Выступление Председателя Конституционного Совета Республики Казахстан Рогова И.И.

на 80-й пленарной сессии Венецианской комиссии Совета Европы

«Конституционное развитие правовой системы Республики Казахстан»

(Венеция, 9 октября 2009 года)

 

В рамках своего выступления я хотел бы остановиться на современных тенденциях конституционного развития правовой системы Казахстана.

Как гласит статья 1 Конституции, «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы». Данная норма-цель означает безусловное намерение Казахстана развиваться как государство, которое берет на себя обязательство эволюционировать в указанных направлениях адекватно его возможностям, и указывает на непрерывность этого процесса.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений, что Казахстан состоялся как демократическое государство со всеми присущими ему атрибутами. В рамках требований Конституции проводятся выборы Президента республики, палат Парламента, маслихатов, на которых народ как источник государственной власти реализует свою волю и проявляет свой суверенитет, определяющий демократический характер власти, придающий ей высшую легитимность. Проведение самих выборов с каждым разом выносится на новый качественный уровень демократичности и прозрачности и, по мнению большинства международных экспертов, отвечают самым передовым международным стандартам. Законодательно обеспечены и постоянно совершенствуются процессы функционирования центральных институтов гражданского общества и форм реализации гражданской позиции населения в лице политических партий, многочисленных и многообразных неправительственных организаций разных форм собственности и различной политической ориентации средств массовой информации. Тем самым не только признано формально-юридически, но и прочно вошло в повседневную жизнь общества положение ст. 5 Конституции об идеологическом и политическом многообразии.

Мировым признанием результатов кропотливой работы Казахстана над исполнением конституционной установки об обеспечении демократической сущности государственного устройства страны стало единодушное голосование в ноябре 2007 года в Мадриде государств-участников избрать Казахстан первым среди стран бывшего СССР председателем Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 году. Удовлетворению заявки Казахстана способствовал и в решающей степени личный авторитет Президента Республики Н. Назарбаева на международной арене.

Принятый 21 мая 2007 года Закон «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан» ознаменовал собой начало нового этапа демократического развития и политической модернизации суверенного Казахстана и вызвал положительный резонанс у отечественной и международной общественности.

Поправки в Конституцию позволили сделать серьезный шаг к переходу от президентской формы правления к президентско-парламентской системе. Произошло существенное расширение полномочий Парламента, увеличение его численности, принципиально изменен порядок выборов в Мажилис, снят запрет на государственное финансирование политических партий и иных общественных объединений и т.д. Существенные изменения произошли в сфере защиты прав человека. Некоторые конституционные новеллы уже апробированы на практике, в частности, по пропорциональной системе прошли выборы в Мажилис Парламента. Также Правительством впервые был поставлен вопрос о доверии перед вновь избранным Мажилисом Парламента.

В целях приведения национального законодательства в соответствие с результатами конституционной реформы внесены поправки в конституционные законы о Президенте, Правительстве, Парламенте и статусе его депутатов, судебной системе и статусе судей, о выборах, приняты законы по вопросам смертной казни, судебного санкционирования ареста, об Ассамблее народа Казахстана, местном самоуправлении и др.

Это связано с программой модернизации общественно-политического устройства страны. Эта программа носит поэтапный характер. Суть новых законов заключается в совершенствовании законодательного поля, в большей его либерализации, что, в конечном счете, должно способствовать углублению процесса демократизации в стране.

Так, в решении животрепещущего вопроса о смертной казни Казахстан придерживается позиции ее поэтапной отмены, в связи с чем поправки в Конституцию существенно сокращают сферу применения данной меры наказания. Применение ее возможно лишь за террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершенные в военное время, с предоставлением приговоренному права ходатайствовать о помиловании.

Именно поэтому, адекватно угрозам XXI века, Казахстан по сути приравнял террористические преступления, сопряженные с гибелью людей, к преступлениям, совершаемым в военное время, применение смертной казни за совершение которых не противоречит Второму Факультативному протоколу к Международному Пакту о гражданских и политических правах, направленного на отмену смертной казни.

С принятием и подписанием 5 июля 2008 года Главой государства Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам применения мер пресечения в виде ареста, домашнего ареста» санкционирование ареста производится исключительно судами.

