстан, как следует из высказываний министра энергетики Сауата Мынбаева на недавнем энергетическом форуме, экспортирует почти 70 млн тонн нефти в год.

Поэтому причина другая - традиционно в России бензин много дороже казахстанского. В среднем разница составляет 18-20 процентов, то есть, если у нас тот же 93-й бензин по 72 тенге, то там по 90. Поэтому немало топлива ушло из Казахстана в поисках лучшей доли. И наверняка обрело ее.

А на внутреннем рынке - жесткий дефицит. С раннего утра до полуночи около заправок «Гелиос» и «ПетроКазахстан» выстраиваются огромные очереди. Дешевле, чем у них, нет топлива. По всему Казахстану у них выставлена цена 70-72 тенге за литр 93-го. Единая и неделимая. На остальных заправках бензин купить - без проблем. Но по 85 тенге за литр минимум.

А что в итоге? ТОО «Гелиос» и Торговый дом «ПетроКазахстан» оштрафованы за нарушение антимонопольного законодательства на рынке ГСМ.

- За нарушения антимонопольного законодательства на рынке ГСМ привлечены к административной ответственности ТОО «Гелиос» и ТОО «Торговый дом «ПетроКазахстан». В настоящее время проводятся судебные процессы и уголовно-процессуальные мероприятия, - отмечается в сообщении Агентства по защите конкуренции.

Причина - реализация ГСМ только по талонам и карточкам. Хотя объективно такое происходило лишь избирательно. По талонам бензин реализовывался лишь на некоторых заправках и лишь в дневное время суток.

В пресс-службе сети «Гелиос» на наш вопрос о том, почему 93-й бензин, который способны производить отечественные НПЗ, - в дефиците (по талонам), а 96-й, импортируемый, - в достатке, ответили:

- Бензин марки АИ-80/93/96 отпускается с АЗС «Helios» без ограничений только по талонам и смарт-картам (то есть для клиентов, работающих по договорам с компанией «Helios»). Причина - искусственное сдерживание цен на рынке ГСМ привело к тому, что цены на АЗС «Helios» сегодня самые низкие в стране. В связи с этим на АЗС компании возник ажиотаж. Как следствие, за второе полугодие реализация выросла в 2 раза, компания не в состоянии обеспечить необходимым объемом топлива всех автолюбителей. Из-за сложившейся ситуации мы вынуждены ограничивать реализацию ГСМ за наличный расчет, так как в первую очередь необходимо выполнять договорные обязательства по талонам и смарт-картам.

Зато дешево. То есть предупреждение премьер-министра о недопущении баловства с ценами было воспринято буквально. Другие заправки не гнушались ничем, подняли цены при первой же возможности. Их данная мера не коснулась

Что же случилось буквально спустя две недели? Фактически всех наказанных решили не то что амнистировать, но еще и наградить.

Агентством Казахстана по регулированию естественных монополий было принято решение о повышении цен на высокооктановый бензин на 12 процентов.

- В целях снижения дефицита на рынке высокооктановых нефтепродуктов АРЕМ принято решение о повышении цен на высокооктановый бензин субъектов-доминантов, - сказал начальник управления мониторинга и анализа топливно-энергетического комплекса Агентства по защите конкуренции Еркегали Алимкулов. - Решение касается компаний «Гелиос» и «ПетроКазахстан».

По словам представителя агентства, эта мера направлена на устранение дефицита на внутреннем рынке и насыщение его нефтепродуктами из России. То есть имеет место своего рода интервенция топлива производства северного соседа. Там, кстати, до 67 процентов цены бензина составляет налоговая составляющая. Для справки: у нас всего 55 процентов. То есть наши потребители будут платить фактически российские налоги. И с этим все вынуждены согласиться.

Вообще, изначально задача правительства была направлена исключительно в социальное русло, чтобы народ не пострадал. В итоге вынуждены были согласиться с условиями свободного рынка. Именно на него, как выяснилось, и ориентируется наша страна прежде всего.

А потому с высокой ценой согласимся. Хотим мы этого или нет. Слава богу привычка уже выработалась. Такая ситуация возникает регулярно на протяжении всех 15 лет независимости каждую осень. Причем в итоге, как правило, на понижение цен рассчитывать не приходится. За все годы бензиновых кризисов такой сценарий был сыгран всего единожды - в прошлом году. Тогда нефть со 147 долларов за баррель снизилась до 80. Тут уж, как говорится, деваться было некуда.

Артур БАЛИВАРОВ, Алматы


Больше важных новостей в Telegram-канале «zakon.kz». Подписывайся!

сообщить об ошибке
Сообщить об ошибке
Текст с ошибкой:
Комментарий:
Сейчас читают
Читайте также
Загрузка...
Интересное
Архив новостей
ПнВтСрЧтПтСбВс
последние комментарии
Последние комментарии