Наделение судебных органов таким правом является одной из форм дальнейшего расширения судебного контроля на досудебной стадии и базируется не только на требованиях ст. 16 Конституции, предусматривающей возможность судебного санкционированного ареста и содержания граждан под стражей, но и на факте безоговорочной ратификации нашим государством Международного Пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года. К слову сказать, в феврале текущего года Казахстан присоединился к Факультативному протоколу к данному пакту, признав тем самым компетенцию Комитета по правам человека ООН принимать и рассматривать сообщения отдельных лиц, подпадающих под юрисдикцию Республики Казахстан, в отношении действий и бездействия органов государственной власти либо в отношении принятых ими актов или решений.

Таким образом, развитие общественно-политических и социально-экономических отношений, как видим, вносят свои коррективы вплоть до уровня Конституции. Иначе говоря, ратуя за стабильность Основного Закона, нельзя забывать, что он не только определяет содержание и направления развития страны, но и чутко реагирует на фундаментальные изменения общемировой и национальной конъюнктуры, на ключевые факторы народного самосознания и мировосприятия.

Совсем недавно республика отметила общенациональный праздник - День Конституции. Многочисленные торжественные мероприятия прошли по всей стране. Но главным событием, безусловно, стал военный парад, впервые приуроченный к этому празднику. Все это говорит о том, какое важное значение придается в стране Основному Закону. Сегодня с полной уверенностью можно сказать, что действующая Конституция страны представляет собой ориентир, по которому мы ежедневно «сверяем часы». 14 лет назад, проголосовав за Конституцию, народ подтвердил свой однозначный выбор в пользу свободы и демократии, определив стратегию поступательного развития нашего государства на долгие годы.

В правовом развитии Казахстана наступает новый этап, связанный с утверждением Главой государства новой Концепции правовой политики. Концепция, рассчитанная на период с 2010 по 2020 годы, является логическим продолжением принятой в 2002 году Концепции правовой политики, сыгравшей свою положительную роль в правовом развитии страны.

Новый программный документ определил основные приоритеты в правовой политике государства в предстоящем десятилетии. В концепции в русле требований Основного Закона сформулированы основные направления совершенствования национальной правовой системы, основанные на современных тенденциях ее развития, накопленном отечественном и мировом опыте, научно обоснованных представлениях о перспективах развития казахстанского государства и права. На этой основе будут совершенствоваться отрасли права и формироваться новое поколение казахстанского законодательства как правовой основы дальнейшей модернизации страны.

Подводя итог своему выступлению, хочу сказать, что демократия, толерантность и многие другие базовые элементы современного Казахстана невозможны без создания правового государства, служащего защитой и опорой всех казахстанских граждан и не допускающего совершения действий и принятия правовых актов, противоречащих нравственной идее права.

Создание передовой международно-правовой базы и действующего законодательства в сфере защиты прав и свобод человека, постоянное совершенствование работы всех государственных структур в целях повышения стандартов качества жизни, физического и психологического здоровья казахстанцев, укрепление гражданского общества и развитие неправительственного сектора - партнера государства в правозащитной сфере - также считаются составляющими глубоко эшелонированной системы практической реализации конституционных установок.

Конституционные основы демократического, светского и социального государства, базирующиеся на принципах общественного согласия и политической стабильности, экономического развития на благо всего народа, казахстанского патриотизма, демократического управления .государственной жизнью снимают все вопросы по поводу того, каким должен быть Казахстан через пять, двадцать или пятьдесят лет. Он должен свято ценить человеческие права и свободы, не допускать их нарушений, обеспечивать решение всех общегосударственных задач и вопросов исключительно на основе волеизъявления народа в рамках Конституции и транспарентного, четко выраженного законодательства страны.

2 ноября 2009, 12:01
Источник, интернет-ресурс: Рогов И.И.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку – выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите на ссылку сообщить об ошибке.

Акции
Комментарии
Загрузка комментариев...
Если вы видите данное сообщение, значит возникли проблемы с работой системы комментариев. Возможно у вас отключен JavaScript или заблокирован сайт http://hypercomments.com
Введите имя
Чтобы увидеть код начните набирать сообщение Введите код из 3 сим-волов, отображенных черным цветом. Язык кода - русский. обновить код